Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Другие формы регионального влияния в федерациях




1. Регулирование регионального происхождения первых лиц государства.

В наиболее ярких формах такое регулирование присутствует в странах с яв­ным доминированием определенных субъектов федерации. В Объединенных Араб­ских Эмиратах установлен фактический порядок, при котором ведущие властные позиции принадлежат представителям двух основных эмиратов — Абу-Даби (пре­зидент страны) и Дубая (вице-президент и премьер-министр).

Законодательство ряда сложносоставных федераций предполагает различные формы территориальной справедливости12, препятствующие сосредоточению вла­сти у представителей только одного региона и обеспечивающие более широкое представительство.

Например, в федерациях, где существует институт вице-президента, дейст­вует правило, в соответствии с которым президент и вице-президент должны пред­ставлять различные регионы. Это правило действует в Федеративных Штатах Мик­ронезии и Танзании (в последнем случае оно фактически означает, что пост вице-президента принадлежит выходцу с Занзибара)13.

2. Формирование коллективных органов управления страной.

В некоторых федерациях, которые в той или иной степени являются дого­ворными, возможно существование высших органов власти, формируемых по прин­ципам регионального представительства (речь идет об органах исполнительной вла­сти). Данная ситуация особенно характерна для "монархических федераций" — ОАЭ и Малайзии. Здесь отмечается наличие высшего органа власти, включающего руководителей всех полноправных субъектов федерации. Различие состоит в том, что в ОАЭ этот орган имеет скорее совещательный характер, в то время как в Ма­лайзии он обладает существенными властными полномочиями.

12 Территориальную справедливость можно понимать как условное представление о приемлемых нормах различий в распределении ресурсов (как властных, так и финансово-экономических) между регионами в определенном государстве.

" Фактическое распределение высших государственных постов между выходцами из различных регионов можно встретить и в некоторых унитарных государствах. Например, в Эквадоре существует правило, в соответствии с которым президент и вице-президент обя­зательно являются представителями от разных географических областей — Сьерры (горная часть страны с центром в ее столице Кито) и Косты (побережье с центром в Гуаякиле).

Глава 3 Моделирование государства как территориально-политической системы: мировой опыт

В ОАЭ действует Высший совет, который включает в себя правителей всех семи эмиратов. Высший совет избирает президента и премьер-министра страны. Главой Высшего совета является эмир самого крупного, столичного эмирата Абу-Даби. Он же, как известно, работает президентом страны. Важно отметить, что пра­вители Абу-Даби и Дубая имеют право вето в этом совете, что не только подчеркива­ет их доминирование в отношениях с главами остальных эмиратов, но и позволяет уравновесить влияние этих двух эмиратов.

Коллективный орган управления существует и в Малайзии — Совет прави­телей. Голосующими членами Совета правителей являются девять наследных пра­вителей малайских султанатов. Они избирают из своих рядов верховного правителя, который выполняет эти функции на протяжении пяти лет, и его заместителя. Верховный правитель выступает формальным главой государства в Малайзии, ко­торая в действительности является конституционной парламентской монархией.

Признаки наличия этой модели можно обнаружить и в Швейцарии. Высшим органом власти здесь является Федеральный совет, в который входят семь совет­ников, обязательно представляющих разные кантоны (причем действует неписаное правило, в соответствии с которым один из советников обязательно представляет франкоязычный кантон, а еще один — италоязычный Тичино). Федеральный совет возглавляет президент страны.

3. Консультативные структуры, включающие представителей федеральной и
региональной власти.

Функционирование таких структур позволяет обеспечить обратную связь с регионами и улучшить горизонтальные связи между региональными властными органами.

Одним из ярких примеров является Германия. В среднем раз в четыре меся­ца здесь собирается конференция глав правительств федерации и земель. Также в Германии действует конференция президентов (глав) парламентов федерации и земель. Совместные комиссии и конференции функционируют и в соседней Авст­рии. Конференции премьер-министров проводятся в Канаде и Австралии.

4. Участие региональных представителей в непрямых президентских выборах.

В ряде федераций президент избирается специально созываемыми колле­гиями выборщиков, к формированию которых непосредственное отношение име­ют региональные власти14.

В США штаты просто назначают выборщиков. В Германии президента из­бирает специально созываемое собрание, половина членов которого является пред-

14 Примерно то же самое возможно и в унитарных государствах с высоким уровнем децентрализации. В Италии президента выбирает коллегия, которая включает депутатов национального парламента и делегатов от областей. Каждую область Италии представляют по три делегата, избранные областными советами. Исключение составляет небольшая об­ласть Валле-д'Аоста, от которой избирается один делегат.

3.2 Институты регионального влияния на общегосударственном уровне

ставителями земель (другая половина — депутаты парламента). Подобная практика существует в Пакистане, где в коллегию выборщиков входят депутаты националь­ного парламента и региональных легислатур.

5. Распределение столичных функций между территориями.

Дополнительно стоит обратить внимание на реализацию принципа террито­риальной справедливости через распределение столичных функций по территории страны. Предполагается, что механизм полицентрической столичности усиливает единство страны, хотя в то же время создает технико-организационные проблемы при функционировании власти. Данная ситуация характерна для Германии, где Федеральный конституционный суд находится в Карлсруэ — городе в южной земле Баден-Вюртемберг, который даже не является ее столицей. Географическое "отде­ление" судебной власти от других ветвей существует и в Швейцарии: Федеральный суд располагается в Лозанне — центре крупного франкоязычного кантона Во.

Примером регионалистского государства, еще активнее использующего этот механизм, служит ЮАР. Столицей государства, где находится президентский офис, является Претория. Парламент ЮАР располагается в Кейптауне, Конституцион­ный суд — в Йоханнесбурге, Высший апелляционный суд — в Блумфонтейне.

3.2.8






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2025 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных