Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕДИКО-ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ




Принципиальных различий в лечении подростков с рече­выми дефектами в стационарных и амбулаторных усло­виях не существует. Методы и формы реабилитационных мероприятий в стационарном отделении обычно являются моделью для использования их в рамках амбулаторного лечения.

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ЗАИКАНИЕМ

Комплексная коррекция указанных нарушений ' скла­дывается из следующих компонентов:

— восстановление коммуникативной функции речи (ме­
дицинская реабилитация по классификации Всемирной
организации здравоохранения);

— реконструкция социальной значимости личности
(М. М. Кабанов), и в первую очередь улучшение адапта­
ции к школьным условиям (педагогическая реабилитация
по В. В. Ковалеву);

— обучение подростков способам самоконтроля и ле­
чебным приемам для проведения поддерживающей тера­
пии после окончания стационарного или амбулаторного
лечения;

— ликвидация признаков девиации личности (психоло­
гическая реабилитация).

Основные принципы реабилитационной системы:

1) участие в процессе реабилитации всех звеньев со­
трудников, хорошо знакомых с клиническими особенностя­
ми речевых нарушений; реабилитация осуществляется
«бригадным» методом, когда к определенной группе па­
циентов (7—10 человек) прикрепляются врач, логопед, пе­
дагог, медицинская сестра;

2) ознакомление с планом реабилитации родителей па­
циентов путем проведения ежемесячных бесед-занятий;

1 См. Богданова Е. В., Жихарева Н. Б. Основные направ­ления дифференцированной коррекцнонной работы с заикающимися подростками в условиях стационара//Расстройства речи и методы их устранения. — М., 1975.— С. 135—149.


3) применение дифференцированного медико-педагоги­
ческого комплекса в соответствии с преобладанием невро­
тических или неврозоподобных признаков;

4) постепенный переход от пассивных методов реабили­
тации к активным;

5) проведение поддерживающей терапии, реабилита­
ционных мероприятий после завершения основного курса
стационарного или амбулатории о лечения.

Медицинская реабилитация — фундамент, на котором строятся другие реабилитационные мероприятия. Врач яв­ляется организатором, координатором психологической и социальной реабилитации. Это касается как коррекции заикания, так и других речевых нарушений.

Заикание — симптом разных заболеваний, а не самостоя­тельная болезнь, поэтому лечится не столько само заика­ние, сколько вся болезнь, проявлением которой оно явля­ется. Медицинская реабилитация предполагает правиль­ную диагностику формы заикания и сопутствующих расстройств, а также анализ факторов, провоцирующих и поддерживающих заикание.

Проведение общеоздоровительного лечения (общеукреп­ляющие средства, санация хронических очагов воспаления и т. д.) сочетается с энергичной терапией проявлений ран­ней церебральной недостаточности (патогенетическая, де-гидратационная, противосудорожная, стимулирующая), уменьшающей судорожную готовность речевых органов. Лечение невротических наслоений проводится с учетом их конкретных проявлений (снижение речевой активности, избирательный речевой контакт, снижение общественной активности, логофобия и т. д.). Помимо психофармаколо­гических средств, лечебной физкультуры, физиотерапии, музыкальных занятий, трудотерапии применяются различ­ные виды психотерапии, стимулирующие пациентов к по­степенному преодолению своих речевых и психологических трудностей.

Психологическая реабилитация проводится динамически на протяжении всего курса лечения и после него с целью ликвидации патологического формирования личности. При невротическом заикании психологическая реабилитация предполагает проведение рациональной и групповой психо­терапии с фиксацией подростка на положительных каче­ствах его личности, на воспитании у него чувства коллек­тивизма, навыков общения со сверстниками в условиях совместного лечения и после прекращения его. Параллель-


но с этим проводится работа по убеждению подростков в возможности излечения от недуга.

При неврозоподобном заикании личностная реакция на дефект не выражена, и даже имеется условная желатель­ность заикания (речевая несостоятельность часто прикры­вает низкий уровень усвоения школьной программы, огра­ниченность словаря, запаса знаний, педагогическую запу­щенность и т. д.), поэтому психологическая перестройка достигается привлечением внимания подростка к своим не­достаткам, формированием сознания необходимости по­стоянного самоконтроля в применении навыков плавной речи. Помимо рациональной психотерапии большая роль отводится лечебной педагогике, работе медицинской сест­ры и родителей, обученных педагогическим приемам и оказывающих помощь заикающемуся подростку вне лого­педических и школьных занятий '.

Педагогическая реабилитация осуществляется в ходе логопедических занятий и обучения в школе. На логопеди­ческих занятиях восстановление коммуникативной функ­ции речи достигается созданием нового здорового рефлек­са плавной речи, автоматизацией его в различных ситуа­циях с помощью приемов классической логопедии и доступных методов психотерапии с акцентом на функцио­нальную тренировку речи. Последняя при невротическом заикании обеспечивает постепенное избавление от страха речи и речевой детренированности. При неврозоподобном заикании она способствует расширению словарного запа­са, совершенствованию умения излагать свои мысли по­следовательно, в адекватной речевой форме. Ретроспек­тивный анализ состояния пациентов, ранее лечившихся в амбулаторных условиях, указывает, что коррекция заика­ния только в кабинете логопеда дает, как правило, «вну-трикабинетный эффект», вне его рефлекс плавной речи быстро угасает. Поэтому функциональная тренировка ре­чи должна проводиться не только по принципу от простых форм речи к более сложным, но и от легких ситуаций к сложным, травмирующим (общение с другой логопедиче­ской группой, посещение магазинов, кинотеатров, школы по месту жительства и т. д.).

Совместная работа логопедов, педагогов школы, воспи­тателей отделения способствует формированию у подро­стков навыков плавной речи, ликвидированию педагоги-

1 См.: Боксер Р. И. Из опыта преодоления заикания у подро-стков//Дефектология. — 1973. — № 2.— С. 46—50.


ческой запущенности, создает предпосылки для адаптации подростка в обычных жизненных условиях (социальная реабилитация). На это же направлена правильная про­фессиональная ориентация, проводимая с учетом речевых, интеллектуальных и личностных возможностей заикаю­щихся. В случае логоневроза, когда часто имеются нор­мальные интеллектуальные возможности, при выписке с эффектом «выздоровление» или «значительное улучше­ние» рекомендуется продолжить обучение в IX—X клас­сах, техникуме, институте, заниматься интеллектуальной деятельностью, не связанной с повышенной речевой на­грузкой. Неврозоподобное заикание, как правило, сопро­вождается отставанием в усвоении школьных предметов; в этом случае рекомендуется обучение в ПТУ, приобрете­ние специальностей, не требующих высокого развития абстрактного мышления.

Необходимым элементом социальной реабилитации яв­ляется оказание помощи подростку в организации досуга (занятия спортом, участие в хоровом пении, драматиче­ских кружках и т. д.). Это способствует повышению эмо­ционального тонуса, воспитанию волевых качеств, навы­ков общения.

Реабилитационная работа продолжается врачами и ло­гопедами после окончания курса лечения в день долечива­ния. Пятнадцатого числа каждого месяца все ранее лечив­шиеся пациенты имеют возможность прийти на прием с целью получить необходимую помощь. В дни долечивания проверяется, насколько подростки выполняли рекоменда­ции врача и логопеда (после окончания курса лечения вы­дается специальная памятка, больные ведут дневники). В эти дни также проводится поддерживающая терапия, включающая назначение лекарств, направление на про­цедуры, проведение психотерапии. Одной из форм поддер­живающей психотерапии является организация ситуации, в которой подросток с хорошей речью делится своим опы­том самостоятельной работы по закреплению полученных навыков плавной речи. Полезно провести анализ причин ухудшения речи подростков; в таком обсуждении прини­мают участие все пациенты, пришедшие на день долечи­вания.

В дни долечивания подростки могут получить советы по профориентации.

В случае ухудшения состояния речи, появления рециди­ва, не купирующегося в домашних условиях, дается на­правление на проведение повторного курса.


Наблюдения за судьбой подростков поддерживают эф­фективность данной системы реабилитации заикающихся подростков, обеспечивающей психологическую и социаль­ную адаптацию: ранее заикавшиеся подростки чувствуют себя полноценными и полезными членами общества.

ПСИХОТЕРАПИЯ В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ ЗАИКАНИЯ

Суть метода и конкретные приемы психотерапии изло­жены во многих руководствах '. Поэтому целесообразно лишь в общих чертах описать основные принципы исполь­зования психотерапии при лечении подростков с речевыми нарушениями. Психические воздействия на больного с целью его излечения и гармонизации его характера состав­ляют сущность древнейшего метода коррекции различных нарушений, называемого психотерапией. Психотера­пия складывается из общей, частной и специальной и предполагает участие в психотерапевтическом процессе всех сотрудников; дифференцированное применение мето­дов психотерапии в зависимости от этапа лечения и формы речевой патологии; постоянный переход от пассивных ме­тодов психотерапии, т. е. от гетеропсихотерапии, к актив­ным ее методам, к аутопсихотерапии, исключающей по­стоянную зависимость пациента от врача (как в стацио­наре, так и в поликлинике).

Общая психотерапия предполагает создание такой ат­мосферы в отделении, таких отношений между самими сотрудниками, а также сотрудниками и пациентами, кото­рые формировали бы оптимальные условия положитель­ного лечебного воздействия на психику больных, а через нее и на весь организм. Это достигается прежде всего за счет сочетания лечебно-охранительного режима с трени­рующим, активирующим, построенным на основе, с одной стороны, наличия единых (для всех звеньев сотрудников) требований и, с другой стороны, учета индивидуальных особенностей каждого больного. Общая психотерапия осо­бенно важна для подростков, так как они внушаемы и легко привязываются к сотрудникам, если те заслужива­ют их уважения и доверия. Все сотрудники должны пони­мать свою роль в деле обеспечения психотерапевтического

1 См., например: Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.— Л.: Медицина, 1982.—214 с.


процесса, они обязаны много внимания уделять созданию доброжелательной обстановки, чтобы больной был уверен в получении помощи от персонала, в исцелении от своих недугов. Мы широко практикуем в специализированном стационаре режим открытых дверей, режим нестеснения, отпускаем на воскресенье домой к родственникам или на занятия в кружки, по личным делам и т. д. В отдельных случаях проводится полустационарное лечение при усло­вии близкого к больнице места жительства.

Хорошо организованная общая психотерапия создает благоприятную почву для использования приемов частной психотерапии.

К частной психотерапии относятся рациональная сугге­стивная, тренировочная, трудотерапия, культтерапия и др.

Специальная психотерапия предполагает приложение комплексных методов общей и частной психотерапии к пациентам с заиканием.

Рациональная (разъясняющая) психоте­рапия состоит в доступном разъяснении больному сущ­ности его страдания, в воспитании правильного отношения к своей болезни, убежденности в возможности излечения. Больного знакомят с планом его лечения и требуют от него постоянного сотрудничества с логопедами и врачами на всем протяжении коррекции речевой патологии и лично­стных свойств.

Рациональная психотерапия проводится индивидуально при обследовании и установлении диагноза и в дальней­шем в зависимости от динамики состояния, а также в фор­ме цикла бесед о значении выполнения режима для лече­ния, о роли самого пациента в лечении заикания, о фак­торах, способствующих излечению, о психотерапии и т. д. Особое значение в беседах придается разъяснению значе­ния периода долечивания после формального окончания лечения. Тематика бесед динамически меняется в зави­симости от текущих событий в отделении, успехов или неудач в лечебном процессе. На ежедневных организаци­онных психотерапевтических собраниях разбираются раз­личные примеры успешного лечения, зачитываются пись­ма бывших больных, делящихся своим опытом излечения.

Рациональная психотерапия на этих собраниях содер­жит элементы аретопсихотерапии, т. е. лечения героиче­скими примерами, взятыми из литературы, из жизни, соб­ственной практики логопедов и врачей. Рациональная психотерапия включает в себя не только убеждение, разъяс­нение и т. п., но и элементы морально-эстетического воз-

3 Заказ М 3634 33


действия. Она направлена на воспитание мужественного, стоического отношения к своему заболеванию, что способ­ствует переводу его из разряда излишне значимого в раз­ряд незначимого для личности, переориентации всей лич­ности, к нивелированию в сознании больного своего де­фекта как главного фактора, тормозящего реализацию жизненных планов.

Методами рациональной терапии удается воспитывать у заикающихся настойчивость, терпение, выдержку, умение преодолевать трудности в жизни. Подростки воспринима­ют психотерапевтическую информацию лучше, если она подкрепляется красочными примерами мужества, стойко­сти. Это воспитывает у них уверенность в себе и желание оказаться сильнее своих слабостей и страхов.

Следующий вид психотерапии в своей основе противо­положен рациональной: это лечение суггестией, т. е. внушением, когда больному, помимо его воли, минуя ра­зум, внушаются мысли о выздоровлении, постепенном улучшении состояния, о возможности плавной речи в лю­бых ситуациях. Суггестия проводится путем индивидуаль­ного внушения в бодрствующем состоянии, в состоянии за­торможенности, дремоты, достигаемой словесным внуше­нием, или в состоянии лечебного сна с помощью введения наркотических средств (наркопсихотерапия).

В тяжелых случаях заикания, где провоцирующим фак­тором является логофобия, хорошие результаты мы полу­чали именно при наркопсихотерапии. В зависимости от со­стояния проводилось от 1 до 7 сеансов внушения. Вначале использовались формулы внушения хорошего самочувст­вия, затем специально проводилась работа в отношении внушения уверенности, умения самостоятельно снять ду­шевное напряжение, беспокойство в момент речевого обще­ния, умения говорить плавно в любых ситуациях.

Важное значение мы придаем самовнушению, обучение которому проводится на более поздних этапах лечения. Успешному применению этого метода также способствует предварительная подготовительная беседа, в которой при­водятся примеры положительного («Повесть о настоящем человеке», о самовнушении разведчиков и т. д.), отрица­тельного самовнушения (религиозные фанатики, само­казнь преступника). Это имеет особое значение для боль­ных с тормозимыми чертами характера, постоянно сомне­вающихся в своих силах и невольно занимающихся отрицательным самовнушением, постоянно повторяющих себе «не могу», «не получится», «боюсь» и т. д.


К концу лечения мы рекомендуем применение самовну­шения ежедневно в форме так называемой психической зарядки, проводимой перед физической зарядкой. Она за­ключается в следующем. Проснувшись, пациенты несколь­ко раз повторяют себе — мысленно или вслух — формулы бодрости, здоровья, хорошего настроения, спокойной, плав­ной речи: «Я отлично чувствую себя, у меня будет хоро­шее настроение, день пройдет очень хорошо, и речь будет плавная, четкая и выразительная». Необходимо учить па­циентов внушать себе чувства комфорта, уверенности в себе, в возможности собственной здоровой речи. Помимо прямого внушения применяются и приемы косвенного вну­шения. Для этого организуется встреча-конференция боль­ных, успешно закончивших лечение, с пациентами, только поступившими на лечение. На такой встрече выздоровев­шие демонстрируют хорошую речь, рассказывают о своей активной работе по преодолению речевого недуга, о само­стоятельной работе дома по закреплению полученного эффекта.

Одним из ведущих методов лечения заикания является аутогенная тренировка по Шульцу (J. H. Schultz, 1932), со­кращенно аутотренинг. Это метод самовнушения, но на начальных этапах он применяется как гетеротренинг, проводимый психотерапевтом1, цель которого — сформи­ровать у заикающихся подростков умение регулировать

' Кто и в какой степени может заниматься психотерапией (осо­бенно детей и подростков)? Мнения специалистов тут расходятся. Одни считают, что психотерапия — это привилегия только врачей и что всеми 70—80 приемами психотерапии должны владеть только вра­чи. Другие же предпочитают относиться к этой проблеме дифферен­цированно, указывая, что если гипнотерапию в состоянии сомнамбу­лизма и наркопсихотерапию должны проводить только врачи, да не просто врачи, а врачи-психотерапевты, то аутогенную тренировку, игровую психотерапию, внушение в состоянии бодрствования или сом-нолентности, рациональную (разъясняющую) психотерапию и некото­рые другие приемы психотерапии могут одинаково эффективно и без­опасно для здоровья пациента использовать как врачи, так и логопе­ды и педагоги.

Дело не в том, какова профессия проводящего сеанс психотера­пии, а в том, какова его психотерапевтическая подготовка, его пси­хотерапевтический профессионализм. Существуют врачи, которые со­вершенно не ориентируются в психотерапии и никакой психотерапевти­ческом пользы принести пациенту не могут. И существуют логопеды, блестяще владеющие теми или иными приемами психотерапии. При такой постановке вопроса необходимо, чтобы логопеды, особенно ра­ботающие с заикающимися подростками, получали профессиональные знания в области психотерапии детского и подросткового возраста. Противопоставлять логопедам врачей — значит сознательно вредить делу комплексного лечения детей и подростков с речевой патологией.


некоторые собственные вегетативные функции (сердцебие­ние, дыхание, сосудистый тонус), нарушающиеся в момент речевого общения при возбуждении, логофобии, неуверен­ности в своих силах. Состояние релаксации при аутотре­нинге устраняет мышечное напряжение, как общее, так и в речевых звеньях, а вместе с ним устраняются и психиче­ское напряжение, страх, волнение. При овладении ауто­тренингом укрепляется воля, улучшается способность к сосредоточиванию и вниманию. Последнее способствует адаптации к наиболее травмирующей ситуации для заи­кающегося подростка — к школе.

Перед началом занятий, курс которых рассчитан на 3 месяца, проводится подготовительная беседа о сущно­сти этого метода, причем беседа идет с активным участием самих подростков. В беседе приводятся конкретные при­меры успешного применения аутотренинга в стрессовых жизненных ситуациях (например, завал снежной лави­ной).

Обучение подростков навыкам саморегуляции будет эф­фективно только при соблюдении следующих условий: регулярность занятий как с врачом-психотерапевтом, так и самостоятельных, и применение этого метода в качест­ве поддерживающей терапии после излечения от заикания.

К классическим формулам И. Шульца мы добавили не­сколько формул, необходимых в связи с тем, что после за­нятий аутотренингом подростки идут в школу: «Моя голо­ва ясная, свежая, во всем теле я ощущаю отдых и энер­гию, моя речь будет четкая, плавная и выразительная». Для скорейшего и более прочного овладения этим мето­дом рекомендуем повторение формул аутотренинга перед тихим часом и ночным сном. По мере овладения заикаю­щихся аутогенной тренировкой в вечерние часы они про­водят ее самостоятельно. К концу лечения все формулы произносятся кратко, сидя или стоя, с открытыми глаза­ми — чтобы приблизить ситуацию к обычной жизненной.

Проверкой усвоения формул аутогенной тренировки слу­жит проведение гетеротренинга силами самих пациентов для группы других больных и проведение самотренировки под контролем врача или логопеда. Элементы аутотренин­га проводятся на логопедических занятиях в форме релак­сации, когда на фоне расслабленных мышц речевого аппа­рата легче вырабатываются навыки плавной речи.

Как известно, аутогенная тренировка складывается из двух ступеней: физической и психической. Первая ступень содержит шесть формул, вторая примерно столько же. На


усвоение каждой из шести формул второй ступени ауто­генной тренировки у заикающегося подростка в среднем уходит 7—10 дней. При необходимости этот период мож­но увеличить или сократить.

Логопед является основным инструктором для подрост­ка в использовании аутотренинга.

Важным методом психотерапии заикающихся подрост­ков является коллективная психотерапия, пред­усматривающая лечебное влияние коллектива на каждого своего члена. Работа по организации коллективной психо­терапии проводится логопедами и педагогами. Для прове­дения этой работы необходимо хорошее знание индиви­дуальных особенностей каждого больного. Обязательным условием, обеспечивающим успех коллективной психоте­рапии, является правильный выбор лидера среди подрост­ков с тем, чтобы было совпадение официального лидерства, облеченного атрибутами «власти» (например, предсе­дателя совета отделения), и фактического «вожака» под­ростков.

Успех коллективной психотерапии во многом зависит от психологического климата в коллективе, поэтому необхо­димо проводить работу по устранению отрицательного влияния больных друг на друга. В этом отношении полез­ны индивидуальные беседы и обсуждения негативных по­ступков подростков на общем собрании пациентов. Такие обсуждения должны проходить без унижения достоинства обсуждаемого, дружелюбно, но достаточно веско и реши­тельно.

Приемом коллективной психотерапии является органи­зация работы органа самоуправления учащихся — совета отделения, построенного по образцу общественных органи­заций и состоящего из председателя совета и соответствую­щих комиссий (трудовой, учебной, хозяйственной, лечеб­ной, спортивной и т. д.).

Благодаря влиянию членов коллектива друг на друга подросток может утвердиться в коллективе, получить на­выки общественной работы, приобщиться к общественно полезной деятельности, научиться согласовывать свои жела­ния с требованиями коллектива. Полученные навыки мо­гут быть применены подростком и после окончания лече­ния, что ведет к его реадаптации к обычным жизненным условиям.

Коллективная психотерапия воплощается и в таких фор­мах работы, как культтерапия, трудотерапия, в которых особенно важен дух коллективизма, дух соревнования.


В коллективной психотерапии всегда есть и элементы групповой психотерапии, так как влияние больных друг на друга часто дирижируется, планируется психотерапев­том (не важно, кто является дирижером — логопед или врач). Мы придаем большое значение взаимопомощи под­ростков друг другу при подготовке школьных или логопе­дических заданий. Важно организовать шефскую помощь таким образом, -побы польза была обоюдной как для шеф­ствующего, так I.;ля опекаемого: один лучше усвоит про­граммный материал, другой повысит речевую активность и т. д. Понятно, что все делается так, чтобы инициатива исходила от самих оольных.

Не менее зажным приемом коллективной психотерапии является организация соревнования логопедических групп по всем разделам лечения и учебы, причем оценку по каж­дому разделу дают сами пациенты, выпускается специаль­ный бюллетень с результатами соревнования.

Следующий вид психотерапии, имеющий решающее зна­чение в лечении заикания,— это система функцио­нальных тренировок, предусматривающая посте­пенное усложнение речевой и эмоциональной нагрузки. Их необходимость диктуется тем, что многолетние предыду­щие логопедические занятия приводили к улучшению речи только в кабинете логопеда. Наша цель — создание ново­го, здорового, динамического речевого и психологического стереотипа в условиях, прежде травмировавших подрост­ка и провоцировавших заикание. В первую очередь это ка­сается речевого общения в школе и в общественных ме­стах с незнакомыми людьми, выступлений перед большой или незнакомой аудиторией.

С этой целью на первом же собрании каждый из вновь поступивших на лечение в присутствии персонала и кол­лектива детей называет свое имя, фамилию, кратко рас­сказывает биографию; таким образом, Есе знакомятся с больным и его речью в сложной ситуации. Выступления подростков сопровождаются ободряющими репликами.' В случае полной невозможности выступить такое выступ­ление откладывается. После усвоения навыков плавной ре­чи логопеды переходят к тренировкам речи вне логопеди­ческих занятий (другая логопедическая группа, общее со­брание, выступление на отчетных утренниках и т. д.).

После этого осуществляется выход пациентов в магази­ны, на рынок, в кино, музеи, на почту, на улицы города. Первые шаги обычно бывают трудны, порой мучительны. Здесь можно говорить о стрессопсихотерапин:


«клин клином вышибается». Однако, пройдя этот первый этап, подростки стремятся на тренировки, в ходе которых они обретают уверенность в себе, изживают страх речи. Функциональные тренировки речи также способствуют повышению речевой активности и эмоционального тонуса пациентов. Помимо таких рабочих тренировок проводятся и более фундаментальные, с присоединением культтера-пии, преследующей цель расширения общего кругозора, эстетического и умственного воспитания.

Тренировочная психотерапия проводится и в системе подготовки школьных и логопедических заданий, когда подростки пересказывают задания, подготовленные педа­гогами и логопедами. Тренировочная психотерапия прово­дится и на таких педагогических внеклассных мероприя­тиях, как различные конкурсы, викторины, турниры, вече­ра отдыха, празднования дней рождения, красных дат календаря.

Очень эффективны тренировки речи на ежедневно прово­димых перед аутотренингом собраниях, на которых па­циенты передают дежурство, а также выступают с корот­кими интересными сообщениями, юморесками. Следует особо подчеркнуть, что необходимо использовать любую возможность для тренировки речи в различных ситуа­циях (например, больные принимают участие в выступле­ниях художественной самодеятельности). Драматизация, художественное чтение, театр кукол также широко прак­тикуются в нашей работе. Это требует значительных за­трат времени и энергии всех звеньев сотрудников, но оп­равдывается положителышми результатами. Тренирую­щая психотерапия решает главную задачу комплексной коррекции заикания — перевод ранее травмирующей си­туации, патологически значимой для больного, в разряд привычной, обыденной, незначимой. Исчезают страх речи, психическое возбуждение, напряжение, волнение; стано­вится возможным речевое общение в любых условиях.

Последним этапом в системе тренировок является тре­нировка речи в условиях школы по месту жительства; проведение ее гарантирует стойкость полученных положи­тельных сдвигов, что подтверждается хорошими резуль­татами лечения не только непосредственно после оконча­ния лечения, но данными отдаленного катамнеза, приве­денными в таблице 6.

В силу того, что в основу функциональной тренировки речи положен принцип формирования нового здорового ре­чевого и психологического стереотипа, рефлекса плавной


речи и закрепления его в различных жизненных ситуациях, она способствует созданию новой конкурирующей доми­нанты в головном мозге, снимающей фиксацию на своем речевом дефекте.

Функциональные тренировки речи проводятся дифферен­цированно, в зависимости от клинической картины заика­ния. При невротическом заикании их цель — нивелирова­ние страха речи, перевод ранее травмирующей ситуации в разряд привычной, малозначимой для личности, превраще­ние речевого общения из тяжелого, порой непереносимого бремени в радостный акт, доставляющий удовольствие.

При неврозоподобном заикании усиление заикания про­воцируется не истинным страхом речи, а условнорефлек-торно («по привычке», «защитная реакция»), поэтому цель функциональной тренировки речи — закрепление рефлекса плавной речи, сформированного в процессе лечения, и вос­питание речевой дисциплины, привычки постоянного само­контроля в любой жизненной ситуации. При неврозоподоб­ном заикании с вторичными невротическими наслоениями функциональная тренировка речи подчинена той же цели, но если на начальных ее этапах акцент делается на сня­тии страха речи, то на последующих — на автоматизации навыков плавной речи.

Курс лечения заканчивается итоговым утренником перед коллективом сотрудников и родителями, что имеет огром­ное психотерапевтическое значение не только для подро­стков, но и для их родителей.

В заключение отметим, что психотерапия применяется при лечении не только заикающихся подростков, но и лиц с примыкающими к заиканию видами мутизма и болезня­ми генерализованных тиков.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О БИОЛОГИЧЕСКИХ И НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ МЕТОДАХ ЛЕЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЗАИКАНИЕМ

Помимо большого объема психотерапевтических мер воздействия на больного на разных этапах лечения приме­няются различные медикаментозные средства. На первом этапе коррекции заикания осуществляется лом­ка патологического речевого и психологического стереоти­па, угасание рефлекса заикания. С этой целью проводится медикаментозный сон до 18 часов в сутки в течение 2—


4 дней а затем режим молчания продолжительностью до 3 дней' В этот период проводится общеукрепляющая те-папия К концу первого этапа в результате лечения под­ростки оказываются в состоянии перейти к воспитанию рефлекса плавной речи.

Второй этап представляет собой сочетание щадящего режима с активной перестройкой речи. Медикаментозное лечение состоит в применении общеукрепляющих меро­приятий вместе с общеоздоровительными (санация хрони­ческих очагов, лечение сопутствующих заболеваний).

Третий, основной этап предполагает проведение актив­ной тренировки сложных форм речи в различных, чаще в психотравмирующих, ситуациях; применяются препараты, снимающие психическое напряжение и стимулирующие психическую и речевую активность.

На последнем, четвертом этапе закрепляется получен­ный навык плавной речи, продолжаются все виды общеук­репляющей терапии с постепенной отменой всех лекарст­венных средств.

Помимо медикаментозного лечения рекомендуются и другие лечебные мероприятия, входящие в медико-педаго­гический комплекс.

На всех этапах дифференцированно используется ф и -зиотерапия в зависимости от клинической картины в целом и от локализации судорог в речевом аппарате. При остаточных явлениях раннего органического поражения головного мозга с признаками гидроцефалии и парезов проводится патогенетическая (дегидратационная, замести­тельная, тканевая и др.) терапия с йодистым калием. При повышенной возбудимости и явлениях раздражительной слабости — успокаивающая терапия, в частности электро­форез по Щербаку или Вершмелю. Электросон высоко­эффективен при логоневрозах и других невротических рас­стройствах. Электростимуляция правого диафрагмального нерва полезна при дыхательных судорогах, электрофорез с платифиллином на оральную мускулатуру или АСМ-3 на жевательную — при артикуляционных судорогах. В каче­стве общеукрепляющих и успокаивающих средств также используются хвойные ванны. При снижении психической и речевой активности хороший эффект дает применение кислородных и углекислых ванн.

Иными словами, существует великое множество медика­ментозных и близких к ним методов воздействия (мы упо­мянули лишь единичные), помогающих снять судороги ре­чевой мускулатуры и тем самым создающих благоприяг-


ный фон, на котором будет максимально успешной логопедическая коррекция речевых нарушений.

Лечебная физкультура ставит своей задачей проведение не только общеукрепляющих физических уп­ражнений, но и специальных, направленных на нормали­зацию речевого дыхания. Инструктор кабинета ЛФК обу­чает физоргов комплексу соответствующих упражнений, а физорги из числа пациентов проводят зарядку с больными под наблюдением медицинского работника.

Трудотерапия имеет большое значение в воспита­нии трудолюбия, в улучшении ручной умелости, ручного праксиса, часто нарушенных при заикании. Трудотерапия проводится как в помещении, так и на свежем воздухе (помощь в уборке помещений, дежурство по столовой, спальням, благоустройство прогулочной площадки, участие в субботниках и т. д.), под руководством педагога-воспи­тателя и логопеда.

Музыкальные занятия осуществляются под руко­водством музыкального работника 1—2 раза в неделю, цель которых — воспитание музыкальной культуры, поста­новка речевого дыхания, развитие ритмичности движений и речи, подготовка утренников, вечеров отдыха и т. д.1.

Воспитательная работа предусматривает не только орга­низацию помощи при приготовлении логопедических и школьных заданий, во внеклассной работе по закреплению навыков плавной речи, но и индивидуальную работу с подростками по воспитанию интеллектуальных интересов, коммуникабельности, духа коллективизма, волевых ка­честв, умения самостоятельно работать с книгой, что, в спою очередь, способствует хорошей реабилитации па­циентов.

1 См.: Дресвянников В. И. Логопедическая ритмика в систе­ме коррекцнонно-воспитательной работы с заикающимися школьника­ми//Дефектология. — 1972. — № 3. — С. 69—72.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных