ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Способности и одаренность учащихся. Противоречия, возникающие в процессе развития, пути их разрешения.В современной психологии на основе слова «одаренность» созданы два термина: «одаренные дети» и «детская одаренность». Термином «одаренные дети» обозначается особая группа детей, опережающих сверстников в развитии. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Термин «детская одаренность», напротив, указывает на то, что каждый индивид имеет определенный интеллектуально-творческий потенциал. Одаренность, во-первых, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики. Во-вторых, ее признаки (проявления) могут быть постоянными, но могут иметь и временный (преходящий) характер. Эти признаки могут быть явными, но могут быть представлены и в скрытой, потенциальной форме. Кроме того, признаки одаренности могут проявляться в виде высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей На сегодняшний день большинство педагогов и психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют и собственная активность ребенка, и психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования, а также реализации индивидуального дарования. Практически каждый ребенок может проявить некую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития, что, в свою очередь, создает условия для формирования различных видов одаренности. В соответствии с этим в современной психологии выделяют две основные задачи: разработка психологических основ и создание системы развития одаренных и талантливых детей; разработка психологических основ и практических мер, направленных на развитие умственного потенциала каждого ребенка в сфере образования. Для решения этих задач необходимо, в первую очередь, исследовать и учитывать основные факторы, которые обеспечивают развитие одаренности. Современные исследователи выделяют внутренние и внешние факторы. В возникновении и развитии одаренности существенную роль играют нервно-психические образования, определяющие возможности ребенка к особенному, оригинальному восприятию мира, к воспитуемости и обучаемости, к осмыслению и творчеству, к самовыражению и самоутверждению. Талантливость обусловлена индивидуально-личностными, нравственно-эстетическими характеристиками человека. Идейность, убежденность, принципиальность, интеллектуально-нравственная раскованность и свобода, упорство, упрямство, способность стоять на своем, внутренняя самодисциплина, гражданская сознательная дисциплина - все это непременно внутренние условия развития способностей, дарования, таланта. Даровитость личности обусловлена субъективно-объективными факторами, которые либо способствуют развитию таланта, либо сдерживают и угнетают проявление способностей в детях. Развитию одаренности ребенка способствует как наличие здоровой генетической основы, так и наличие условий социального педагогического и психологического характера. Особое значение, по мнению Б.Т. Лихачева, имеет система продуктивной, творческой деятельности, создающая возможность для экспериментирования, дающая право на собственное мнение и ошибку. Она организуется в формах детской самодеятельности. Самодеятельность эффективна, когда представляет собой органический сплав внутренне обусловленных влечений и побуждений, потребностей и стимулов с социально-содержательной деятельностью. Ее осуществление детьми должно обеспечиваться консультационной помощью взрослых, психологически благоприятной обстановкой и необходимыми социально-материальными условиями. В успешном формировании одаренности важную роль также играет мастер, педагогическое руководство. Учитель является определяющим фактором в системе обучения одаренных детей. Поэтому к учителю, работающему с одаренными детьми, предъявляются повышенные требования: позитивная Я-концепция; знания соответствующих концептуальных моделей, использующихся в обучении для разных возрастов одаренных детей; умение осуществлять правильный выбор учебного материала; умение правильно оценивать успехи детей. Особое внимание в развитии одаренности учащихся уделяют личностным факторам. Одаренные дети часто выделяются среди остальных детей. Многие исследователи едины в мнении о том, что одаренный ребенок часто быстрее взрослеет, у него раньше формируется личность, и от сверстников он отличается определенными личностными качествами и свойствами, такими как обостренное чувство справедливости, развитая система личных ценностей, хорошо сформированное чувство юмора, наличие преувеличенных страхов, упорство в достижении результата [7], высокие интеллектуальные способности, выдающиеся креативные способности (например, оригинальность, гибкость, разработанность), способность к более быстрому усвоению и выдающаяся память, интеллектуальное любопытство и стремление к знаниям, интернальный локус контроля и высокая личностная ответственность, убежденность в собственной эффективности и самостоятельность суждений, позитивная академическая Я-концепция, связанная с адекватной самооценкой. Одаренность вовлекает целостную личность человека, включая мотивационную сферу, интересы, волевые проявления, чувства, креативность. В исследованиях В.С. Ротенберга показано, что основным компонентом поведения, определяющим устойчивость организма к разнообразным вредным воздействиям, является поисковая активность. Этот компонент является одним из личностных качеств, которые влияют на отношение ребенка к учебной деятельности. Поисковая активность - деятельность, направленная или на изменение своего отношения к ней, или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожающих ей факторов и обстоятельств, при отсутствии определенного прогноза результатов такой активности, но при постоянном учете промежуточных результатов в процессе самой деятельности. Поисковая активность в учебной деятельности является движущей силой саморазвития и самосовершенствования каждого индивида, делает его активным соучастником этой деятельности. Каждый индивид рождается с биологическими предпосылками к поисковой активности, потребность в поиске у новорожденных еще не сформирована. Она может сформироваться окончательно и реализоваться только в процессе индивидуального развития и обучения. Для развития одаренности требуется организация особой, развивающей среды. Поэтому одним из главных направлений работы образовательного учреждения является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Т.Н. Тихомирова выделяет в социальной среде, детерминирующей изменения интеллекта и креативности, два аспекта: 1) межличностного взаимодействия; 2) предметно-информационный. Под аспектом межличностного взаимодействия понимается характер, способы взаимодействия и эмоциональные отношения субъектов, проявляющиеся, в частности, в семейной микросреде. Предметно-информационный аспект включает в себя структуру образовательного процесса, формы обучения и содержание обучающих программ, направленных на развитие творческих способностей. При анализе факторов развития одаренности учащихся нами акцент делается на втором аспекте - предметно-информационном. В.И. Панов, рассматривая в концепции экологической психологии детерминированность средой развития одаренности, отмечает, что для полноценного развития интеллектуально-творческих способностей каждого одаренного ребенка необходима определенная структура образовательной среды и ее специальное проектирование. С этой целью определяют следующие подходы: а) технологический (психодидактический), представляющий совокупность учебной и других видов деятельностей, включая образовательные технологии, содержание и методы которых определяются психологическими целями и задачами физического, познавательного, личностного и социального развития учащихся; б) социальный, или коммуникативный, представляющий собой пространство межличностного взаимодействия и соответствующие, присущие данному возрасту и типу культуры «формы детско-взрослой общности», а также способы взаимодействия между субъектами этих общностей; в) пространственно-предметный, обеспечивающий возможность необходимого для обучения, развития и социализации пространственных действий и включающий в себя архитектурные особенности образовательного учреждения и прилегающего к нему пространства, их предметную наполненность, интерьер, оборудование, особую атрибутику. В триедином процессе обучения, умственного развития и воспитания личности связующим звеном является интерес. Наличие интереса - одно из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельство его правильной организации. Интерес стимулирует волю и внимание, помогает более легкому и прочному запоминанию. Поэтому одно из важнейших условий эффективности учебного процесса - воспитание познавательного интереса у школьников. Познавательный интерес - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развития личности в целом. Основным условием, при котором возникает и развивается интерес к учению, является такая организация обучения, при которой каждый ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний. Учитель является только консультантом в этой деятельности; каждое выполняемое учебное задание должно быть представлено в таком виде, чтобы оно требовало разрешения какой-либо проблемы; учебный труд должен быть разнообразным, однообразие информации и однообразные способы действий быстро вызывают скуку; для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов; новый материал должен быть связан с ранее усвоенным; ученик должен работать постоянно на пределе своих возможностей; работа школьника постоянно должна контролироваться и оцениваться (лучше им самим и обучающими устройствами); эмоциональный настрой самого учителя должен ярко выражаться в его вере в ученика, в успех познавательного труда ребенка.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|