ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
На третьем этапе коррекции заиканияПосещение картинной галереи Цель — функциональная тренировка речи. Задачи — закрепление речевых навыков, полученных на занятиях; активизирование познавательной деятельности подростков. На логопедическом занятии, предшествующем выходу, пациентам сообщается о месте проведения функциональной тренировки. Перед ними ставится задача — дать описательную характеристику одной из картин по такому плану: 1) Время создания полотна. 2) Что ты знаешь о художнике? 3) Содержание картины. 4) Какие преобладают цвета? 5) Какое настроение вызывает у тебя картина? 6) В каком жанре написана картина? На отчетном собрании подводятся итоги работы по коррекции заикания у подростков. В своих выступлениях пациенты дают всесторонний анализ собственной речи. К выпускному концерту подростки совместно с логопедами готовят постановку сцен из пьес Фонвизина, Чехова, Гоголя, современных авторов. Ребята работают увлеченно, втягиваются в роль, стараясь создать психологический портрет персонажа. Основная цель концертов и подготовки к ним — помочь подросткам преодолеть страх выступлений перед большой аудиторией, закрепить веру в свои силы и возможности, и самое главное — научить работать самостоятельно. (Дидактический материал к отчетному концерту содержится в приложении № 18.) РАБОТА ЛОГОПЕДА С СЕМЬЕЙ ЗАИКАЮЩЕГОСЯ ПОДРОСТКА В общем комплексе мероприятий по реабилитации заикающихся подростков большое внимание уделяется работе с родителями. Необходимость такой работы обусловлена тем, что очень часто родители неправильно относятся к ребенку, страдающему заиканием: одни преувеличивают выраженность заикания и степень переживания его пациентом, другие вообще не обращают на него никакого внимания. Одни родители ориентируют сына или дочь на кропотливое и дисциплинированное избавление от речевого дефекта; другие считают, что больной ничего не должен делать — дескать, все за него обязаны делать врачи и ло- гопеды; третьи уверены, что лишь какое-то чудодейственное лечение избавит их сына или дочь от заикания и что заниматься с логопедом вообще не следует. Заблуждений тут много. У родителей должно быть правильное представление о речевом дефекте своего ребенка. Только в этом случае они будут союзниками логопеда и врача, а не сторонними наблюдателями. Поэтому всякое воздействие на заикающегося подростка предполагает разъяснительную работу с родителями. Следует помнить и то, что по меньшей мере у одной шестой части пациентов родители страдают речевой патологией, в том числе заиканием. Поэтому им необходимо делать то же самое, что делает их сын либо дочь, по устранению собственного заикания. Родители заикающегося подростка получают квалифицированные советы как от врача, так и от логопеда. Прежде всего родителям (сюда включаются также старшие братья, сестры, дяди, тети, бабушки и т. д.) необходимы знания причин заикания, простейших способов его коррекции. Также следует знать, как грамотно осуществлять контроль за речью ребенка, оказывать помощь в закреплении полученного навыка плавной речи. Работа с родителями предусматривает разъяснение необходимости создания нормального психологического климата в семье для успешного лечения. Уже на первом собрании родители заикающихся подростков знакомятся с логопедом, который будет заниматься с их ребенком. Один из логопедов читает для родителей лекцию на тему «Логопедическая работа с заикающимися подростками». В лекции рассказывается о структуре логопедических занятий, их месте в общем комплексе медико-педагогических мероприятий, о том, что в осуществлении коррек-ционных мероприятий должны принимать участие и родители. Логопедическая работа многогранна: она предусматривает не только работу по ликвидации грубых дефектов произношения и судорог мышц, образующих голос и речь, по воспитанию и закреплению навыков правильной речи, по социальной адаптации в самом широком смысле, но и включает в себя комплекс психотерапевтических мероприятий. Логопед доводит до сведения родителей, что логопедическая работа состоит из четырех этапов, дает описание задач и содержания каждого этапа. Логопед рассказывает о требованиях, предъявляемых к подготовке логопедических заданий, к самостоятельной работе. Родители также должны следить за тем, чтобы их дети читали вслух и пересказывали школьный материал. Родителям следует отмечать положительные результаты лечения, вселять в подростка уверенность в излечении, подчеркивая необходимость выполнения всех рекомендаций и требований логопеда. На протяжении всего лечения подростка родители получают от логопедов сведения о работе с ним, могут посещать логопедические занятия и собрания, на которых выступает их ребенок. Родители должны знать, на каком этапе логопедической работы находится их ребенок в данный момент, какие требования надо предъявлять к его речи. Курс лечения заканчивается проведением открытого занятия, которое организует логопед для родителей пациентов своей логопедической группы. Цель таких занятий состоит в том, чтобы наглядно показать родителям систему логопедических приемов по коррекции заикания, правильный подход к ликвидации заикания, продемонстрировать образцы правильной речи, которой должны пользоваться подростки. Эти занятия дают и большой психотерапевтический эффект. На занятиях рассказывается о каждом подростке, о достигнутых результатах, о недостатках, о плане дальнейшей работы; даются общие рекомендации и индивидуально для каждого подростка. Основной упор делается на обязательные самостоятельные занятия и речевые тренировки после выписки из отделения, на необходимость контроля за речью со стороны родителей. Логопед оказывает помощь подросткам и в выборе дальнейшей специальности, советует включаться в общественную работу в школе, в занятия в художественных кружках. По окончании курса лечения санитарно-просветительная работа продолжается на так называемых днях долечивания, которые проводятся один раз в месяц. В эти дни подростки в присутствии логопеда, врачей и бывших пациентов отчитываются о школьных делах, о самостоятельной работе над своей речью, просят совета, рассказывают о трудностях и проблемах. В заключение остановимся на вопросе помощи, которую логопед может оказать подростку после его возвращения в школу. Школа — самая трудная ситуация для подростка. И часто, выписавшись из отделения с хорошей речью, в школе подросток по-прежнему испытывает речевые трудности. Иногда в школе у подростка не складываются от- ношения с педагогами и учениками и школа превращается для подростка в постоянный травмирующий фактор, провоцирующий заикание. Роль логопеда в этом случае заключается в том, чтобы помочь подростку в условиях его школы. Логопед выезжает в школу, беседует с педагогами и одноклассниками пациента, присутствует на занятиях, помогает подростку использовать полученные речевые навыки во время ответов в классе, налаживает контакты подростка с учителями и учениками. Такие посещения дают положительный эффект. Повторный курс лечения назначается в двух случаях: 1. Если по какой-либо причине (чаще всего по болез 2. Если первый курс лечения не дал ощутимых резуль ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ Итак, читатели, скоро вы закроете последнюю страницу этой книги. Какие выводы вы сделаете, авторам неизвестно, но мы бы хотели еще раз обратить внимание на те задачи, которые ставили перед собой при создании книги. Дело не только в том, чтобы дать логопедам дидактический материал, полезный в практической работе. Главное в другом. Заикание заиканию рознь, так как заикание — признак разных в клиническом отношении расстройств, в основном двух: логоневроза и неврозоподобного логосиндрома (термин М. И. Буянова). Сочетаясь с другими речевыми и неречевыми расстройствами, заикание и создает картину логоневроза или неврозоподобного логосиндрома. И лечить нужно не только заикание, а весь комплекс расстройств. В разных возрастных группах удельный вес разных видов заикания неодинаков. В подростковом возрасте чаще всего встречается неврозоподобный логосиндром, который трудно лечить, он, как правило, требует длительного лечения. Причем в лечении должны принимать участие как логопеды, так и врачи. И если эта книга поможет скорейшему внедрению в практику комплексного метода коррекции речевых расстройств, впервые зародившегося в Советском Союзе еще в 30-х годах, но, к сожалению, еще не получившего широкого распространения, авторы будут считать свою задачу решенной. Необходимым условием успешной коррекции речевых нарушений является активная позиция самих подростков. Только убеждение, что без собственного труда невозможно помочь себе, что никакие чудодейственные методы без этого не могут по-настоящему вылечить, способствует скорейшему избавлению от заикания. Нужно максимально мобилизовать пациента и его родителей на терпеливое и длительное сотрудничество с медиками и логопедами. Особая нагрузка ложится на плечи логопеда: он должен быть не только терпеливым работником и активным воспитателем (порой перевоспитателем), но и энтузиастом начатого дела. Логопед творчески использует разнообразные методы, так как в их применении не может быть шаблонов. В лечении речевых нарушений важную роль играет психотерапия. Необходимо отметить, что психотерапия психотерапии рознь, что существует множество приемов психотерапии. Одни (гипноз, наркопсихотерапия) всецело входят в компетенцию медиков, другие (игровая психотерапия, функциональные тренировки и т. д.) вполне доступны педагогам и логопедам, третьи (например, некоторые варианты коллективной психотерапии) можно отнести к сфере деятельности психологов. Поэтому можно выделить клиническую (медицинскую), педагогическую и психологическую психотерапию. Не бойтесь, товарищи логопеды, использовать психотерапию. И последнее. Как было показано, без участия родителей помочь подростку, страдающему заиканием, трудно, а иногда и невозможно. Поэтому старайтесь привлекать себе в помощь родителей своих пациентов. Логопед выступает в качестве дирижера, а родители становятся исполнителями его рекомендаций. Итак, в добрый час, и помните, что удача ожидает лишь того, кто долго и кропотливо эту удачу готовил. А разве можно без такой работы избавить подростка от заикания? Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|