Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 11 ПОНЯТИЕ МОРАЛИ




Помощь в написании учебных работ
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Как уже указывалось во введении, понятие морали появляется достаточно поздно - в римской философии. Когда Цицерону понадобилось найти латинский аналог греческому слову <<этос>>, он перевел его как «мое», что означало «нрав», «обычай», «образ действий», «правило», «установление». Множественное число звучало как «морес», а прилагательное - «моралис». Далее в произведениях латинской патристики встречается понятие «моралитас», которое и устоялось в европейской философии как - «мораль».

 

Содержание понятия морали

Мораль - чрезвычайно сложный для восприятия феномен. В разные исторические эпохи и в различных философских течениях ему придавались новые, оригинальные оттенки смысла, а также современные интерпретации исходных значений. Если суммировать все сказанное, то за понятием морали становится видна следующая многоступенчатая реальность.

1. Сфера практической жизни человека, включающая в себя поступки и отношения с другими людьми. Причем мораль рассматривает главным образом межличностные отношения, а не социальные, где люди взаимодействуют друг с другом не как индивидуальности, а как члены определенных социальных групп.

2. С другой стороны, мораль непосредственно касается внутренней жизни человека, наполненной желаниями, эмоциями, внутренними конфликтами. При этом ее интересует даже не внутренний мир личности как таковой, а, во-первых, ее убеждения

 

 

 

 

относительно добра и зла и, во-вторых, каким образом ее решения становятся практическими поступками.

3. Область общественного мнения, в котором устоялись оценки и ценности, представляющие собой сложившийся на данный момент нравственный опыт народов, социальных групп, поколений. Этот пласт нередко называют «общественной моралью».

4. Огромный массив нравственной культуры людей, выраженный в характерах, правилах обхождения и этикета, ценностных предпочтениях, различных практиках оценивания, традициях. Данную сферу в отечественной литературе принято обозначать словом «нравы». Их, как стремительно меняющуюся стихию, принято противопоставлять морали, которой придавался смысл идеального эталона для поведения.

5. Поле нормативности, существующее в конкретном обществе. В этом смысле узкое, социологическое понимание морали было склонно видеть в ней исключительно совокупность норм, существующих в данном обществе, но при этом не относящихся к праву. Таким образом подразумевалось, что она имеет отношение не к реально сложившимся на данный момент отношениям, а преимущественно к сфере должного.

6. Наконец под моралью понималась сфера высших ценностей, идеалов, конечных целей жизни человека. В значительной степени это содержание совпадает с понятием добра, о котором нам уже приходилось говорить. Но здесь важно отметить, что посредством обращения к этой сфере мораль обретает свое абсолютное содержание и начинает говорить о поступках и отношениях между людьми с точки зрения их соответствия идеалу.

Если суммировать все сказанное, то у нас получается следующее определение. Мораль - это выраженное в ценностях и нормах представление об идеальных отношениях между людьми. Причем нормативность (должное) - это форма существования морали, а ценность (добро) - это ее положительное содержание. Если же задавать вопрос о самой сущности данного явления, то можно сказать, что мораль есть выражение меры человечности, принятое в конкретном обществе, а также во всем универсуме людей. Взятая в качестве практики, она есть сама человечность, отступление от которой разрушает открытые, доверительные отношения между людьми. Данную трактовку морали мы будем использовать в последующем изложении.

 

 

Природа морали

Характеристика морали как человечности указывает на ее гуманистическое содержание. Традиционно гуманизм понимается как мировоззренческая позиция, полагающая, что все социальные процессы в мире должны совершаться ради человека. Как интеллектуальное движение он зародился в эпоху Ренессанса; иногда раннее Возрождение называют эпохой гуманизма. Но тогда, вырастая из Средневековья, где основное внимание было сосредоточено на Боге, он означал пробуждение интереса к человеку, его чувствам, возможностям, положению в мире. Однако менее чем за столетие гуманистическое движение совершает революцию в европейском миропонимании. Отныне человек признается центром мироздания, обладающим неограниченными возможностями в познании. Философия Нового времени продолжила развивать идею о независимости личности, высшей точкой которой можно признать учение Канта об автономии воли.

Гуманизм эпохи Просвещения окончательно обосновал право человека на земное счастье, благополучие, личный интерес, выбор жизненной цели. Особое значение сыграли идеи прав и свобод личности как естественных рамок существования человека в социуме. Тем не менее Просвещение исходило из наличия у человека его особой, неизменной сущности - разума. Чувственно-эмоциональной природе все-таки отводилась второстепенная роль. Поэтому гуманистическое движение XX в. придавало огромное значение эмоциям, фактически признав, что человек - не разумное, а чувствующее, переживающее существо. Не случайно очень влиятельное движение в психологии, настаивавшее на тождестве бытийственных основ личности и ее эмоций, называется гуманистически ориентированным. Кроме того, развитие идеи автономии личности привело к тому, что современная философия в большинстве своих направлений отказывалась ставить ее в зависимость от какой-либо сущности. Так, экзистенциализм настаивал: человек есть открытый проект, чья свобода не скована никакими заранее заданными природными и социальными рамками. Мы становимся такими, какими мы сами решим, и помешать себе можем только сами.

Но указанная выше линия рассуждения составляет только одну, индивидуалистическую сторону гуманизма.

 

 

 

 

Мораль как выражение человечности берет от нее свою автономию, а также представление о другом человеке как равном нам по достоинству индивиде, имеющем право на заботу о себе. Но есть и другая сторона гуманизма, обусловленная учениями мировых религий. Только благодаря им человек приобрел значение личности, т.е. существа, имеющего абсолютную ценность вне зависимости от социальных или политических условий. Помимо этого, религиозный взгляд обосновал не только незыблемый статус самой личности, но и необходимость исключительного отношения к другому человеку, заповеданного Богом. Мировые религии смысл этого отношения видели в жертвенности, служении другому человеку и категорическом неприятии всего, что может принести ему вред. Отсюда мораль приобретает свое неэгоистическое содержание, позволяющее относиться к другому человеку вне рамок прагматических социальных связей. Но главное, что она взяла от религии - это характер абсолютного требования. Нравственный взгляд на вещи не просто выражает благие пожелания, но и категорически требует от личности соблюдать рамки человечности. При этом, как мы не раз уже показывали, мораль источник своего требования извлекает не из внешней силы, а из самой нравственной сути человека, выраженной в велении его совести.

Если кратко формулировать вывод о природе (сущности) морали, то можно сказать, что она есть добровольно налагаемое на себя требование неэгоистического, благожелательного отношения к другому человеку. Означает ли это, что мораль полностью замкнута на другого, вплоть до самоотречения? Не совсем. В морали есть другая сторона, о чем мы преимущественно говорили в предыдущей главе -работа над собой, самосовершенствование, борьба со злыми помыслами. Но следует понимать, что она не может происходить в одиночестве, а должна исходить из желания сделать лучше и себя, и других. Кроме того, моральный взгляд не налагает запрета на стремление к собственному интересу. Он лишь настаивает, чтобы оно не шло во вред как себе, так и другим людям, и не оборачивалось равнодушием к их судьбе. В этом плане мораль представляет собой очень тонкую, хрупкую реальность человеческих отношений, позволяющую людям вырваться из цепи прагматического использования друг друга. Возможно ли, тогда представить жизнь без морали? Да, но такая бесчеловечная «жизнь»

 

 

 

 

обернется нескончаемой враждой и хаосом. Соответственно, она будет недолгой.

 

11.3. Существуют ли разные морали?

Ранее нам уже приходилось говорить о диалектике абсолютного и относительного применительно к идее добра. То же самое можно сказать и о морали. С одной стороны, нравственный опыт прекрасен своим многообразием, но с другой - не было еще такой культуры или такого момента времени, где бы у людей отсутствовали представления об идеальных отношениях. И если к ним присмотреться внимательнее, то мы увидим, что в этом содержании можно вычленить нечто общее для всех представлений, что и составляет абсолютное содержание морали. О нем у нас еще будет повод поговорить. Но допустимо ли здесь упоминать о разных моралях? Например, Ницше говорил о противоположных по своему содержанию морали рабов и господ, а Маркс - о буржуазной и пролетарской морали. Но здесь опять же мы не должны путать мораль как образ совершенных отношений, с нравами, выражающими реально существующую практику отношений. Что же касается декларируемых высших принципов, то здесь будет более грамотным говорить не об их кардинальном противоречии, а о различных способах их восприятия и реализации.

Различные моральные практики в рамках единой морали получили в этике название «этос». Они представляют собой непохожие моральные культуры, составившие значительные течения в рамках единой человеческой морали. Этос - это особый стиль нравственной жизни, формирующий оригинальное отношение к нравственным ценностям. Например, рыцарский этос предписывал отстаивать высшие ценности с оружием в руках, а монашеский - во внутренней, молитвенной практике. Но и тот, и другой этос высшими ценностями считал почитание Господа и человеколюбие. Можно сказать, что этосы не только не свидетельствуют о релятивности морали, но еще более подчеркивают многогранность и глубину этого феномена. Чаще всего в литературе, посвященной этике, различаются рыцарско-арис-тократический, мещанский (буржуазный), героический, монашеский, воинский этосы. Следует еще раз обратить внимание, что их выделяют не для того, чтобы доказать су-

 

 

шествование разных моралей, а ради демонстрации различных восприятий морали.

 

 

Глава 12







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2022 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных