Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Человек между добром и злом




 

Но как рассуждения о соотношении в мире добра и зла возможно применить к нашей жизни? Ведь очевидно, что оба нравственных явления причудливо сочетаются не только в окружающей действительности, но и в нашей душе. И как раз драма бытия человека заключается в том, что он зачастую растерян, будучи не в состоянии разобраться, какие из его мотивов благие, а какие злобные?

Тем не менее, несмотря на растерянность, практически все люди живут и поступают согласно вполне определенным представлениям о добре. Кант выразил эту ситуацию посредством банального на первый взгляд афоризма: «Человек знает, что он должен делать». Действительно, мы понимаем, что ожидают от нас другие люди и знаем, в каком мире мы бы хотели жить сами. Но здесь возникает вопрос: насколько мы способны осуществить добро своим поведением? Если мы настаиваем на его абсолютном значении, то как его можно обрести в нескольких поступках? А если его нельзя обрести, то какой же смысл от такого добра?

Подобное возражение Аристотель адресовал своему наставнику Платону. Согласно его убеждению, представление о добре как абсолютной космической идее ничего не дает нам для жизни, где требуется найти четкий критерий добродетели для реального поведения. Но дело в том, что моральный абсолютизм, представленный не только платонизмом, но и, например, христианской этикой, никогда и не настаивал на том, что совершенное добро можно обрести посредством обычного поведения. Более того, считать, что мы на это способны - означает питать в себе слишком высокие,

 

 

 

непозволительные амбиции. Такая позиция, требующая совершенства от каждого поступка, неизбежно приводит к разрыву с окружающим миром и неверию в возможности морали. При этом человек, желающий немедленно установить райское состояние на земле, склонен предъявлять слишком завышенные требования к окружающим и жестоко осуждать людей за их неисполнение.

Человек является несовершенным существом, принципиально неспособным творить чистое, совершенное добро, Даже самые жертвенные поступки могут иметь отдаленные неблагоприятные последствия и, напротив, злые поступки, как правило, имеют побочные добрые последствия. Но это опять же не доказывает правоту морального релятивизма. Абсолютный смысл добра состоит не в том, что оно реально торжествует где-то на земле, а в том, что оно существует как самый высокий ориентир нашей жизни, придающий ей смысл. И стремление к его обретению требует серьезно продумывать и по возможности минимизировать отрицательные последствия наших решений. Конечно, одним действием мы не осуществим идеал блага, но в моральной философии речь идет не только о поступках, но о целых жизненных программах, которые могут быть реализованы в течение длительного времени. Некоторые из них мы упоминали в связи с историей этики. Следуя подобным системам нравственных представлений, можно существенно преобразить свою жизнь и превратить ее в дорогу если не к совершенному, но все же к наивысшему счастью, доступному человеку на земле.

Этика настаивает на том, что положение человека между добром и злом нельзя понимать как раз и навсегда определенное. Если мы удовлетворимся наличным существованием, это будет означать, что мы соглашаемся с действием зла в мире, ограничивающим добрые побуждения. Человек с точки зрения моральной философии - это личность, находящаяся в процессе постоянного движения от эгоистических мотивов к добродетельной жизни.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных