Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Определение статуса субъектов федерации




Россия относится к числу федераций, в которых все регионы имеют статус субъек­тов федерации. Здесь не предусмотрены столичные округа или аналоги союзных территорий, находящихся под централизованным управлением [Субъект Россий­ской Федерации..., 1998].

Для современной России характерна поливариантная структура AT Д. В со­ставе России находятся шесть разновидностей, или типов, субъектов федерации — республики, края, области, города федерального значения, автономные области (на данный момент — в единственном числе) и автономные округа. В советский пери­од наличие этих региональных типов предполагало статусные различия:

• одни регионы имели статус национально-территориальной автономии, а другие его не имели;

• национально-территориальные автономии имели различный статус, при­чем автономные области и округа находились на уровне внутрирегиональных авто­номий.

В настоящее время в России сложилась противоречивая ситуация. Консти­туция 1993 г. предполагает равноправие всех субъектов федерации. Как гласит ст. 5, п. 1, "Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов феде­рального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации". Принцип равноправия зафиксирован и в п. 4 этой статьи: "Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны".

Равноправие субъектов федерации предполагает отсутствие существенных статусных различий. В то же время реальная ситуация такова, что Россия остается де-факто асимметричной федерацией. Причем элементы асимметрии присутствуют в той же самой Конституции 1993 г., которая впервые четко определила равнопра­вие субъектов.

5.3 Статус субъектов федерации и проблема территориально-политической асимметрии

Статусу российских регионов посвящена ст. 66 российской Конституции. В ней в частности говорится:

• "Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики" (п. 1).

• "Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответству­ющего субъекта Российской Федерации" (п. 2).

Понятие "статус" применительно к субъекту федерации в России может по­ниматься по-разному.

Если исходить из принципа равноправия субъектов, то все регионы имеют одинаковый статус. Но та же конституция фактически предполагает наличие субъ­ектов с более высоким и более низким статусом. Она предусматривает изменение статуса. Статья 66, п. 5 гласит: "Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Россий­ской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом".

Если исходить из наличия шести наименований субъектов, то каждый из них по логике мог бы иметь свой статус. Однако статусные различия определяются не совсем так: например, различия между краями и областями сейчас сильно размыты.

В действительности можно с оговорками говорить о регионах с более высоким фактическим статусом (республики) и регионах с более низким фактическим ста­тусом (автономные округа, входящие в состав краев и областей).

Фактически особый статус в составе федерации имеет еще один регион — го­род федерального значения Москва. Ее особое место в составе федерации обуслов­лено столичным статусом. Статья 70, п. 2 российской Конституции предполагает, что "статус столицы устанавливается федеральным законом". Федеральный за­кон "О статусе столицы Российской Федерации" был принят еще в апреле 1993 г.

Примерно одинаковый статус имеют края, области, город федерального зна­чения Санкт-Петербург, автономная область и единственный автономный округ, вышедший из состава области. В то же время рассматривается вопрос о передаче Санкт-Петербургу части столичных функций в части переноса в этот регион неко­торых федеральных учреждений.

5.3.2






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных