ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Особенности российского бикамерализмаБикамерализм федеративного типа возник в отечественной истории во времена СССР. На уровне Союза функционировал двухпалатный парламент, одна из палат которого называлась Палатой национальностей. Особенностью советского бикамерализма было доминирование национального принципа над региональным в сочетании с квотированием представительства национально-территориальных автономий с разным статусом. РСФСР, будучи федеративным "государством в государстве" и асим- " Включая в данном случае нормативные акты президента и правительства. ¶ 6.4 Институты регионального влияния на федеральном уровне метричной федерацией, тем не менее, имела однопалатный парламент, как и прочие союзные республики. При формировании обновленной Российской Федерации после распада СССР встал вопрос о создании двухпалатного парламента, соответствующего принципам построения независимого федеративного государства. В 1991—1993 гг. велась проработка данного вопроса. На первом этапе, когда республики отстаивали статус суверенных государств, одним из возможных принципов российского бикамера-лизма считалось выравнивание парламентского представительства двух основных частей федерации — национально-территориальных автономий и "русских" регионов. В протоколе к Федеративному договору, подписанному республиками, было заявлено, что доля представителей автономий должна составить не менее половины всего состава одной из палат нового российского парламента. Однако "асимметричный" в российских условиях национальный принцип формирования региональной палаты, унаследованный от Советского Союза и отстаиваемый в новых формах республиками, был заменен принципом равенства всех субъектов федерации. В декабре 1993 г. впервые в российской истории был создан ведущий институт регионального влияния на федеральном уровне в виде Совета Федерации — одной из двух палат нового российского парламента, получившего название Федерального Собрания [Федосов, 2001]. Сравнивая Совет Федерации с региональными палатами, известными из мирового опыта, можно найти немало сходств и в то же время принципиальных различий. В целом можно говорить об особой модели, которая используется в российском бикамерализме, а также о расплывчатости этой модели, что позволяет менять некоторые "частные" принципы формирования Совета Федерации с помощью специальных федеральных законов. Статья 95 российской Конституции определяет двухпалатную структуру российского парламента. В этой же статье, в п. 2 установлен конституционный принцип формирования Совета Федерации: "в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти". По Конституции конкретный порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом, что позволяет менять этот порядок (разумеется, в рамках принципа формирования Совета Федерации, определенного соответствующей статьей Конституции). Российский бикамерализм имеет свои характерные особенности. 1. Иерархия палат. Совет Федерации в российской практике называется верхней палатой. Понятие "верхняя палата" традиционно используется в качестве синонима Совета Федерации (также как и понятие "сенат"). В то же время нигде в российском законодательстве Совет Федерации официально не назван верхней палатой. Представление об иерархии отношений между двумя палатами россий- ¶17 Зак. 624 ¶513 ¶ Глава 6 Региональная политика и баланс отношений "центр — регионы " в современной России ского парламента определяется спецификой законотворческого процесса (Совет Федерации одобряет или не одобряет законы, принятые Госдумой) и особенностями полномочий региональной палаты (ряд особо важных государственных полномочий). 2. Равное представительство субъектов федерации. Каждый российский ре Свою роль в принятии решения об использовании этого принципа сыграла необходимость выравнивания статуса республик и прочих субъектов федерации (как мы помним, автономии в протоколе к Федеративному договору требовали не менее половины мест в региональной палате). Принцип квотирования не был использован и в связи с огромными различиями между регионами по численности жителей, что в случае квотирования привело бы к формированию условных квот даже не по германскому, а по индийскому образцу. Кроме того, в случае квотирования снизилось бы представительство национально-территориальных автономий, для которых как раз характерно малое число жителей (а сильно ущемлять права автономий центр тоже не хотел). 3. Невыборное формирование региональной палаты, причем с использова В то же время в начале 2000-х гг. возникла дискуссия о возможности проведения всенародных выборов членов Совета Федерации без изменения конституции (а также ряд соответствующих законодательных инициатив). При всей спорности такой постановки вопроса теоретически возможно избрание членов Совета Федерации гражданами из числа кандидатов, предложенных органами региональной власти. 14 Хотя если исходить из численности Госдумы (450 мест), то в Сонете Федерации теоретически можно было использонать показатель представительства регионов и на уровне трех или четырех представителей. ¶ 6.4 Институты регионального влияния ни федеральном уровне 6.4.2 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|