ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Социальная психология группПод группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то одинаковые условия, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. Именно в рамках этого второго толкования имеет по преимуществу дело с группами социальная психология. Можно выделить некоторые черты, свойственные группе как субъекту деятельности. Прежде всего, это касается психологических характеристик группы, к которым должны быть отнесены такие групповые образования, как групповые чувства, композиция группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций. Психологические характеристики группы. При анализе развития групп в истории человеческого общества было установлено, что главной, чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемого «мы-чувства», т. е. чувства общности ее членов. И исторически, и относительно каждой конкретной группы появлению «мы-чувства» предшествует «они-чувство», т. е. первичным является ощущение именно чуждости других людей и групп. Это говорит о том, что универсальным принципом психического оформления общности является различение для индивидов, входящих в группу, некоторого образования «мы» в отличие от другого образования — «они». Композиция (состав) группы – совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения анализа ее как целого. Композиция группы может быть описана по-разному в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, например, возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы. Структура группы определяется функциями, которые выполняют отдельные члены группы, а также межличностными отношениями в ней. Существует несколько видов структуры группы: структура предпочтений, структура «власти», структура коммуникаций. Групповые процессы включают психологические и организационные процессы сплочения (лидерство и руководство), развитие группы как социального единства, групповое давление, изменение отношений и т. п. Групповые нормы — это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к этой деятельности. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности. Для того чтобы обеспечить выполнение членами группы групповых норм, существуют групповые санкции. Групповые санкции – это система поощрений и наказаний членов группы со стороны группы в целом. Часто говорят о негативных групповых санкциях (отвержение, бойкот), однако следует считать правомерным включение в состав системы санкций и положительных санкций (уважение, поощрение, признание). Классификация групп. Прежде всего, для психологии является значимым разделение групп на условные и реальные. Среди реальных групп существуют реальные лабораторные группы и реальные естественные группы. В свою очередь, естественные группы подразделяются на большие и малые. Большие группы также разделяются на большие стихийные группы и организованные, длительно существующие. Малые группы могут быть двух разновидностей: становящиеся группы и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся. Малые группы. Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Определение фиксирует специфический признак малой группы, отличающий ее от больших групп: общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов. Можно отметить, что в качестве нижней границы малой группы часто считается диада. Однако существует и иная точка зрения, полагающая, что наименьшее число членов малой группы не два, а три человека. Это аргументируется тем, что в диаде невозможно вычленить тот тип общения, который опосредован совместной деятельностью, любое общение здесь приобретает характер межличностного. Присутствие в группе третьего лица изменяет систему взаимоотношений и вносит деятельностные основания в процесс общения. Верхняя граница малой группы также однозначно не определена. Если изучаемая малая группа должна быть, прежде всего, реально существующей группой и она рассматривается как субъект деятельности, то логично не устанавливать какой-то жесткий «верхний» ее предел, а принимать за таковой реально существующий, данный размер группы, продиктованный целью совместной групповой деятельности. Виды малых групп. Малые группы разделяют на первичные и вторичные. Под первичной группой понимаются такие группы, в которых осуществляются непосредственные контакты между ее членами. Вторичные – это те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники», например, в виде средств связи. Но при выделении такого признака первичные группы стали отождествлять с малыми группами, и тогда классификация утратила свой смысл. Другое деление малых групп предполагает разделение малых групп на формальные и неформальные. В формальной группе четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами, строго распределены и роли всех членов группы в системе подчинения так называемой структуре власти. Неформальные группы складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где нет заданной системы взаимоотношений по вертикали. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, но может возникать и сама по себе, вне ее. В реальности трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных. Поэтому в социальной психологии родились предложения, снимающие эту дихотомию. Были введены понятия «формальная» и «неформальная структура» группы (или «структура формальных и неформальных отношений»), и различаться стали не группы, а тип, характер отношений внутри них. Третья классификация выделяет группы членства и референтные группы. Под группами членства рассматриваются те группы, в которые индивид включен реально; в противоположность им референтные группы – это группы, в которые индивиды не включены реально, но их нормы они принимают. В дальнейшем были выделены две функции референтных групп: сравнительная и нормативная; референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для нормативной оценки его. По длительности существования малые группы делятся на временные и стационарные. По уровню развития группы подразделяются на: Коллектив – добровольное объединение людей, характеризующееся высоким уровнем опосредования межличностных отношений совместной деятельностью и наличием социально одобряемых целей (например, трудовой коллектив, достигший социально-психологической зрелости). Корпорация – группа, достигшая высокого уровня социально-психологической зрелости, но преследующая социально не одобряемые цели (высокоорганизованная преступная группа). Просоциальная ассоциация отличается невысокой степенью опосредования межличностных отношений совместной деятельностью и общественным характером целей (например, только что созданная учебная группа). Асоциальная ассоциация характеризуется антиобщественным характером деятельности, невысокой степенью опосредования межличностных отношений этой деятельностью. Диффузная группа – скопление людей, которых объединяет лишь место и время, совместная деятельность практически отсутствует (пассажиры автобуса). Развитие малой группы. Традиционно при изучении развития малой группы социальные психологи обращались к анализу ее двух основных сфер жизнедеятельности: деловой (инструментальной) и эмоциональной (экспрессивной). Движущей силой развития группы является противоречие между двумя этими сферами. Выделяются три основные стадии такого развития: 1) ориентировка (в ситуации, задаче, отношениях между членами группы и т.д.); 2) конфликт (между членами группы, группой и отдельными ее членами и т.д.); 3) динамическое равновесие (обеспечивает возможность функционирования группы как целого). Особого рассмотрения требует вопрос о механизмах групповой динамики, о том, посредством чего происходит психологическое развитие группы. В качестве таких механизмов выделяются внутригрупповые противоречия, «идиосинкразический кредит» и психологический обмен; Г. М. Андреева в качестве основного механизма рассматривает конформность. Противоречие как механизм развития группы уже упоминалось. К возможным типам противоречий, стимулирующим развитие группы, относят противоречия между потенциалом группы и ее деятельностью; между стремлением членов группы к самореализации и тенденциями более жесткой интеграции с группой; между поведением лидера и ожиданиями членов группы относительно его поведения. Идиосинкразический кредит означает ситуацию, когда лидеру (или другому высокостатусному члену группы) позволяется нарушать групповые нормы, в то время как за такое нарушение к любому другому члену группы будут применены групповые санкции. Этот феномен может стать механизмом изменения групповых норм или формирования новых, с чем некоторые авторы связывают процесс группового развития. Понятие психологический обмен в самом общем смысле можно представить как «обмен» активного участия в жизни группы, реализации групповых ценностей на высокий групповой статус. Иными словами, через оценивание индивидуальных вкладов в общее дело происходит статусная дифференциация. Социально-психологические характеристики группы. К ним относят наличие определенной структуры малой группы, поведение, связанное с реализацией групповых норм, и групповую сплоченность. Уже отмечалось, что в малой группе можно выделить различные типы структур в зависимости от выбранного критерия. Формально-статусная структура дает представление о соотношении позиций в формальной структуре группы. Для трудовых коллективов она совпадает со штатным расписанием. Структура предпочтений выражается в социометрических статусах членов группы. Она часто рассматривается как аналог неформальной статусной структуры группы. Коммуникативная структура характеризует внутригрупповые позиции индивидов в зависимости от информационных потоков в группе. Особенности коммуникативной структуры влияют на организационное развитие группы и ее деятельность. Как правило, централизованная структура по сравнению с децентрализованной способствует появлению лидера, организационному развитию, но препятствует эффективности решения сложных проблем и уменьшает удовлетворенность групповым членством. Властная структура – это вертикальное взаимное расположение индивидов в зависимости от их способности оказывать влияние в группе. Всего можно выделить пять типов социальной власти: 1) вознаграждающую; 2) принуждающую; 3) легитимную; 4) референтную; 5) экспертную. Следовательно, можно строить различные властные структуры группы в зависимости от рассматриваемого типа власти. Реальное управление группой, как правило, осуществляется одновременно по разным каналам. Другая существенная характеристика сложившейся группы – поведение, связанное с реализацией групповых норм. Достаточно условно можно выделить три области: 1) влияние норм, разделяемых большинством членов группы; 2) влияние норм, разделяемых меньшинством членов группы; 3) отклонения поведения индивидов от групповых норм. Первая область связана с проявлениями конформного поведения, вторая – с влиянием меньшинства, третья – с феноменом группового давления. Понятие «конформность» обозначает изменение поведения или установок в результате реального или воображаемого воздействия группы. Разделяют внешнюю и внутреннюю конформность и негативизм. Внешняя конформность (уступчивость) предполагает изменение поведения (или выражение согласия с группой) при утреннем несогласии с ней. Внутренняя конформность (одобрение) характеризуется изменением мнения и поведения под влиянием группы. Негативизм (реактивное сопротивление) – тенденция вести себя наперекор требованиям группы. Рассматривают следующие уровни конформности: подчинение, идентификация, интернализация. Подчинение аналогично внешней конформности, когда человек выражает согласие, оставаясь несогласным с группой внутри. Идентификация предполагает более глубокое принятие норм, она происходит, когда личность принимает групповые нормы из-за идентификации себя с группой (я – это мы). Интернализация – самый глубокий уровень конформности, предполагает внутреннее усвоение групповых норм личностью. Существует две возможные причины возникновения конформности: нормативное и информационное влияние. Нормативное влияние заключается в возникновении конформности из-за желания удовлетворить ожидания других людей, а также для того, чтобы добиться признания, сохранить хорошие отношения или не быть отверженным. Информационное влияние связывает возникновение конформности с принятием суждений других людей, особенно в неопределенной ситуации. Влияние меньшинства сводится к следующему: функционирование группы возможно на основании согласия по поводу каких-либо фундаментальных принципов. Меньшинство может попытаться изменить эти принципы, расшатывая согласие. Для того чтобы повлиять на большинство, меньшинство должно быть последовательным, демонстрировать уверенность в себе. Резко усиливает позицию меньшинства наличие «отступников» со стороны большинства. Кроме того, необычная позиция и поведение обладают притягательной силой для окружающих, что также способно повлиять на большинство. Групповое давление – это действия группы, направленные на то, чтобы заставить члена группы вести себя в соответствии с нормами. Групповое давление может быть реализовано различными путями: через осуждение, понижение группового статуса, бойкот вплоть до исключений из группы. Оно выполняет несколько важных функций в жизни группы: 1) целеполагающую – обеспечивает достижение цели; 2) сохранительную – сохраняет группу как целое; 3) конструктивную – способствует выработке «групповой реальности»; 4) реляционную – участвует в определении отношения членов группы к социальному окружению. Третьей характеристикой сложившейся группы является групповая сплоченность. Сплоченностьгруппы – совокупность всех сил, действующих в группе, заставляющих человека сохранять свое членство в группе и испытывать положительные эмоции от членства в ней. Сплоченность характеризует степень привлекательности группы для ее членов. Сплоченную группу характеризуют единство целей, ценностей, сотрудничество, дружеская атмосфера, неподдельная заинтересованность членов группы друг в друге и желание помочь. Наличие в группе общей цели, совпадение индивидуальных и групповых целей, межличностная симпатия, наличие внешней по отношению к группе опасности, угрозы и ряд других факторов способствуют росту групповой сплоченности. Сплоченность есть фактор эффективности деятельности группы. Эффективность деятельности группы. Слагаемыми эффективности группы являются групповая продуктивность и удовлетворенность от членства в группе. Продуктивность зависит от потенциальной продуктивности группы, ее размеров, структуры коммуникации в группе, типа выполняемой задачи, стиля управления, сплоченности группы и т. д. Согласие с распределением статусов в группе, приближение к поставленной цели, возможность реализовать свой потенциал, симпатии в межличностных отношениях и другие факторы повышают удовлетворенность индивида группой. Социально - психологический климат является интегральной характеристикой группы. Социально - психологическийклиматгруппы – устойчивое психическое состояние группы, отражающее особенности ее жизнедеятельности. Это совокупность условий, способствующих или препятствующих продуктивной групповой деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Это качественная характеристика межличностных отношений в группе, система отношений членов группы к условиям, характеру, содержанию совместной деятельности, к руководителю и другим членам группы. Благоприятный социально-психологический климат характеризуют доверие, доброжелательность в отношениях, взаимопонимание, свободное выражение членами группы своего мнения и уважение к мнению других, конструктивность критики, чувство защищенности, оптимизм, уверенность, удовлетворенность от членства в группе. Неблагоприятный социально-психологический климат отличается напряженностью в отношениях между членами группы, конфликтностью, преобладанием подавленного настроения, неудовлетворенностью от членства в группе. Благоприятный психологический климат является условием эффективности деятельности группы. Факторы, влияющие на социально-психологический климат: характер межличностных отношений, личность руководителя и реализуемый им стиль и методы управления, психологическая совместимость, наличие микрогрупп, характер взаимодействия между ними, влияние внешней социальной среды, а также физический микроклимат и т. д. Психологическая совместимость – способность членов группы выполнять совместную деятельность. В основе психологической совместимости лежит оптимальное сочетание психологических характеристик участников взаимодействия по принципу их сходства или взаимодополняемости. Социометрическая структура группы характеризует субординацию позиций индивидов в системе внутригрупповых межличностных предпочтений. Речь идет о неформальной структуре группы, структуре межличностных эмоциональных контактов: симпатиях, антипатиях, предпочтениях в группе. Понятие социометрической структуры группы связано с именем Дж. Морено, автора получившей широкую известность социометрической методики. Методика предназначена для исследования в группе межличностных отношений неформального типа. Она позволяет установить положение индивида в группе, наличие микрогрупп в структуре изучаемой группы, наличие конфликтности, напряженности в отношениях, степень групповой сплоченности, мотивационную структуру отношений. Процедурно социометрическое исследование осуществляется путем постановки косвенных вопросов, отвечая на которые, участники производят последовательный выбор предпочитаемых в описанной вопросом ситуации членов группы. Социометрический статус личности определяется числом полученных им в группе выборов. Наибольшей популярностью и симпатией пользуются «звезды». Выделяют также категории предпочитаемых, игнорируемых, изолированных и отвергаемых членов группы. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|