Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сравнение оценок со среднеарифметической величиной




График 4

Как видим, говорить о единстве именно как о единстве общественном, гражданском, как минимум, преждевременно. Основные части казахстанского общества ощущают свою общность (“общую славу, общую волю”) на уровнях ниже 30 процентов.

Подгруппа, где казахи преобладают, показывает явный “государственнический” настрой. Этого никак не скажешь о подгруппе, где преобладают русские. Здесь выстраивается такой набор суждений, который иначе, чем “менталитетом национального меньшинства” не назовешь. Можно с уверенностью сказать, что именно такой менталитет овладевает казахстанскими русскими. Напомню, что их в Казахстане шесть миллионов. Что это означает?

Прежде всего то, что с таким менталитетом желание вести исторический “спор” о демократии и правах человека не появится. Если настроение русских не изменится, то они уйдут от этого спора. И этот уход (исход) будет исторической трагедией как для Казахстана, так и для России.

Вот что по этому поводу говорит казахстанский ученый Н.Э. Масанов (надо подчеркнуть, что рассуждает он как патриот именно Казахстана, а не России): “Выезд и общее уменьшение численности русского и “европейского” населения отбросит Казахстан в прошлое и усилит “восточное” влияние, т.е. мусульманские, пантюркистские, “почвеннические”, этноцентристские, авторитарно-этатистские тенденции. Миграция русскоязычного населения может окончательно поставить “крест” на казахстанской государственности. Это вывод основан на простом историческом факте, что само возникновение государства на территории Казахстана стало следствие мощных миграций русско-славянского населения в регион, а его массовый исход может стать началом его конца....мы можем констатировать трансформацию миграционной системы в ареале казахстанского государства. На смену существовавшей в течение целого столетия системе миграций российского населения в Казахстан,...когда Россия являлась “донором”, “резервуаром”, “вулканом”, исторгавшим миллионы мигрантов во все стороны света, а имперская периферия была реципиентом, адаптировавшим это излишнее население, - приходит новая ситуация, которая характеризуется тем, что иссякает источник российских эмиграций, и Россия из страны-донора ныне становится страной-реципиентом, воспринимающей огромный поток русско-славянского населения, начавшего массовый исход с территорий своего местопребывания под давлением этнократических режимов. В свою очередь суверенный Казахстан, всегда являвшийся малонаселенной периферией, куда “сбрасывалось” излишнее население из кризисных в демографическом отношении точек России, впервые в своей истории стал своеобразным “резервуаром”, исторгающим достаточно немалый слой эмигрантов. Эта временная парадигма, получившая развитие благодаря особенностям государственно-политического функционирования постсоветских режимов, неизбежно сменится ситуацией, когда отброшенный на века назад Казахстан снова станет территорией-реципиентом, вынужденным принимать массовых мигрантов, но уже не с севера - из России, а с юга и востока - со Среднего Востока, Средней Азии и Китая. ” (Выделено мной - В.Г.)

Хорошая это перспектива для России? Нет, плохая. Что нужно сделать? Создать условия, чтобы русские и русскоязычные не уезжали из Казахстана. Возможно ли? Есть ли у русских в Казахстане будущее? Н.Э. Масанов убежден: “Да, бесспорно! Потребность в них все больше и больше ощущается всем обществом. Понятия “русские” и прежде всего “русскоязычные” в Казахстане так или иначе сопряжены с такими понятиями, как права человека, демократия, гражданское общество, правовое государство и т.д. Этноцентризм казахов идет на убыль в связи с растущим повсеместно недоверием к правящему режиму, который “убивает” в них веру в авторитарную этнократию как лучший способ выражать и защищать интересы коренного этноса. Эйфория суверенитета рассеивается... Интеграционные настроения хотя и не синхронно, но нарастают как у русских, так и у казахов.”

Русских и русскоязычных в Казахстане надо поддержать. Сделать это может только Россия. Но она этого не делает. И уже сам президент Казахстана Н.А. Назарбаев начинает нас учить: “Если есть искренняя озабоченность судьбой соплеменников, то окажи реальную финансовую, экономическую поддержку развитию культуры, языка, помоги становлению бизнеса среди своих соотечественников. Такой подход демонстрируют многие страны во всем мире. Но, если кроме обветшалых лозунгов, за душой ничего нет, то следует оставить в покое людей, которые сердцем и разумом приняли новое государство, новое гражданство. Ибо политическая трескотня без реальных механизмов цивилизованной поддержки своих диаспор за рубежом ни к чему, кроме как к межнациональному напряжению, не ведет.”

 

 

Насчет “принятия сердцем и разумом” он, конечно, поспешил, но в том, что нет “реальных механизмов цивилизованной поддержки”, он прав. Интересно, что за этот постыдный факт ни один чиновник в российском государстве не покраснеет. Вопрос фактически “ничейный”. Существующие ведомства, будь то МИД, Минсотрудничество, Миннац, воспринимают проблему новой российской диаспоры как третьестепенный (а то и ниже) “довесок”. Парадоксально, но факт: для зарубежных соотечественников, численностью как минимум 20-25 миллионов человек, нет в государстве структуры, которая за этих людей как-то конкретно отвечала. Но это уже тема для другой статьи.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных