Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Учение Платона об идеях




Действительность, по Платону, разделяется на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. Первичным, истинно существующим Платон назвал мир идей, которые вечны. Вторичным, производным от идей он считал мир чувственно воспринимаемых вещей, которые представляют конкретные воплощения идей, их бледные тени. Согласно его учению отдельные предметы создаются, разрушаются потому, что имеется идея, которая делает вещь именно такой. Например, деревья, по Платону, существуют потому, что есть идея дерева, стол - потому, что существует идея стола. Высшей, главной идеей, объединяющей все другие идеи, служит идея блага, высшего добра. Для объяснения существования чувственно воспринимаемого мира Платон вводит понятие материи. Материя - это первичный материал, то, из чего создаются все чувственно воспринимаемые вещи. Материя мертва, пластична, может принять любую форму потому, но и идеями не творится. Но каким образом материя принимает вид той или иной вещи? Для объяснения этого Платон вводит ещё одно начало - душу Космоса, мировую душу, которая связывает мир идей и мир вещей.

С учением о бытии в системе Платона тесно связана космология. Здесь он развивает учение о творении Богом Космоса из первобытного Хаоса - беспорядочного движения. Творца Космоса Платон называет Демиургом. Застав мир в беспорядке, демиург привёл его в порядок. Демиург создаёт идеи, создаёт мировую душу, а с помощью последней формирует 4 стихии - землю, воду, воздух, огонь. Из их смешения образуется телесная природа, оживлённая мировой душой и оформленная в конкретные вещи идеями.

Кроме мировой души Платон признавал существование душ у растений, животных и человека. Души сотворены демиургом из того, что осталось после сотворения мировой души. Качество индивидуальных душ ниже, чем качество души Космоса. Сотворив души, Бог поместили их на небесах в мире идей. У каждой души своя звезда. Число душ велико, но небесконечно. В установленный срок душа воплощается в человеческое тело. Платон - сторонник теории переселения душ: после смерти тела душа отделяется от него, чтобы затем - в зависимости от того, насколько добродетельную и праведную жизнь вела в земном мире - вновь вселиться в другое тело (человека или животного). И только самые совершенные души совсем оставляют земной несовершенный мир и остаются в царстве идей. Тело- темница души, из которой последняя должна освободиться. Находясь до вселения в человеческое тело в мире идей, душа созерцала их, но, попав в тело, забыла об этом. Познание заключается в припоминании душой идей, которые она раньше созерцала. Платон советовал для познания истины закрыть глаза и заткнуть уши, дав простор разуму.

Согласно его учению, душа состоит из трёх частей: разумной, пылкой (волевой), вожделеющей (чувственной). В каждом человеке имеются все три части души, но преобладает одна. Если преобладает:

1)разумная, то эти люди философы и Платон отводит им роль правителей в идеальном государстве. Главная их добродетель - мудрость.

2)пылкая, то эти люди обладают храбростью, чувством долга, они должны быть стражами, воинами, задача которых - защищать государство от внешних и внутренних врагов.

3) вожделеющая, то они должны заниматься земледелием, ремеслом и торговлей

Согласно Платону, идеальное государство - это высшее из всего, что может существовать на земле, поэтому человек живет ради государства, а не государство ради человека. Философы и стражи в идеальном государстве не должны иметь не только частной собственности, но даже личных вещей и индивидуальных жён. На замечание одного оппонента, что эти люди выглядят не слишком счастливыми, Платон говорил, что государство не предполагает счастье своих частей; достаточно того, что оно счастливо в целом. Он полагал, что все существующие виды государственного устройства есть извращения того, что должно быть; но не потому, что они основываются на социальном неравенстве, а потому, что их социальное неравенство не соответствует природному неравенству людей: власть военных (тимократия), богатых (олигархия), большинства (демократия), тирана (тирания) противоестественна. Поэтому Платон попытался построить модель социального неравенства, которая основывалась на природном неравенстве людей и особенностях их душ.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2025 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных