Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Белый и черный шаманизм




(Культ конного и рогатого скота)

 

Павлов Николай Устинович 76 лет,

2-го Мальжегарского наслега

Западно-Кангаласского улуса.

16 января 1925 года.

 

ШАМАНЫ ВЕРХНИХ И НИЖНИХ ДУХОВ

(«Белые» и «черные»)

 

Шаманы делятся на тех, которые совершают путешествие к верхним духам, и на тех, которые могут камлать только к нижним духам. Первые воспитываются в верхней стране, а нижние шаманы внизу, у корня девяти юёр (души людей, умерших до наступления естественной смерти и превратившиеся в злых духов, «духов -пожирателей», как принято именовать их в новейшей этнографической литературе).

Шаманы светлых духов («айыы-ойуна») не могут приносить жертвы с убиением скотины («кэрэх»); во всех случаях, когда люди болеют дурными болезнями, они не совершают служения. По рассказам, айыы ойуна не имели шаманского облачения. Они совершали моление только к Айыысыту (для испрошения бездетным людям ребенка) и Иэйэхситу (даятельница приплода рогатого скота, иначе называется Ынахсыт от «ынах» — корова).

Когда шаманы совершают предварительное моление «джалбыйыы» (разузнавание причины болезней), они обычно держат в руках пучок белого конского волоса или прутик с пучком таких же волос.

 

 

Барахов Трофим 68 лет,

Кэнтикского наслега

Верхне-Вилюйского улуса.

4-го марта 1925 года.

г. Вилюйск.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных