Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методы обучения. Классификация методов.




Как многомерное образование, метод имеет много аспектов, взяв каждый из которых за основу, можно группировать методы в систему В связи с этим существует много классификаций методов, в которых последние объединяются на основе одной или нескольких общих признаков Так, одни педагоги стали классифицировать методы по источникам знаний, другие - за дидактическими задачами, третьи - за логическими формами мышления, четвертые - за сук упнистю этих признаков и тт.д.

Важным является вопрос: насколько целесообразна та или иная классификация?

Удачной можно определить только ту классификацию, которая согласуется с практикой обучения и служит почвой для реализации

Классификация методов обучения - это упорядоченная по определенному признаку их система настоящее время известны десятки классификаций методов обучения Однако нынешняя дидактическая мысль созрела до понимания того, что не следует стремиться к установлению единой и неизменной номенклатуры методов Обучение - чрезвычайно подвижный, диалектический процесс Система методов должна быть динамичной, чтобы отражать эту подвижность, учитывать изменения, постоянно отбывают ся в практике использования методов Рассмотрим сущность и особенности наиболее обоснованных классификаций методов обучениячання.

Традиционная классификация методов обучения, которая основана еще в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий Общим признаком методов в ней есть источник знаний Таких источников издавна известно три: практика, наглядность, слово С развитием культурного прогресса к ним присоединилось еще одно - книга, а в последние десятилетия все больше заявляет о себе не бумажное источник информации - видео в сочетании с новейшими компьютернымиными ими системами В данной классификации выделяется пять методов:: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видео-метод Каждый из них имеет модификацию (способы выражения)

Классификация методов по назначению (МДанилов, БЕсипов) Общим признаком классификации является последовательные этапы процесса обучения на уроке Выделяют следующие методы:

- приобретения знаний;

- формирование умений и навыков;

- использования знаний;

- творческая деятельность;

- закрепления;

- проверка знаний, умений и навыков

Нетрудно заметить, что данная классификация методов согласуется с классической схемой организации учебного занятия и подчинена задаче помочь педагогам в реализации учебно-воспитательного процесса и упростить номенклатуру методе.

Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (ИЛернер, МСкаткин) Тип познавательной деятельности - это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной схеме обучения Эта характеристика те исно переплетается с уровнями умственной активностиості
учащихся В данной классификации выделяются следующие методы:

- объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);

- репродуктивный;

- проблемное изложение;

- частью-поисковый, или эвристический метод;

- исследовательский

Если, например, познавательная деятельность, организованная учителем, обуславливающий лишь запоминание готовых знаний и последующее их безошибочное воспроизведение, которое может быть и неосознанным, то здесь имеет ми исце достаточно низкий уровень умственной активности и соответствующий ему репродуктивный метод обучения При более высоком уровне напряженности мышления учащихся, когда знания добываются в результате их собств й творческой познавательной труда, имеет место эвристический или еще более высокий - исследовательский метод обучения Данная классификация получила широкое распространение Охарактеризуем й її.

Сущность объяснительно-иллюстративного метода заключается в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устно ого слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино-и диафильмы, натуральные объекты в классе и во время экскурсий практического показ в способов деятельности (показ опыта работы на станке, образцов склонения, способов решения задач, доказательства теорем, способов составления планов, аннотации и тд) Учащиеся выполняют ту деятельность, которая необходимая для первого уровня усвоения знаний, слушают, смотрят, пробуют на ощупь, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запа мьятовуютують.

Объяснительно-рецептивный метод (рецепция - восприятие) - один из самых экономных способов передачи подрастающему поколению обобщенного и систематизированного опыта человечества Эффективность его проверена многолетней практикой и он с завоевал себе место в школах всех стран на всех ступенях обученияя.

Недостатком этого метода является то, что даже при использовании самых разнообразных средств со стороны учителя, характер познавательной деятельности учащихся остается одним и тем же - восприятие, осмысление, по памяти товування Хотя без этого метода нельзя обеспечить ни целенаправленного воздействия ученика Такие действия всегда основываются на определенный минимум его знаний о цели и задачи, порядок и объект диії.

В репродуктивном методе обучения выделяют признаки:

- знания учащимся предлагают в \"готовом\" виде;

- учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;

- ученики осознанно усваивают знания, понимают их и запоминают Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний;

- необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний

От того, насколько трудна задача, от способностей ученика зависит, как долго, скилл ькы раз и с какими промежутками ученик должен повторять робототу.

Таким образом, воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя является главным признаком репродуктивного метода обучения Этот метод предполагает организующую, возбуждающее деятельность ученика Для повышения эффективности репродуктивного метода дидактов и методисты совместно с психологами разработали систему упражнений, а также программируемые материалы, которые обеспечивают обратную связь и самоконтроль Заметное место занимает совершенствование способов инструктажа ученикинів.

Определенную роль при реализации этого метода может играть алгоритмизация Ученикам задается алгоритм, т.е. правила и порядок действий, в результате выполнения ученик учится распознавать объект (явление), зьясо овуе его наличие и одновременно осуществляет определенный порядок действий Использование алгоритмов в обучении является одной из форм предъявления учащимся ориентиров для осуществления четко определенной деятельности Это один из прием ей объяснительно-иллюстративного метода Использование учениками известного им алгоритма по заданию учителя характеризует прием репродуктивного методтоду.

То же касается и различных программированных пособий Программированное обучение в его прямой форме, машинное и безмашинный, соблюдая нормы поэтапного обучения, вместе с тем, является формой и средством реализации информационно-рецептивного и репродуктивного методов Ученик получает определенную по орцию информации, а затем использует ее для определения среди различных вариантов ответов какой-то одной на поставленные вопросы Для этого он должен хорошо уяснить признаки явления, изложенные в пособие никах, а затем распознать эти признаки в соответствии с данным вопросом Программированное обучение является средством и формой реализации обоих методедів.

Важнейшим преимуществом данного метода является экономность Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с наименьшими затратами усилий Прочность знаний может быть достаточно высокой благодаря их многократного повторенияню.

Характерным для обоих рассмотренных методов является то, что они способствуют обогащению учащихся знаниями, умениями и навыками, формированию у них основных мыслительных операций (анализ, синтез, абстрагирование и тд), но е не гарантируют развития творческих способностей учащихся, не позволяют планомерно и целенаправленно формировать их Эта цель достигается другими методами И первым среди них есть проблемный изложеннойклад.

Суть проблемного изложения заключается в том, что учитель выдвигает, формулирует проблему, сам ее решает, показывая путь решения в ЕЕ настоящих, но доступных для понимания учащихся противоречиях, раскрывает ход мысли в процессе решения вязания проблем.

Назначение этого метода состоит в том, что учитель показывает образцы научного познания, научного решения проблем, эмбриологию знания, а ученик не только воспринимает, осознает и запоминает готовы наук ные выводы, но и следит за логикой доказательства, за течением мысли учителя или другого средства (кино, телевидение, книга), контролирует ее убежденность, убеждается в правильности такого анализа У него возникают, вопрос относительно логики и убежденности как доказательство, так и самого решения, он сам участвует в прогнозировании следующего шага мышления, опыта и т.д.

Истинность знаний, как и эффективность способов деятельности, адресованных школьникам, необходимо не только утверждать, иллюстрировать,

Сущность исследовательского метода обучения предусматривает следующее:

- учитель вместе с учениками формулирует проблему, на решение которой определяется определенный отрезок учебного времени;

- знания учащимся не сообщаются Учащиеся самостоятельно приобретают их в процессе решения (исследования) проблем, сравнивая различные варианты полученных ответов Средства для достижения результата также в определяют сами ученикиі;

- деятельность учителя требует оперативного управления процессом решения проблемных задач;

- учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, обучение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью

Исследовательский метод обучения предполагает творческое усвоение знаний, выполняет достаточно важные функции Он призван, во-первых, обеспечить теоретическое использование знаний, во-вторых, овладение методами научного ного познания в процессе поиска этих методов и использования, в-третьих, способствует формированию черт творческой деятельности; в-четвертых, является условием формирования интереса, потребности в такой деятельности В результате дос лидницький метод способствует формированию полноценных, хорошо осознанных, оперативно и гибко используемых знаний и формированию опыта творческой деятельноститі.

Учитывая эти функции, сущность исследовательского метода можно определить как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся, направленной на решение новых для них проблем Ученики решают пробл леммы, которые уже решены обществом, наукой и являются новыми только для школьников В этом заключается большое учебное значение решения таких проблем Учитель представляет ту или иную проблему для самостоятельного иссл ния, знает ее результаты, этапы решения и те черты творческой деятельности, необходимо проявить в процессе ее решения Построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно формируя необходимые черты творческой деятельностиості.

Его недостатки - значительные затраты времени и энергии учителей и учеников Использование исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации учителя и соответствующей подготовки учащихся






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных