Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОБРЯД ВЫЗЫВАНИЯ ПОЛОВОЙ СТРАСТИ




(«Джалын Ылыыта»)

 

В старину, по рассказам, шаманы совершали особое моление духу земли о ниспослании на женщин -«джалын» (силы полового влечения). Оно устраивалось совместно несколькими хозяевами, живущими на одном летнике. Когда готовились к этому обряду, заранее распространялась молва, запасали пищу (надо полагать для угощения народа) и делались особые приготовления.

Выбирали место под большим, развесистым деревом. Здесь вкапывали рядом три столба с выпуклой резьбой, обточенные вверху в виде кумысных чаш в честь духа матери земли. Вокруг столбов втыкались молодые, расцветшие березки; тут натягивали веревку, свитую из белых и черных волос. К веревке привязывали в дар духу земли обрезки материи, пучки конских волос и небольшие модели телячьих намордников. Около столбов ставили урасу (конический шатер, крытый берестой), все это обносилось изгородью.

К назначенному времени собирался народ и приходил приглашенный шаман. Шаман, имеющий кровожадных и злых духов, не мог совершить этот обряд. При путешествии к духу матери земли шаман имел плясунов — трижды девять девушек и столько же молодых парней. Эти девы и юноши, держа в руках березовые шесты, плясали вместе с шаманом. Шаман надевал свой плащ, имел и бубен. Камланием (пляской) шаман приходил к духу матери земли и умолял ее даровать "джалын".

Когда он брал у богини «джалын», половую страть, держа в руках бубен с колотушкой, с конским ржанием начинал кружиться и издавать призывные крики "хоруу, хоруу!" («Xоруутур» — звать криками табун кобылиц или коней).

В этот момент собравшиеся женщины, неожиданно издав раскатистый хохот, начинали ржать по-конски «иннэ-сасах»! Со ржанием они набрасывались на шамана и делали над ним любострастные телодвижения. («Ойуну кибингнээн бараллара юсю»). Будто бы и валили его на землю. Стоящие тут мужчины отбивали шамана от женщин. Шаман, поднявшись, издавал свист и делал круги своей колотушкой. Тогда женщины мгновенно приходили в себя, успокаивались и садились. («Суу диэн уоскуйан олороллор юсю»). Рассказывают, что при этом на женщинах выступал обильный пот, а их лица от прилива крови делались красными наподобие красной меди.

Это взятие «джалын» шаман повторял трижды с теми же последствиями. По рассказам, (разгоряченные) женщины кидались на шамана, даже совсем оголяясь, без всякой одежды.

Это и называется взятием от духа земли половой страсти для людей и скота, или низведением силы размножения. («Ол аата дайды иччититтэн джалын ылар, имэнг огустарар»).

По рассказам, уважаемые и почетные женщины на совершение такого обряда не приходили. Некоторые мужья будто бы и били своих жен (за их поведение на этом шаманском обряде).

Шаман в одних полуштанниках и в шапке из конской шкуры, обратив спину к камельку, лежал на скамейке. Вошедшие сели на правую нару. Мой отец завел беседу со старухой, женой шамана, и передал ей —по какой надобности они прибыли. Старуха в ответ сказала:

«Вот смотрите сами, таково его обычное состояние»!

Старик шаман, лежа, храпел, не замечая никого из присутствующих.

Мой дед громко сказал:

«Разбуди-ка старика, приехал сын того, знакомого купца»!

Старуха стала будить, несколько раз громко окликнула его. Наконец, старик будто пришел в себя и сел на скамейку с криком — «Джуо, Джаа»? (Не совсем точный смысл — что, что? О чем говорят, что слышу)?

Сидя на скамье, он напоминал целого коня. (Якуты часто поражающую величину человека передают сравнением с конным или рогатым скотом).

Вдруг он неожиданно схватил из камелька голыми руками горящую головню и стал бить ею по потолку юрты, припевая:

"Били мин

Суон бээлэй ойохпун

Кёрсююлэсэр,

Бахсы суруксута

Суон Байыысап

Кэллэ диэтигит дуу?"

 

Били Сах кыыса -

Сарыы Тангалай,

Ёлюю кыыса

Ёсёх-Бэргэсэ,

Ньалбаан-Туосахта,

Сарасын-Сырай?...

 

Иирэр Ильбис-Хаан тёрдё

Бу юс нилээх, сагалаах

Киэнг Дуулага Хотунгнга

Холлогос сага кутаалаах уотунан

Илгистиэх буолбуккут?

Ол ханна тиийдэ?"

 

(перевод)

Не сказали ли вы, что пришел

Бахсытский писарь,

Толстяк Баишев,

Тот, который с моей

Толстой и приземистой женой

Был в прелюбодейной связи?

 

Эй, где ты — Сахова дочь,

Зычная и голосистая,

Бесовская дочь, напялившая

На голову взамен шапки

Сгусток крови,

Жестяной кружок вместо

Серебряного солнечного диска,

Где ты, бледноликая?

 

А ты, Илбис-Хаан,

Сводящий людей с ума!

Разве вы не обещали мне

Низвести пламень пожара

На широкую Дуулага-Госпожу

Окаймленную разнообразными берегами?

Куда же все это сгинуло?...

 

Камлание шамана длилось целую ночь, с вечера до восхода солнца.

Мой дед бывал на подобных молениях, а позже они совершались, видимо, очень редко. Я слышал только еще в пору моего детства — в Курбусахском наслеге такой обряд совершил шаман Муочай на одном летнике, под названием «Хабыдал», у основания трех растущих там сосен.

Духу матери земли совершается тоже летом особое моление для испрошения приплода рогатого скота.

 

 

Говоров Михаил 61 года,

2-го Ольтекского наслега

Борогонского улуса.

21 декабря 1924 года.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных