Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ




Имеющиеся в литературе данные по этому вопросу про­тиворечивы. Большинство исследователей специально не рассматривают личностные особенности заикающихся под­ростков, поэтому не могут указать на преобладание тех или иных свойств характера у подобного контингента '.

В связи с этим были проанализированы истории болез­ни пациентов, которые были на излечении в детской пси­хиатрической больнице. Какой-либо бросающейся в глаза взаимосвязи между личностными особенностями заикаю­щихся и формой их речевой патологии (невротический, неврозоподобныи или смешанный вариант) выявлено не было. Среди обследованных было 75—80% мужского и 20—25% женского пола, что говорит о значительном пре­обладании заикающихся подростков-мальчиков по сравне­нию с девочками.

Все больные условно разделены на 5 групп в зависимо­сти от доминирования тех или иных особенностей лич­ности.

В первую группу входили 3—6% пациентов, в ха­рактере которых имелись отдельные психопатические свой­ства. Это были главным образом подростки с тормозимы­ми (астеническими, тревожно-мнительными или шизоидны­ми) чертами характера; больные же с возбудимыми или иными нетормозимыми свойствами составляли около 1% (по отношению к общему числу больных).

Ко второй группе отнесены подростки с остаточны­ми явлениями раннего органического поражения централь­ной нервной системы. Число таких больных колебалось от 35 до 45%. Среди личностных особенностей у этой группы лиц выделяется психоорганическнй синдром, зачастую с психопатоподобными проявлениями. Помимо этого, у всех больных отмечались церебрастеническнй, гипердинамиче­ский и неврозоподобныи синдромы.

В третью группу были включены 5—6% пациентов, у которых имело место неврозоподобное заикание в рам­ках шизофрении и в редких случаях — эпилепсии, текуще­го органического заболевания центральной нервной систе-

1 См.: Лавкай И. Ю. О характерологических изменениях у под­ростков, страдающих заиканием//Дефектология.— 1976. — № 2.— С. 16—18.


мы, при которых имеются соответствующие искажения личности.

Четвертая группа состояла из подростков, глав­ным в личностных особенностях которых были черты пси­хического инфантилизма: примерно 5% больных обнару­живали дисгармонический инфантилизм, столько же — ги-погенитализм, а остальные 15—20%—гармонический ин­фантилизм. При гармоническом инфантилизме незрелость эмоционально-волевой сферы проявлялась в легкомыслии, беззаботности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости, необязательности, неспособности довсти до конца начатое дело. Это были слабовольные, требовав­шие постоянного контроля подростки. Подобные черты бы­ли типичны и для детей с дисгармоническим инфантилиз­мом ', кроме того, у них отмечались повышенная возбуди­мость, неустойчивость, неуемная жажда признания.

Что касается лиц с гипогенитализмом, то у них эмоцио­нально-волевая незрелость проявлялась в крайней наивно­сти, непосредственности, простодушии, болтливости, неспо­собности к активным действиям. Они предпочитали во всем соглашаться либо комментировать поступки других, но са­ми резонерствовали или мечтали.

Таким образом, приблизительно каждый четвертый заикающийся подросток резко отставал в своем эмоцио­нально-волевом развитии (четвертая группа больных). Следует отметить, что в эту группу не включались боль­ные с психопатическим и психопатоподобным поведением, в структуре которого тоже были черты психического ин­фантилизма, но они перекрывались более грубыми симпто­мами личностной деформации.

Наконец, к пятой группе отнесены 30—35% под­ростков, у которых не было заметных дефектов личности, хотя примерно у 15% из них и имелись признаки явной акцентуации преимущественно тормозимого типа. К этой же группе были отнесены и субъекты с заострением лич­ностных особенностей, что было обусловлено пубертатным кризом.

Несмотря на то, что у всех обследованных заикание про­текало в общем тяжело, примерно лишь у 10% больных обнаруживались признаки патологического формирования

1 См.: Сухарева Г. Е Клинические лекции по психиатрии дет­ского возраста.—М: Медгиз, 1959.— Т. 2.—406 с. Б у я н о в М. И. Психический инфантилизм (краткая история и современное состояние проблемы)//Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсако­ва.—1971.—№ 10.— С. 1579—1588.


личности тормозимого типа (иные клинические варианты нажитой патологии характера практически не встреча­лись). В основном для них было характерно невротическое формирование личности.

Хотя подростковый период и накладывал определенный отпечаток на личность больных, лишь у 10% из них име­лись проявления свойственных этому возрасту психопато­логических образований: психической анорексии, синдрома ускоренного полового созревания, метафизической инток­сикации.

Таким образом, нет какой-то одной специфической осо­бенности личности (на уровне очерченных констелляций) заикающихся подростков (табл. 5). Хотя у них преобла­дают тормозимые свойства характера, они имеют разное происхождение, степень выраженности и разное клиниче­ское содержание. Личностные особенности заикающихся подростков располагаются в широком диапазоне от обыч­ных и акцентуированных черт до грубых психопатологиче­ских нарушений. Дифференцированный подход к понима­нию особенностей личности заикающихся подростков дик­тует необходимость применения различных форм медико-педагогической коррекции, тем более что профилактика, лечение, прогноз и организация помощи этим пациентам определяются не только клинической формой речевого де­фекта, но и личностными особенностями больного и выте­кающим отсюда отношением к своему заболеванию, лече­нию и т. д.


ПРОГНОЗ ЗАИКАНИЯ

Динамика заикания в постпубертатном возрасте изуче­на недостаточно: авторы единичных работ (Н. А. Власова, К. П. Беккер и др.) описывают отдаленный катамнез боль­ных заиканием, как правило, не дифференцируя разные виды заикания. Они признают, что прогноз разных типов заикания в общем хороший: у большинства больных оно полностью исчезает. В этом отношении уникальны иссле­дования, проведенные Н. А. Власовой '.

Таблица 5 Некоторые личностные особенности заикающихся пациентов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности Невротическое заикание Неврозоподобное заикание Неврпзоподобное заикание с невротическими наслоениями  
 
 
Эмоциональ­ная неустойчи­вость Может быть следствием заикания Типична, с пре­обладанием возбудимости Выражена  
 
 
Экстраверти-рованность Малозаметна Выражена, но мало диффе­ренцирована Снижена  
 
 
Интраверти-рованность Заметна Редка Более заметна, чем при невро-зоподобном заикании  
 
 
 
Критическое отношение к своим психиче­ским особенно­стям Повышено Понижено Больше, чем при неврозопо-добном заика­нии  
 
 
 
 
Отношение к дефекту речи Обостренное Отсутствует Менее выраже­но, чем при невротическом заикании  
 
 
 
Ранимость Повышена Понижена Повышена  

С целью определения прогноза заикания сотрудники от­деления изучили судьбу 125 бывших пациентов отделения. Учитывая малое количество лиц с невротическим заика­нием, госпитализировавшихся в отделение, что, по-видимо­му, отражает истинную картину распространенности этой формы речевой патологии среди других речевых дефектов у подростков, были взяты 67 больных (56 мужского и

1 См.: Заикание/Под ред. Н. А. Власовой и К. П. Беккера. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1983. — 256 с.


11 женского пола), у которых в прошлом диагностирова­лось неврозоподобное заикание без заметных невротиче­ских наслоений, и 58 пациентов (38 мужского и 20 жен­ского пола), у которых неврозоподобное заикание сочета­лось с появившимися в препубертатном и пубертатном пе­риодах выраженными невротическими наслоениями '.

Средний возраст указанных лиц ко времени сбора ка-тамнестических сведений — 22 года, средний возраст ко времени последней госпитализации в отделение—14 лет. Обследовали бывших пациентов те специалисты, которые лечили их в прошлом.

Катамнез показал, что к 22-летнему возрасту у 27% обследованных заикание полностью исчезло, у 32% оно отмечается очень редко и только в виде эпизодических за­пинок, у 22% обследованных заикание более выражено, чем у предыдущих: запинки и более заметные судороги речевой мускулатуры возникают при сильном волнении, физическом напряжении и несоблюдении правил речи. У 10% бывших пациентов заикание хотя и выражено зна­чительно меньше, чем в прошлом, но тем не менее сохра­няется постоянно и требует лечения. У остальных 9% обследованных заикание ко времени катамнеза остается примерно в той же степени, что и 8 лет назад: после выпи­ски из стационара вскоре наступил рецидив (табл. 6). Основными причинами рецидива (у 25 человек) были пси­хические травмы (10 человек), соматические заболевания (3 человека), у 4 пациентов заикание усилилось без внеш­ней причины, а в отношении остальных достоверных объ­ективных сведений о механизмах ухудшения речи не по­лучено.

Однако как бы ни была велика роль психических и со­матических факторов в появлении рецидивов, общими для всех этих лиц были социальная и интеллектуальная огра­ниченность, невысокий уровень общей культуры. Необхо­димо подчеркнуть, что личностные особенности, к которым относятся инфантильность, слабоволие, легкомыслие, от­сутствие переживания своего дефекта и вытекающие из этого неспособность и нежелание выполнять рекомендации врачей и логопедов, играют куда большую роль в возник­новении рецидива, чем внешние воздействия. На это ука­зывали не только родители пациентов, у которых ко вре­мени катамнеза заикание еще сохраняется, но и сами больные.

1 См.: Динамика неврозоподобного заикания по данным катамне-за/М. И. Буянов и др.//Дефектология — 1981.— № 5.—С. 10—13.


Чем больше родители контролировали выполнение быв­шими пациентами врачебно-логопедических рекомендаций, гем более стойкой была ремиссия. Все это указывает на необходимость объединения усилий врачей, логопедов и родителей с целью коррекции заикания, так как ни врачи и логопеды, ни родители, каждые в отдельности, не в со­стоянии помочь больному настолько, чтобы заикание исчез­ло или уменьшилось на длительное время.

Таблица 6 Катамнез больных с неврозоподобным заиканием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данные катамнеза Форма заикания в подростковом возрасте Общее количество  
неврозоподобное без невротических наслоений неврозоподобное с невротическими наслоениями  
 
 
Полное вы­здоровле­ние 15 чел. (12,7%) 17 чел. (14,3%) 32 чел. (27%)  
 
 
Практиче­ское выздо­ровление 20 чел. (16%) 20 чел. (16%) 40 чел. (32%)  
 
 
Значитель­ное улучше­ние 13 чел. (10,2%) 15 чел. (11,8%) 28 чел. (22%)  
 
 
Легкое улучшение 10 чел. (7,7%) 3 чел. (2,25%) 13 чел. (10%)  
Без улучше­ния 9 чел. (6,8%) 3 чел. (2,25%) 12 чел. (9%)  
 
Итого: 67 чел. (53,4%) 58 чел. (46,6%) 125 чел. (100%)  

Что касается зависимости положительных результатов лечения от формы заикания (см. табл. 6), то существен­ных различий тут не было: как у больных с неврозоподоб­ным заиканием, так и у больных с неврозоподобным заи­канием, сочетавшимся с невротическими включениями, процент выздоровевших (полностью или практически) от речевого недуга был примерно одинаков (28,7% и 30,3%).

Говоря о степени сохранности дефектов речи, следует от­метить, что у подростков с неврозоподобным заиканием без невротических наслоений во взрослом периоде жизни заикание сохраняется примерно в три раза чаще (14,5%) по сравнению с подростками, страдающими неврозоподоб­ным заиканием с невротическими наслоениями (4,1%). Это различие объясняется психологическими особенностя­ми подростков: в силу повышенной ранимости, впечатли-

 

те.чьности и обостренности восприятия у некоторых из них появляются невротические наслоения. Эти наслоения уси­ливают у подростков чувство своей неполноценности и же­лание выздороветь, что, в свою очередь, стимулирует па­циентов активнее и добросовестнее выполнять медико-биологические рекомендации.

В социальном отношении (табл. 7) существенных разли­чии между этими двумя группами больных не было, хотя среди пациентов с неврозоподобным заиканием и невроти­ческими наслоениями имелось больше лиц, ставших сту­дентами высших н средних учебных заведений, чем среди лиц, страдавших неврозоподобным заиканием без невро­тических наслоений. Эти различия определялись не столь­ко тяжестью речевого дефекта, сколько степенью их эмо­циональной и социальной зрелости и общей интеллигент­ности личности.

Таблица 7 Социальное положение бывших пациентов отделения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальный статус в период повторного обследования Форма заикания в подростковом возрасте Всего  
 
неврозоподобное без неврологи­ческих наслое­ний неврозопо­добное с нев­рологиче­скими насло­ениями  
 
 
 
 
Студенты высших учеб­ных заведений        
 
Учащиеся средних учеб­ных заведений        
 
Учащиеся ПТУ        
Учащиеся средних школ        
Служат в армии        
Рабочие на заводах и т. д.        
 
Итого:        

Полученные катамнестические данные еще раз иллюст­рируют необходимость комплексного подхода к лечению больных с -заиканием. Залог успеха — правильная клини­ческая квалификация речевой патологии и интенсивное, длительное, последовательное использование медико-лого­педического комплекса коррекции заикания. Большое зна­чение при комплексном лечении имеет помощь родителей, обойтись без которой в случаях тяжелых форм неврозопо-добного заикания практически невозможно. Однако уси-


лия врачей, логопедов и родителей должны быть направ­лены не только на ликвидацию заикания, но и на коррек­цию личностных особенностей пациентов (особенно ин­фантилизма), которые тормозят процесс выздоровления.

Не идти у больного на поводу, а методично требовать от него тщательного соблюдения правил речи, не «пошерст-ная терапия» (термин, услышанный нами от И. 3. Вель-вовского в 1968 году), а дисциплина и трудолюбие — глав­ное при лечении неврозоподобного заикания.

Неизлечимых форм заикания в принципе нет — есть заи­кающиеся, которые остались заикающимися из-за того, что не лечились вообще или лечились недостаточно; лечились неправильно; не хотели добросовестно лечиться, несмотря на неоднократные попытки.

Что делать, если подросток вообще не хочет лечиться от заикания или лишь декларирует свое желание избавиться от заикания, но фактически ничего для этого не делает либо делает недостаточно? Ждать, когда он созреет для полноценного лечения? Ведь чтобы вылечиться от заика­ния, нужно добровольное и терпеливое сотрудничество па­циента с логопедом и медиком.

Нет, ни в коем случае нельзя оставлять в покое ребен­ка или подростка, не желающего лечиться от заикания (взрослые — другое дело). Нужно терпеливо убеждать заикающегося в необходимости лечения, формировать у него желание избавиться от речевого дефекта, воспитывать веру в успех. Ведь взрослые люди не оставляют в покое малыша, который в процессе игры хочет посмотреть, как горит бумага, и для этого поджигает спички. Взрослые отбирают у шалуна спички, несмотря на его протесты, и всячески отучают его от подобных действий. То же самое и здесь.

Любой человек, имеющий дело с заикающимся подрост­ком (родители, педагоги, медики, логопеды), должен быть в первую очередь воспитателем, который влияет на пациента ежедневуо и неустанно с целью ликвидации заикания и гармонизации личности человека.

Таким образом, рассматривая заикание как часть слож­ного медико-психологического образования, включающего не только речевую патологию, но и личностные нарушения, можно понять взаимосвязь заикания с другими симптома­ми. Без знания этой взаимосвязи всякая попытка коррек­ции заикания обречена на провал — ведь заикание лишь один компонент, лишь видимая часть айсберга психонев­рологических нарушений.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных