ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Голова Аполлона с западного фронтона храма Зевса в Олимпии. 460–450 гг. до н. э.
Дискобол Мирона
В IV веке до н. э. строительные работы в Олимпии продолжались. Вокруг священной рощи возвели стену, расширили и реконструировали сооружения для соревнований и тренировок, завершили строительство булевтериона и портика над могилой Пелопса. Был выстроен храм, посвященный Матери всех богов. По распоряжению царя Македонии Филиппа II в честь победы над греками при Херонее (338 год до н. э.) было начато строительство филиппейона – новой сокровищницы и святилища героев, которое завершилось в правление его сына Александра Македонского. При последнем также был реконструирован стадион и выстроена гостиница, в которой стояла статуя Афродиты работы Праксителя. К III–I векам до н. э. относится сооружение палестры и гимнасиона, предназначенных для тренировок атлетов. Палестра была достаточно благоустроенным спортивным комплексом, в который входили крытые помещения, душевые и бассейн. Тренировочная площадка гимнасиона была соотносима по размерам со стадионом, на котором происходили Олимпийские соревнования. В здании гимнасиона хранились списки Олимпийских игр и атлетов-победителей. Со временем Олимпия и Олимпиады утратили прежнее значение в жизни Греции. Храм Матери всех богов был превращен в храм Августа, обожествленного императора. Игры стали зрелищным мероприятием, зависящим от благосклонности императоров. В этот период постройки в Олимпии были немногочисленными. Археологи обнаружили останки триумфальной арки императора Нерона и термов философа Герода Аттика. Предпринятые некоторыми римскими императорами попытки реанимировать угасающую языческую религию и культуру лишь временно приостановили упадок древнего святилища в Олимпии. Алтари старых богов пошатнулись под напором христианства; в 394 году император Феодосий запретил языческие культы и обряды, в том числе и Олимпийские игры. В 395 году священный город древности пережил нашествие готов под предводительством Алариха и землетрясение, разрушившее храм Геры и часть стены вокруг священной рощи. Наконец, в 426 году император Феодосий II приказал разрушить храм Зевса и другие культовые сооружения, посвященные языческим божествам, и былое величие Олимпии обратилось в прах. Лишь века спустя, в 1896 году, произошло возрождение знаменитых Олимпийских игр. Основателем современного олимпийского движения был Пьер де Кубертен, завещавший похоронить свое сердце в священном городе Греции – Олимпии.
Помпеи
Трагическая судьба этого древнеримского города, о которой стало известно благодаря находкам археологов, послужила сюжетом для всемирно известной картины русского художника К. Брюллова «Последний день Помпеи». Художник запечатлел на полотне гибель города вследствие извержения вулкана Везувий 24 августа 79 года. Помпеи были засыпаны слоем вулканического пепла толщиной в несколько метров, под которым город в течение веков сохранялся практически в неизменном виде. Этот город находился в провинции Кампания неподалеку от Неаполя. Помпеи были основаны италийским племенем осков или греками в IV веке до н. э и просуществовали до I века н. э. В дальнейшем город оказался в руках самнитов, а в IV веке до н. э. перешел во владения Римской державы. Через Помпеи проходит знаменитая Аппиева дорога (Виа Аппия), названная так по имени цензора Аппия Клавдия, при котором в 312 году до н. э. было начато ее сооружение. Она соединяла Рим и Южную Италию, что способствовало развитию торговых связей между римскими провинциями. Так как местность, в которой находились Помпеи, отличалась плодородием и мягким климатом, многие знатные римляне приобретали там виллы. Так, знаменитый философ и политический деятель Цицерон имел в Помпеях три виллы. Известно, что пробуждение вулкана Везувий, который долгое время считали потухшим, происходило постепенно. За несколько лет до катастрофы (5 февраля 62 года) произошло землетрясение, о котором древнеримский историк Тацит упоминает в своих «Анналах». Несомненно, что накануне катастрофы в окрестностях города наблюдались явления, которые должны были насторожить жителей Помпей. В начале августа 79 года в предгорьях вулкана стали ощущаться периодические толчки, затем перестали бить подземные источники – это было признаком растущего давления в земных недрах. За несколько дней до извержения Везувия из близлежащих лесов исчезли звери и птицы. Домашние животные тоже проявляли повышенное беспокойство, предчувствуя беду. Лишь люди, как это зачастую бывает, постарались отмахнуться от очевидного предостережения судьбы. Впрочем, часть жителей Помпей, помня о землетрясении 62 года, поспешила покинуть город, еще не зная, что он обречен на гибель. Другие же были застигнуты врасплох потоками лавы. Некоторые жители Помпей встретили свой конец среди разнузданных наслаждений, кто-то замешкался, собирая ценные вещи, кто-то тщетно пытался спасти своих близких… При извержении Везувия помимо Помпей было уничтожено еще два города – Геркуланум и Стабии, которые также располагались неподалеку от вулкана. Согласно сохранившимся свидетельствам, извержение было необычайно сильным, частицы пепла долетали до Египта и Сирии. Город, засыпанный многометровым слоем вулканического пепла, был обнаружен в XVII веке при постройке водопровода, однако планомерные раскопки начались лишь в 1748 году. Итальянский археолог Д. Фьорелли с 1860 года проводил новаторские в методологическом отношении раскопки Помпей. Найденные в толще пепла полые углубления, которые полностью сохранили форму тела и позы погибших людей и животных, Фьорелли предложил заливать раствором извести; таким способом были получены многочисленные скульптурные изображения жителей Помпей. Раскопки продолжались в XX веке. В 1940–1950 годах из-под толщи пепла были освобождены некрополь, усадьбы и дома, в которых сохранились фрагменты настенной росписи и мозаичные полы, а также храмы, термы, амфитеатр, скульптуры, амфоры и т. д.
В настоящее время некоторые специалисты, изучающие Аюрведу (одна из священных индийских книг-вед, содержащая жертвенные формулы и толкования), считают, что Помпеи были выстроены в соответствии с законами Ваасту, подразумевающими единство и гармонию с силами природы. В качестве доказательства своей гипотезы эти ученые указывают на высокий уровень комфорта в Помпеях.
Благодаря работе археологов удалось воссоздать картину жизни города. В Помпеях процветала торговля: товары привозили из различных провинций по Аппиевой дороге, в кораблях по реке Сарно, кроме того, Помпеи были приморским городом, и часть товаров доставлялась морем. Однако значительную долю богатств приносило сельское хозяйство. В Помпеях сохранились многочисленные лавки, трактиры, пекарни и мастерские. При раскопках были найдены разнообразные изделия из стекла, керамики и металлов, в том числе и драгоценных, что свидетельствует о высоком уровне развития ремесел. Главное место в жизни женщин занимало ткачество. В Помпеях функционировала продуманная система водоснабжения. Вода для фонтанов и терм, а также в дома богатых горожан поступала по специальному акведуку Аква Августа, спускавшемуся с горных склонов. Город был выстроен по продуманному плану. На пересечении двух главных улиц, из которых одна шла с севера на юг, другая – с запада на восток, находился форум – прямоугольная площадь, где происходили все важные события общественно-политической жизни. Здесь находились храмы, административные сооружения и рынок. Город состоял из девяти кварталов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|