Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Софисты (Протагор, Горгий, Продик)




Слово софист вначале понималось в буквальном смысле - как мудрец, затем стало обозначать платного учителя мудрости и красноречия. Они обучали умению вести дискуссию.

Большинство софистов считали, что доказать можно всё что угодно, необходимы только ум, знания и красноречие. У каждого человека, согласно софистам, своя истина, а истины как таковой, общезначимой, а тем более объективной нет. Софисты смешивали истину с индивидуальным мнением. Мнений действительно может быть много, но истина одна. Они прибегали в споре к различным уловкам, приёмам, получивших название софизмов - неверных доводов, замаскированных внешней правильностью (например, «То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь»). Поэтому Аристотель назвал их учителями мнимой мудрости.

Сократ

Учеником софистов в начальный период своего творчества, а затем их непримиримым оппонентом был Сократ. «Познай самого себя» - любимое изречение Сократа. Основополагающая способность человека, по Сократу, - это мышление, разум. Разум способен дать не просто индивидуальное мнение, на чём останавливались софисты, а всеобщее, общеобязательное знание. Но знание нельзя получить в готовом виде. Человек должен затратить значительные усилия, чтобы обрести его. Знание должно родиться. Отсюда вытекает метод Сократа - майевтика (от греч. «повивальное искусство»). Сократ полагал, что, помогая рождению истины в других людях, он продолжает в духовной области дело своей матери - повитухи Фенареты.

Началом метода Сократа служит ирония, благодаря которой он побуждал у людей сомнения в общепринятых истинах. «Так ли это? - всегда вопрошал Сократ. - Давайте подумаем вместе». О самом же себе он говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю». Тем самым он приглашал людей к рассуждению, к самому глубокому и непредвзятому анализу любого положения. Сократ исходил из установки, что все знания уже имеются у человека, а задача философа - помочь человеку найти истину. Проводя большую часть жизни на площадях и улицах, Сократ вступал в беседы с любым, кто желал говорить с ним. Сам Сократ никогда ничего не писал (все записи дошли от его учеников). Сократ любил повторять: «В споре рождается истина». В этом – коренное отличие Сократа от софистов, которые вступали в дискуссию не ради поиска истины, а с целью победить в ней любым способом. Знание отождествлялось им с добром. Сократ верил, что если человек знает, что именно хорошо, а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Зло идёт от незнания. Сократ выделил 3 основные человеческие добродетели: умеренность (знание как обуздать страсть), храбрость (знание как преодолевать опасности), справедливость (знание как соблюдать законы божественные и человеческие).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных