Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Нормы регионального представительства




Существуют две основные нормы представительства субъектов федерации в регио­нальной палате — равенство и квотирование.

Равное представительство всех субъектов федерации в региональной палате является одним из главных способов, с помощью которого подчеркивается равен­ство регионов, объединенных в политический союз. Норма равного представитель­ства, как считается, отражает определенную политическую справедливость.

7 В Эфиопии региональная палата также формируется правительствами, а не легис­латурами штатов.

8*

¶227

Глава 3 Моделирование государства как территориально-политической системы: мировой опыт

Норма равного представительства характерна для одной из классических фе­дераций — США. Здесь каждый штат представлен в Сенате двумя сенаторами (которых, как говорилось выше, избирает народ). Данный принцип используется в большинстве федераций. Ему следуют все латиноамериканские федерации (Арген­тина, Бразилия, Мексика, Венесуэла), Швейцария8 и Австралия, Пакистан и Ни­герия, Судан и Коморские острова.

Число членов региональной палаты от одного субъекта федерации может быть разным. В федерациях с более дробным АТД оно, как правило, невелико, чтобы число членов региональной палаты не воспринималось как чрезмерное. Поэтому в США и Швейцарии в региональных палатах каждый субъект федерации представлен двумя депутатами, то же предполагается сделать в Судане. В Аргентине, Бразилии и Нигерии норма представительства равняется трем, в Мексике — четырем членам региональной палаты от каждого субъекта9. В федерациях с более крупной сеткой АТД число представителей от каждого субъекта может быть и существенно больше. Например, в Пакистане, который делится всего на четыре провинции, каждая про­винция отправляет в Сенат по 19 своих представителей (в том числе по пять по специальным квотам).

Модель равного представительства субъектов федерации в региональной па­лате может предусматривать полное и неполное равенство регионального предста­вительства.

Неполное равенство обычно связано с ситуацией асимметрии, когда в составе федерации находятся территории с более низким статусом. Эти территории могут иметь меньшее число представителей в региональной палате. Например, австра­лийский сенат формируется из расчета 12 представителей от каждого из шести штатов и только двух представителей от каждой из двух территорий. В Пакистане наряду с представителями провинций в Сенате присутствуют восемь представите­лей от зоны племен10 и три представителя от столичной территории. Неполное ра­венство характерно и для Нигерии в связи с наличием столичного округа. Если штаты направляют в Сенат по три своих представителя, то Абуджа — одного.

Региональная палата в Малайзии имеет свою специфику. Каждый из 13 шта­тов направляет в Сенат по два своих представителя. Двух представителей имеет в Сенате и федеральная столичная территория Куала-Лумпур, но их назначает мо­нарх. Вторая столичная территория — небольшой островок Лабуан — имеет толь-

8 Особенность ситуации в Швейцарии заключается в том, что некоторые кантоны
делятся на полукантоны. Поэтому кантон направляет в Совет кантонов по два представите­
ля, а в кантонах, которые делятся на две части, каждый полукантон — по одному.

9 Ранее мексиканские штаты имели по два представителя в Сенате, но потом пред­
ставительство было увеличено до четырех.

10 В связи с отсутствием у зоны племен своей легислатуры соответствующих сенато­
ров избирают ее представители в другой палате — Национальной ассамблее.

3.2 Институты регионального влияния на общегосударственном уровне

ко одного представителя, тоже назначенного монархом. Кроме того, малайзий­ский сенат не является региональной палатой в чистом виде. Если 29 сенаторов представляют регионы (но сами регионы определяют 26 из их числа), то еще 40 просто назначает глава государства — монарх по своему усмотрению, причем он и сам является сенатором.

Принцип квотирования используется при формировании региональной пала­ты значительно реже. Однако некоторые федерации не считают справедливой си­туацию, когда субъекты, вне зависимости от их размера, имеют одинаковое пред­ставительство. Здесь господствует иная точка зрения, что норма представительства ^■бъектов федерации в региональной палате должна примерно соответствовать численности их населения.

В самом чистом виде этот принцип используется в австрийском бундесрате. Поскольку Австрия — небольшая страна, которая делится на девять земель, здесь оказалась возможной буквальная привязка численности членов бундесрата к чис­ленности населения той или иной земли. Данную ситуацию можно назвать прямым квотированием. В результате Вена и Нижняя Австрия имели к концу XX в. по 12 мест в бундесрате, Штирия и Верхняя Австрия — по 10, Тироль — 5, Каринтия и Зальц­бург — по 4, Бургенланд и Форарльберг — по 3.

Принципы квотирования, связанного с численностью населения, применя­ются также в Германии и Индии. Отличие от Австрии состоит в том, что Германия и Индия характеризуются огромными различиями между территориями по числу жи­телей. Составить здесь строгую пропорцию, как в Австрии, практически невозмож­но, поэтому используется схема условного (конвенционального) квотирования. В Гер­мании земли, насчитывающие менее двух миллионов жителей, имеют три голоса в бундесрате, насчитывающие от двух до шести миллионов — четыре, более шести — пять, более семи — шесть голосов. В Индии пропорции выглядят еще более услов­ными, и все равно представительство регионов отличается во много раз — от 1 до 34 мест.

Следует отметить, что принципы квотирования не вызывали большой кри­тики в тех странах, которые ими пользуются, т.е. не воспринимались как неспра­ведливость и нарушение принципа равенства субъектов. Примечательно, что имен­но квотный принцип используется при формировании Европарламента.

Квотирование мест в региональной палате осуществляется и в Бельгии, где фламандцы имеют некоторый перевес над валлонами (они же имеют и перевес по числу жителей). Процедуру прямых выборов проходят 40 сенаторов, из которых 25 избираются во Фландрии и от фламандского населения Брюсселя. Валлония и франкоязычное население Брюсселя избирает 15 сенаторов. В то же время советы двух основных языковых сообществ избирают равное число — по 10 своих предста­вителей. Зато третьему языковому сообществу — небольшому по численности гер­манскому — отведено только одно место.

Глава 3 Моделирование государства как территориально-политической системы: мировой опыт

Неравное представительство двух субъектов федерации в региональной па­лате Боснии и Герцеговины вызвано тем, что государствообразующими здесь явля­ются три народа. Поэтому обеспечивается равенство этноконфессионального пред­ставительства — по пять депутатов от каждой из трех групп (босняки-мусульмане, сербы и хорваты).

Квотирование регионального представительства в назначаемом канадском сенате осуществляется в соответствии с традицией и отчасти отражает региональ­ную структуру этого государства. Здесь обеспечено равенство, но не между про­винциями, а между наиболее крупными частями страны, которые принято назы­вать регионами — в канадском смысле этого слова. По 24 своих представителя имеют самые крупные провинции — Онтарио и Квебек, а также группа Западных провин­ций (четыре провинции по шесть представителей) и группа Атлантических провин­ций (две крупные — по 10 представителей, третья — четыре). Но что касается собст­венно субъектов федерации, то, конечно, ни о каком их равенстве говорить в этом случае не приходится. Кроме того, свою квоту имеет Ньюфаундленд — шесть мест. Юкон и Северо-Западные территории имеют по одному представителю.

Наконец, примером условного квотирования служит совещательный орган, созданный в 1977 г. в Объединенных Арабских Эмиратах, — Федеральный нацио­нальный совет. Два наиболее крупных эмирата, доминирующих в политике и эко­номике страны, — Абу-Даби и Дубай имеют в этой структуре по восемь мест. Ме­нее крупные, но также довольно значимые эмираты Шарджа и Рас-Эль-Хайма по­лучили по шесть мест. Самым мелким эмиратам — Аджману и Умм-Эль-Кайвайну, а также географически обособленной Фуджейре досталось по четыре места.

Квотирование мест в региональной палате в странах, где оно применяется, в той или иной степени отражает вес регионов в общенациональной территориаль­но-политической системе и является конвенциональной формой. Практика по­казала, что используемые в ряде федераций критерии квотирования не вызывают крупных конфликтов.

3.2.5

Другие формы обеспечения регионального представительства в парламентах федераций

В некоторых федерациях бикамерализм не используется, и парламент является однопалатным. В то же время везде можно определить особые формы, которые позволяют говорить о наличии механизмов регионального влияния.

1. Частичное использование принципов регионального представительства в од­нопалатном парламенте.

После конституционной реформы, проведенной в Венесуэле президентом У. Чавесом, венесуэльский парламент стал однопалатным. Но при его формиро-

3.2 Институты регионального влияния на общегосударственном уровне

зании параллельно используются принципы, характерные для региональной и "обычной" палаты. Часть депутатов избирается по принципу — один представи­тель от 1 % населения. Другая часть — по принципу региональной палаты с равным представительством субъектов (по три представителя от каждого штата).

Аналогичные нормы действуют на Коморских островах в соответствии с но­вой конституцией 2001 г. На островах избирается однопалатный парламент. Из 33 депутатов 15 (т.е. менее половины от общего состава) представляют острова и избираются местными легислатурами. В региональной части национального парла­мента действует принцип равного представительства регионов — по пять от каждого.

2. Формирование однопалатного парламента по принципам регионального пред-:тавительства.

Данная ситуация характерна для Федеративных Штатов Микронезии, кото­рые состоят из четырех субъектов. Национальный парламент включает 14 депута­тов. Из них 10 избираются от штатов по принципам условного квотирования (Чуук имеет пять представителей, Понпеи — три, Яп и Косраэ — по одному). Еще четыре депутата избираются по принципам равного представительства — по одному от штата. Эти депутаты имеют особый статус, поскольку только они могут баллотиро­ваться на пост президента и вице-президента (которых в Микронезии избирал пар­ламент).

Принципы квотирования используются в однопалатных парламентах двух-субъектных федераций. Обычно квоты примерно соответствуют численности насе­ления в субъектах. В парламенте Сербии и Черногории представители Сербии имеют 91 место, Черногории — 35 мест. В Федерации Сент-Киттс и Невис определено представительство двух островов — восемь и три места соответственно". В Танза­нии, где численность населения Занзибара намного меньше, чем в континен­тальной части страны (бывшая Танганьика), представительство островной части в национальном парламенте существенно завышено для обеспечения политического баланса внутри страны.

3.2.6






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2025 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных