Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ШАМАН, ИЗОБРАЖАЮЩИЙ КОНЯ ПРИ КАМЛАНИИ




 

В Орсюдском наслеге сравнительно недавно жил шаман, по имени Бётюрююнкэ (искаж. Петр). Он умер всего 7—8 лет тому назад. Мать или бабушка его была из Хоринского наслега, поэтому он своим богом («тангарата») делал старинного Хоринского шамана Тиитэп. Когда он садился шаманить, то прежде всего обращался с молитвенным восхвалением к духу этого шамана, призывая его на помощь.

Прежде чем стать шаманом, он два или три года прохворал расстройством умственных способностей.

Этот шаман при камлании надевал конскую узду и, выйдя на двор, ржал по- конски. Входил же в юрту на четвереньках; при этом четыре человека все время держали за повод узды.

 

 

Попов Василий Федорович 45 лет,

2-го Бордонского наслега

Хочинского улуса.

23 марта 1925 г.

Хаданский наслег.

 

ШАМАН СВЕТЛЫХ НЕБОЖИТЕЛЕЙ - «АЙЫЫ»

 

Творцами и воспитателями «айыы ойуна» являются небесные духи, имеющие конный скот чисто белой масти («кыыс кэрэ сылгылаах аймагыттах»). «Айыы ойуна» — шаман светлых небожителей не может спускаться в подземный мир, откуда исходит всякое несчастье — болезнь и смерть.

К светлым небожителям может доходить только чистый, безгрешный шаман.

У нас в старину, когда я еще был маленьким, могилы умерших называли «киси мэнгэтэ» (мэнгэ человека).

 

 

Попов Иннокентий Егорович 57 лет,

Хаданского наслега

Хочинского улуса

23 марта 1925 года.

 

ОБ ИМЕНИ «ДЖААРЫН»

 

По моему мнению, «Джаарын» — общее наименование старинных больших шаманов, а не собственное имя одного из них.

 

 

Говоров Михаил 61 года,

Ольтекского наслега

Борогонского улуса.

25 декабря 1924 г.

г. Якутск.

 

БЕЛЫЕ ШАМАНЫ

 

Древние «айыы ойуна», шаманы светлых духов (небожителей), никогда не совершали камланий к «абаасы» — злым духам. Только про позднего шамана, по имени Муочай Григорий, рассказывают, что он совершал камлание как к «айыы»—добрым духам, так и «абаасы» — злым духам. Он не был кровожаден. («Сиэмэгэ суох», т. е. не приносил кровавых жертв, не убивал скот и не вредил людям).

При совершении камлания к злым духам он прежде обращался с молением ко всем «айны» — духам творцам, говорил:

«Ввиду того, что созданных тобою людей и скот обижают злые духи «аджарай», ради защиты их я обращаюсь к ним с мольбою!»

 

 

Павлов Николай Устинович 76 лет,

2-го Мальжегарского наслега

Зап. Кангаласского улуса.

16 января 1925 года.

 

ШАМАН ДЖЮСЭГЭЙ’Я

(Белый шаман)

 

Предком нашего наслега считается шаман Бюгэс- Джаарын, по прозванию — Хаппахчылаах. («Хаппахчы» в данном случае — козырек над глазами). Люди не могли выносить его взгляда, поэтому он прикрывал глаза козырьком и на людей не смотрел. Сына его звали Юёлэн-Бюкэс, этот тоже был шаман светлых, небесных духов.

В соседнем Харыйалахском наслеге (местное название 3-го Мальжегарского наслега) был внук нашего шамана по дочерней линии, по имени «Эскэл-Дыдыйа Батыйалаах- Чынгыйдаах»; кратко именуют его просто Батыйалаах. («Батыйа» — охотничья пальма, в переводе это прозвище — «имеющий пальму»). Полное имя будто бы служило его кличкой в верхней стране среди абаасыларов, злых духов. Родичи последнего шамана однажды обратились к нему с просьбой пригласить своего дядю-шамана, чтобы совершить моление к подателю конского скота Джюсэгэй’ю, так как наш шаман считался шаманом Джюсэгэйя («Джюсэгэй ойуна»), а самого Батыйалаах’а это божество к себе не подпускало. Юёлэн Бюкэс поехал на приглашение.

Оба шамана совершили камлание Джюсэгэй’ю, вознеслись к нему; наш Бёртюнский шаман был впереди. Добрались до жительства Джюсэгэй’я. Но у бога их обоих встретили с березовыми кольями и стали гнать прочь. При этом нашему шаману сказали:

«Зачем ты привел с собой в наше широкое обзаведение его (Батыйалах’а), который всегда бывает с окровавленным ртом (т. е. при совершении своих обрядов, жертвуя злым подземным духам, убивает домашний скот, что не одобряется верхними конскими духами), такого злодея, преступника и грешника?»

После такой встречи Батыйалаах вынужден был тотчас же вернуться назад, а Юёлэн-Бюкэс остался еще стоять. Но вот промелькнула по воздуху длинная нить. Это он выхватил там пучок хвостовых, конских волос и с этой добычей спустился назад.

Возвратившись домой, шаман обратился к своему спутнику Батыйалааху:

«По твоей вине я лишился теперь возможности их лицезреть, но я успел стащить из их отборной кобылицы один пучок волос. Теперь меня там принимать не будут, прогонят!»

Эти волосы означают души конного скота, вообще, конская благодать. («Сылгы кутун, быйангын ыллага буоло»).

 

Петров Алексей Иванович 67 лет,

2-го Одунинского наслега

Зап.-Кангаласского улуса.

Август 1921 г.

Одунинцы.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных