ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Эффекты внутригруппового взаимодействияСоциальная фасилитация. Это повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника (эффект соперничества) или наблюдателя за действиями данного индивида (эффект аудитории). Результаты деятельности могут зависеть от следующих факторов: · степени усвоения соответствующих навыков; · характера выполняемых человеком задач (повышается результативность выполнения относительно простых видов деятельности и затрудняется результативность трудных действий и решение сложных задач; · присутствия наблюдателя или соперника (это положительно влияет на количественные характеристики деятельности и отрицательно – на качественные). Кроме того, выявлена также зависимость социальной фасилитации от пола (у мужчин проявляется в большей степени), возраста (молодежь более подвержена данному эффекту), психоэмоционального состояния и социального статуса субъекта, от его отношения к присутствующим (при положительном отношении наблюдается увеличение скорости или продуктивности, при отрицательном – снижается). Одним из проявлений социальной фасилитации является социальная ингибиция, предполающая уменьшение скорости и ухудшение продуктивности деятельности человека в данных условиях. Подобная ситуация возникает в том случае, если человек владеет тем или иным видом деятельности на недостаточно высоком уровне. Присутствие других людей вызывает у индивидов возбуждение, которое может быть вызвано боязнью оценки или рассеиванием внимания между выполняемой задачей и действиями других. Конфликт между вниманием к другим и вниманием к задаче перегружает когнитивную систему и вызывает возбуждение. Р. Зайенс на основании многочисленных экспериментов утверждает, что присутствие других само по себе вызывает возбуждение, безотносительно отвлечения внимания или страха оценки. Социальная леность. Когда люди уверены, что работают в группе и их работа не оценивается индивидуально, они развивают меньше усилий, чем при работе в одиночку. Существует, однако, ряд ситуаций, в которых социальная леность не проявляется или проявляется в меньшей степени, чем можно было бы ожидать. Это позволяет предположить, что, возможно, ее преодоление. 1. Социальная леность уменьшается, когда задача, стоящая перед группой, трудна, притягательна и увлекательна. 2. Люди перестают лениться, если они считают других членов своей группы ненадежными или неспособными к продуктивной деятельности. 3. Интенсивность работы людей в группе увеличивают также необходимость стремиться к определенным стандартам и межгрупповое соревнование. 4. Дружеские отношения между членами группы также способны снизить проявления социальной лености. Анонимность и деиндивидуализация в группе. Возбуждение и уменьшение ответственности в условиях группы способны ослаблять сдерживающее действие социальных норм и приводить к поступкам, нарушающим эти нормы. Такие ситуации характеризуются утратой самоосознания и боязни оценки у людей, участвующих в них. Это явление было названо деиндивидуализацией. В многочисленных экспериментах выявлены факторы, повышающие вероятность ее возникновения: 1) увеличение размера группы; 2) физическая анонимность (т. е. невозможность опознать личности участников групповых действий). Эксперименты показывают, что в состоянии анонимности люди в меньшей степени отдают себе отчет в своих действиях и становятся более чувствительными к ситуационным воздействиям; 3) возбуждающие и отвлекающие занятия (такие, как скандирование, аплодисменты, хоровое пение и массовые танцы), которые вызывают у людей возбуждение и снижают самоосознание; 4) все факторы, снижающие самоосознание (алкогольное опьянение, стандартная одежда и т.п.). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|