Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Идеология разграничения полномочий и определение компетенции центра




При любом, даже самом либеральном разграничении полномочий между центром и регионами действует императив обеспечения иерархии в отношениях между

20 Сент-Киттс и Невис считается федерацией. Но здесь смысл федерализма заключа­ется в том, что острову Невис посвящена специальная глава конституции, которая описы­вает, в частности, его полномочия. Аналогичная ситуация характерна для Танзании и вхо­дящего в ее состав Занзибара.

3.3 Разграничение полномочий между уровнями власти

уровнями власти. Идеология региональной свободы может быть самой либеральной, однако она всегда ограничена геополитическим принципом обеспечения единства и территориальной целостности. В сущности, федеративное государство представля­ет собой форму договора между центром и регионами, в соответствии с которым ре­гионы получают автономию в обмен на отказ от сепаратизма или согласие на объе­динение (присоединение).

В то же время различия в уровне "либеральности" идеологии разграничения полномочий налицо. В более централизованных федерациях региональный уровень компетенции воспринимается и даже прямо определяется как продолжение, уточне­ние и дополнение федерального уровня. Например, в Австралии говорится о сопут­ствующих полномочиях регионов (в отношении центра), в Австрии — о конкрети­зирующих (вообще в Австрии говорят о непрямой федеральной администрации в регионах, считая австрийский федерализм слабым и недоразвитым [Рыкин, 1998]). В таких государствах первичность федерального центра по отношению к регионам бесспорна, да и создавались они зачастую через реформирование политико-терри­ториальной структуры сверху (конституционные федерации).

Более децентрализованные федерации или же федерации, созданные в ре­зультате объединения государственных образований, отличаются большей сбалан­сированностью ситуации в пользу регионов. Здесь регионы реально выступают в качестве государствообразующих субъектов (США, Швейцария, Бельгия, Микро­незия и др.). Идеология разграничения полномочий предполагает четкое определе­ние полномочий центра и (или) роль центра как регулятора ситуации на региональ­ном уровне, исходя из общегосударственного интереса. При этом даже самый ли­беральный центр, как правило, обеспечивает себе право на вмешательство в любые вопросы регионального уровня. В этой связи интересен пример Швейцарии. Здесь многие вопросы прямо названы кантональными. И в то же время законодательство говорит, что федерация наблюдает за решением кантональных вопросов и стиму­лирует их решение. Другими словами, федеральный центр всегда оставляет за собой текущую настройку баланса отношений с регионами.

Полномочия центра в федеративном государстве делятся на общие и специ­фические. К числу общих можно отнести полномочия, характерные практически для всех федераций, — решение вопросов общенационального и международного характера, установление общегосударственных рамок. При этом каждое государст­во, исходя из своего понимания общегосударственного интереса, определяет и спе­цифические полномочия центра, которые в других странах могут быть переданы регионам.

Ключевым аспектом федеральной компетенции является геополитическая сфе­ра. Государство выступает субъектом международных отношений, поэтому обеспе­чение его развития и конкурентоспособности в рамках глобальной политической системы и мирового хозяйства — это важнейшая задача федерального центра.

Глава 3 Моделирование государства как территориально-политической системы: мировой опыт

Именно федеральный центр и только он в состоянии решить вопросы выживания и развития государственности в рамках мировой системы.

В результате вопросы внешней политики и национальной безопасности всегда относятся к компетенции центра. Центр берет на себя все военные вопросы (оборо­на, объявление войны и мира, охрана границы и пр.) и силовые сферы. В компетен­цию центра входят вопросы предоставления гражданства и регулирования имми­грации.

В этих вопросах регионы лишь в очень ограниченных пределах и далеко не во всех государствах играют свою роль, решая некоторые дополнительные и второ­степенные вопросы. Например, субъекты федерации иногда имеют право на огра­ниченные международные отношения в рамках их собственной компетенции и в том, что непосредственно влияет на их положение. Полномочия регионов в сфере внешней политики характерны для более либеральных европейских и американ­ских федераций, а также для всех федераций, созданных через объединение неза­висимых или полунезависимых государственных образований. Такие права есть у регионов Швейцарии (международные договора, участие в подготовке общегосу­дарственных решений по внешней политике и соответствующих переговорах), Ав­стрии (с 1988 г. земли получили право заключать договора с граничащими государ­ствами и территориальными единицами), Бельгии и др. Логичная формулировка прав регионов в международной сфере имеется в конституции Аргентины: субъек­ты федерации имеют право на международные договора с обязательным оповеще­нием парламента и в соответствии с национальной внешней политикой.

Некоторые права регионы могут иметь и в сфере гражданства и иммиграции. Так, штаты Австралии дают рекомендации о предоставлении австралийского граж­данства и по вопросам иммиграции. В Австрии вопросы гражданства регулируются федеральным законодательством, но это как раз тот случай, когда функция его ис­полнения на местах принадлежит землям.

Важно отметить, что практически в любых, даже самых "общефедеральных" сферах компетенции государство выделяет уровни значения частных вопросов, остав­ляя себе "верхние этажи" и передавая регионам более элементарные функции. Это видно при анализе разграничения компетенции по вопросам внешней политики и гражданства в более либеральных федерациях. Примерно то же самое относится и к силовой сфере. Если национальные вооруженные силы всегда находятся в исклю­чительной федеральной компетенции, то вопросы правопорядка дифференцирова­ны, поделены на уровни национальной и местной безопасности. Обеспечение пра­вопорядка на местах может быть региональной компетенцией, как, например, в Ав­стралии и Индии (причем в конституции Индии сделана важная оговорка: то, что касается применения военной силы, относится уже к федеральной компетенции). Встречается и разделение правоохранительных структур между уровнями власти. Так, в Австрии центр контролирует федеральную полицию и жандармерию, а в регионах действует администрация местной безопасности.

3.3 Разграничение полномочий между уровнями власти

Характерно в этой связи, что с исправительными учреждениями в мире вооб­ще нет никакой ясности. Например, в Индии содержанием тюрем занимаются шта­ты, а в Нигерии тюрьмы входят в федеральную компетенцию. В Бразилии исправи--ельные учреждения отнесены к совместной компетенции, а в Канаде они по сути делятся на два уровня с отнесением к федеральной и региональной компетенции соответственно.

Большая неопределенность существует с регулированием судебной системы и положений уголовного и гражданского права. Так, считается, что федерации, соз­данные по американской модели, характеризуются глубокой децентрализацией су­дебной системы. Наряду с США в качестве примера можно привести Мексику, Ар­гентину, Бразилию, где на региональном уровне функционируют свои судебные сис­темы.

Однако в большинстве федеративных государств центр оставляет регулиро­вание в области гражданского и уголовного права за собой. Так, уголовное и граж­данское право находится в федеральной компетенции в Швейцарии, Австрии, Кана­де и Бразилии. В Германии гражданское и уголовное право, так же как и судопро­изводство, входит в совместную компетенцию. Аналогичная ситуация характеризу­ет Индию и Пакистан.

Вопросы экономики и инфраструктуры относятся к числу наиболее сложных; они всегда в очень разных пропорциях делятся между центром и регионами. Однако есть вполне определенные сферы, которые практически всегда забирает себе центр. Эти сферы имеют общенациональное значение и напрямую связаны с проблемами национальной безопасности и геополитической стабильности (ведь экономическое единство территории тоже является критерием национальной безопасности).

В ведении федерации всегда находятся национальные финансы, в том числе денежная эмиссия (не случайно старые федеративные конституции содержали за­преты регионам на чеканку своей монеты). Государство ведет переписи и статистику, устанавливает метрические стандарты.

Очень важно функционирование общенациональных коммуникаций. В целом инфраструктура всегда делится между уровнями власти. Однако такие сферы, как почта, телеграф, телефон обычно относятся к компетенции центра, поскольку прямо ассоциированы с вопросом национального единства. В ведении центра, как правило, находятся авиация, морской транспорт, а также железные дороги (за ред­кими и частичными исключениями). Очевидно, что единая железнодорожная сеть исторически воспринимается как фактор национальной безопасности, а функцио­нирование морского транспорта неотделимо от вопросов внешней политики.

Из специфических отраслей экономики центр оставляет себе атомную энер­гетику, тоже связанную с национальной безопасностью. Хотя в Германии с ее раз­витой атомной промышленностью ситуация производства и использования атом­ной энергии в мирных целях относится к совместной компетенции.

Глава 3 Моделирование государства как территориально-политической системы: мировой опыт

3.3.3






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных