Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОБЩЕСТВО И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА. ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЕ.




По уставу ВОЗ, «здоровье — это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия». Общественное здоровье как высшая ценность отражает степень зрелости общества и качественный уровень развития в нем взаимосвязей и отношений, которые складываются и проявляются в деятельности больших социальных групп, коллективов и отдельных личностей. Общественные связи и отношения - это система, связывающая индивидов и их деятельность в единое, хотя и внутренне расчлененное, целое. Общественное здоровье во многом зависит от экономических условий жизни людей, от социально-политических факторов, прежде всего от эффективности государственного управления общественными процессами в стране, а также отдельными сферами жизнедеятельности людей. Человек может сохранить свое здоровье только в специфической социально-природной среде, которая стимулирует его интерес и способность к активной созидательной совместной жизнедеятельности с другими людьми, общественными объединениями. Собственно, в связи с философским осмыслением этих и иных острых вопросов в среде русской интеллигенции в XIX веке возникло увлечение идеями социализма, ориентирующими людей на построение здорового общества социального равенства, единства людей и всеобщей справедливости. Одним из теоретических достижений науки прошлого можно считать формирование представления об обществе, которое с необходимостью должно стать зрелым, самодостаточным и здоровым социальным организмом. Речь идет о некой системной характеристике общества как определенной целостности, объединяющей людей и характеризующейся высокоразвитыми материальными и духовными связями и отношениями. Образ жизни обычно связывают с характером, спецификой поведения отдельных людей или целых групп населения. Говорят об образе жизни такого-то лица, об образе жизни городского, сельского населения, иногда — о профессиональных особенностях и т. п. Основополагающие определения образа жизни содержатся в трудах классиков марксизма-ленинизма. К. Маркс и Ф. Энгельс уже в своих ранних работах квалифицировали образ жизни как общественное явление, неотрывное от способа производства. В «Немецкой идеологии» указывали, что способ производства — не только воспроизводство физического существования индивидов, «в еще большей степени это — определенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни». Образ жизни — категория общественная. Как и политическое, правовое, морально-нравственное развитие, труд по созданию материальных благ и пр., она предопределяется в конечном счете материальными условиями, уровнем производства и производственными отношениями. Именно в конечном счете, не обязательно прямо, непосредственно. Образ жизни — производное диалектического взаимодействия материальных условий, жизнедеятельности, поведения человека в конкретной общественной среде, обществе. К пониманию сущности, природы образа жизни можно целиком отнести высказывание Ф. Энгельса: «Политическое, правовое, философское, религиозное, литературное, художественное и т. д. развитие основано на экономическом развитии. Но все они также оказывают влияние друг на друга и на экономический базис. Дело обстоит совсем не так, что только экономическое положение является причиной, что только оно является активным, а все остальное— лишь пассивное следствие. Нет, тут взаимодействие на основе экономической необходимости, в конечном счете всегда прокладывающей себе путь».В марксистской литературе подчеркивается, что образ жизни нельзя сводить к проявлениям жизни людей вообще. Это определенный характер их жизнедеятельности, обусловленный объективными процессами развития общества, общественно-экономических формаций. Следовательно, это исторически возникающая и формирующаяся материалистическая категория, понять которую можно лишь на основе марксистской методологии. Обычно выделяют основные формы деятельности: трудовую, общественно-политическую, познавательную, культурную, воспитательную и т. д. Хотя в более общем виде существуют лишь производственная и внепроизводственная сфера, считая отдых, быт. В одной из первых публикаций, специально посвященных образу жизни и охране здоровья населения, представлена такая градация: «1) преобразовательная деятельность, направленная на изменение природы, общества и самого человека; 2) способы удовлетворения материальных и духовных потребностей; 3) формы участия людей в общественно-политической деятельности и управлении обществом; 4) познавательная деятельность на уровне теоретического, эмпирического и ценностно-ориентированного знания; 5) коммуникативная деятельность, включающая общение между людьми в обществе и его подсистемах (народ, класс, семья и др.); 6) медико-педагогическая деятельность, направленная на физическое и духовное развитие человека». В трудовой или производственно-трудовой активности обращается внимание на характер, содержание, структуру, виды, организацию труда. При изучении содержания труда производственная деятельность распределяется по отраслям, по совершаемым операциям, учитывается специфика физического и интеллектуального труда, его режим, ритмичность, психоэмоциональное напряжение, степень механизации и автоматизации и многое другое. Берутся на прицел объективные и субъективные факторы, в том числе производственная, трудовая дисциплина, выполнение норм, инициативность, отношение к делу и к рабочему коллективу, степень удовлетворенности трудом и пр. Образ жизни включает в себя и другие виды, стороны (сферы) активности, среди них, как мы отмечали, социально-культурная деятельность и деятельность в быту. Обычно их относят к нетрудовой активности, но это, конечно, крайне условно, ибо и в быту, в первую очередь женщинам, приходится много работать; сфера духовной культуры тоже требует большой отдачи, в том числе в воспитании. Тем не менее ради изучения целесообразно придерживаться пусть и чисто схематического выделения, выбрав для него свои показатели: поведение в быту, распределение времени на те или иные занятия, а также обеспеченность населения, семей, отдельных лиц зарплатой, пособиями, их утилизация, использование на питание, жилище, одежду, культурные нужды (посещения театра, кино, приобретение книг, журналов). Нередко происходит смешение понятий «образ жизни» и «условия жизни». Условия жизни — материальные и нематериальные факторы, воздействующие на образ жизни. Образ жизни — деятельность, активность людей, которые связаны с условиями жизни, реагируют на них, используют тем пли иным способом. Социологические исследования, включая социально-гигиенические, обычно нацелены на выяснение воздействия условий жизни, прежде всего социальных (труда, быта, образования, культуры, питания, жилища, бюджетов, воспитания, семейных, внутрипроизводственных и других отношений), на отдельных лиц, группы людей и т. д. Но при этом делаются лишь непосредственные выводы. Так, в комплексных социально-гигиенических исследованиях, как правило, устанавливаются корреляции между социальными условиями и изучаемыми признаками (показателями состояния здоровья населения или работы медицинских учреждений, медицинского персонала) подчас без учета того, как отражаются эти условия на активности людей и через нее—на отдельных параметрах здоровья, организации медицинской помощи. Остановимся еще на понятиях «уклад жизни», «уровень жизни», «качество жизни», «стиль жизни».«Уровень жизни», или уровень благосостояния, характеризует количественную, поддающуюся измерению сторону условий жизни. Сюда относят размер национального дохода и фондов потребления, размеры реальных доходов населения и их потребление, обеспеченность жильем, медицинской помощью, показатели здоровья и демографических процессов, уровень образования, продолжительность рабочего и свободного времени, структуру доходов и др. Под «укладом жизни» обычно понимают порядок общественной жизни, быта, культуру, регламентирующие жизнедеятельность людей. «Стиль жизни» основывается на индивидуальных особенностях поведения как одном из проявлений активности. К нему причисляют и индивидуальные особенности образа мыслей, стиля мышления. «Качество жизни» оценивает условия питания, уровня комфорта, удовлетворенности работой, общением и т. д.


30: МЕДИЦИНА И ОБЩЕСТВО, СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНЫ.

На взаимоотношения медицины и общества существуют две противоположные точки зрения. Сторонники первой считают, что косное общественное мнение тормозит прогресс медицины. Сторонники второй убеждены, что развитие медицины нарушает гармоничное единство природы и человека, является основной причиной ослабления человечества в целом и даже может привести его к вырождению. В самом деле, с одной стороны, люди стали здоровее - увеличилась продолжительность жизни, современный человек по сравнению с древними предками крупнее, крепче. А с другой - лекарства и вакцины «отучили» организм самостоятельно бороться с болезнями. Однако медицина и общество не противостоят друг другу, находясь в сложном взаимодействии. Медицина вольно или невольно влияет на общество, изменяя его. От соблюдения медицинских норм в разных сферах деятельности людей зависят жизнь и здоровье каждого, и общество заинтересованно их учитывать. Нужно сказать и о гуманизирующем влиянии медицины. Достаточно вспомнить, сколько усилий понадобилось приложить врачам, чтобы объяснить обществу, казалось бы, очевидные вещи: ВИЧ-инфицированные люди не должны быть изгоями, психические расстройства - болезни, а не пороки, и они требуют лечения, а не наказания. Однако и общество диктует медицине свои требования. Они тормозят ее развитие, но в разумных пределах - ведь результат любого процесса, если он протекает бесконтрольно, непредсказуем, а порой трагичен. Развитие гинекологии поставило задачу ограничения абортов. Успехи реаниматологии поставили перед обществом и врачами вопрос, до каких пор нужно продолжать оживление уже неспособного к жизни организма. Достижения генетической медицины вызвали споры о той грани, которую не должны переступать ученые в экспериментах с клонированием. Под давлением общественности врачи уже в XX в. начали с особой строгостью подходить к внедрению в лечебную практику новых лекарственных препаратов. В результате появились законы «медицины доказательств», которым теперь следуют медики всего мира. Повышение ценности человеческой жизни повлияло на современную медицинскую этику, привело к законодательному закреплению прав пациента. На протяжении долгого времени на ряд важнейших видов медицинских занятий накладывались религиозные и светские запреты. Такие запреты прежде всего относились к изучению внутреннего строения человеческого тела - анатомии. Долгие века врачам не разрешали проводить вскрытие трупов. Герофила (Древняя Греция, конец IV- первая половина III в. до н.э.), который нарушал это табу, сограждане презирали, окрестили «мясником» и не раз хотели изгнать из города. А ведь именно Герафилу принадлежат серьезные открытия в области анатомии, он изобрел немало способов хирургического лечения болезней. Многие ученые пострадали, пытаясь преодолеть непонимание общества. Запрет на вскрытие тела человека остался в средневековом прошлом. Но есть много других примеров, когда врачам приходилось (и до сих пор приходится) сталкиваться с боязнью нового, непониманием их идей. Под обстрел общественного мнения попали первые попытки переливать кровь, пересаживать органы, делать профилактические прививки и операции на головном мозге, осуществлять искусственное оплодотворение. Медицина продолжит свое развитие, и, как сотни лет назад, каждый ее новый шаг будет давать повод скептикам сомневаться в правильности выбранного пути. Однако стратегия разумного сдерживания во многих отношениях полезна для любой науки, а для медицины - особенно. В современном мире таким тормозом служат законы, которые устанавливают правила использования достижений науки. Государственные законы сегодня помогают разрешить многие споры между обществом и Церковью, с одной стороны, и медициной - с другой. Общество сомневается в моральной допустимости абортов. Создается закон, где сказано, кому и когда аборт разрешен, а когда его делать категорически нельзя. Людей волнует проблема эвтаназии. Законодательство Нидерландов оговаривает условия, при которых эвтаназия возможна. В России и многих других странах «добровольная смерть» запрещена законом. Общество вновь разделилось: оно не в силах однозначно решить эти и многие другие проблемы этики. Да и сами врачи часто не знают точно «что такое хоро-шо и что такое плохо». Развитие медицинских технологий ставит перед медициной все новые этические проблемы, которые нелегко разрешить. Поиск правильных решений, выработка новых критериев этичности - большая постоянная работа, и ее необходимо делать, потому что иначе научный прогресс может незаметно для нас самих обернуться регрессом человечности.

Перед социологией медицины, организацией и экономикой здравоохранения как научной дисциплиной и практикой, для научного обоснования и внедрения форм, методов, путей и мех-мов реформ здравоохранения стоят сложные задачи, охватывающие 2 уровня социально-экономических и правовых ориентиров: 1)Макроуровень, предполагающий универсальные законы политического и социально-экономического устройства общества, генеральные принципы осуществления уставной деятельности мед предприятий, фирм, АО в существующей экономической системе. Указанный уровень отражает способы и методы влияния на экономическую ситуацию, регламентирует организационно-правовой каркас системы здравоохранения и его межсекторальные связи, сегментирует внутренние и внешние регуляторы, движущие силы рынка мед услуг, его субъектов и объектов; 2) Микроуровень (практический), на котором реализуются конкретные закономерности, связанные с осуществлением мед деятельности; финансирование работодателей, работников, вопросы собственности, основы заработной платы, инвестиционной и инноваци-онной политике предприятия, особенности мед труда и пр.

Ф-и медицины:

-медико-социальная (увеличения прод-ти жизни)

-научно-исследовательская (научные технологии, нов методы лечения)

-аксиологическая (формирование ценностных ориентаций в обществе)

- прогностическая (моделирование структуры заболеваний, предупреждение эпидемий и пандемий)

-просветительская и педагогическая (просвещение населения о болезнях, ЗОЖ)

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных