ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Профилактика инфекционных заболеванийСоблюдение и строжайшее выполнение правил санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, требований асептики и антисептики является главным в предупреждении и профилактике инфекционных заболеваний среди матерей и новорожденных в родильном доме. В соответствии с приказом Минздрава Республики Беларусь «О совершенствовании мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций в акушерских стационарах» введены в действие новые инструкции, касающиеся организации и проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий, эпидемиологического надзора за внутрибольничными инфекциями в акушерских стационарах, приема и перевода беременных, рожениц и родильниц в обсервационное отделение стационара, а также перевода заболевших новорожденных и недоношенных детей из акушерского стационара в соответствующие отделения детских больниц. К основным требованиям санитарно-противоэпидемического режима в акушерских стационарах относятся своевременное выявление и изоляция рожениц, родильниц и новорожденных с гнойно-септическими заболеваниями, соблюдение цикличности работы всех подразделений родильного дома; широкое внедрение одноразовых предметов ухода и медицинского инструментария, белья; своевременное обнаружение и санация бактерионосителей, применение высокоэффективных методов обеззараживания рук медицинского персонала и кожи операционного поля; пастеризация грудного молока; организация централизованной стерилизации белья, перевязочного материала, инструментов; использование методов и средств дезинфекции для обработки различных объектов окружающей среды (постельные принадлежности, обувь, посуда и т. д.), имеющих потенциальное эпидемиологическое значение в механизме передачи внутри-больничных инфекций. В соблюдении требований санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов в акушерском стационаре важны правильный отбор поступающих беременных и рожениц в приемно-пропускном блоке, полностью исключающий возможность попадания больных в физиологическое акушерское отделение, а также тщательность первичной санитарной обработки женщины. Важное эпидемиологическое значение имеет принцип поточности, означающий разобщение потоков поступающих и выписывающихся женщин. Дезинфекция помещений. Для обеспечения санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов в родильном доме большое внимание должно быть уделено вопросам содержания и дезинфекции его помещения. Все отделения, предназначенные для беременных, рожениц, родильниц, новорожденных, а также для гинекологических больных, изолируются. Стены и потолки должны быть покрыты масляной краской, пол - плитками или линолеумом. В помещениях, относящихся к родильному блоку, стены желательно покрывать плиткой. Все это необходимо для того, чтобы облегчить проведение влажной уборки и дезинфекции помещений. Все помещения родильного дома необходимо ежедневно подвергать текущей влажной уборке с использованием моющих и не менее 1 раза в сутки - дезинфицирующих средств. Рекомендуемая кратность и виды уборки помещений зависят от их функциональной принадлежности (приемно-смотровое, родильное, послеродовое обсервационное, новорожденных или вспомогательные помещения-отделения) и регламентированы соответствующими документами. Палаты убирает младшая медицинская сестра или санитарка. Уборочный инвентарь после обработки помещений обеззараживают и хранят в специально выделенном месте. Для текущей дезинфекции рекомендуется пользоваться 1% раствором хлорамина, 0,25% раствором натрия гипохлорита или 3% раствором водорода переоксида с добавлением 0,5% раствора моющего средства «Прогресс» и других средств, 0,2% раствором хлоргексидина биглюконата, нейтральным натрия гипохлоритом, растворами пероксимеда, аламинола и др. После влажной уборки палаты облучают бактерицидными лампами и проветривают (в отсутствие матерей и детей). Одним из важнейших принципов в работе родильного стационара является принцип цикличности заполнения предродовых палат и палат для новорожденных. Цикличность работы палат дает возможность проводить заключительную (генеральную) уборку помещения после выписки или перевода в другое отделение всех женщин и детей. При наличии двух родильных залов прием родов должен осуществляться поочередно в каждом из них в течение суток. В боксированном родильном блоке каждые роды принимаются в отдельном боксе поочередно. После родов в боксе проводится уборка по типу заключительной дезинфекции. При наличии одного родильного зала генеральная уборка осуществляется не реже 1 раза в 3 дня. Дату проведения такой дезинфекции фиксируют в журнале, который хранится у старшей акушерки отделения. При проведении заключительной уборки помещения используют вышеперечисленные растворы. Предлагается много новых дезинфицирующих, стерилизующих и антисептических препаратов. Так, для дезинфекции поверхностей, оборудования, инвентаря при влажной уборке могут быть рекомендованы для использования новые высокоэффективные средства: септодор, терралин, перформ, микроцид-ликвид и др. Для проведения заключительной уборки палаты закрываются. Предварительно из палаты выносят постельное белье, которое сдают в прачечную для стирки. Мягкий инвентарь (матрацы, подушки, одеяла) отправляют в дезинфекционную камеру. Помещение и все оборудование протирают стерильной ветошью, обильно смоченной дезинфицирующим раствором. Непосредственно после уборки в помещении распыляется дезинфицирующий раствор (способом орошения) из расчета 300 мл на 1 м2 обрабатываемой поверхности. Режим дезинфекции (время выдержки раствора) зависит от разновидности самого дезинфицирующего агента. После орошения дезинфицирующим раствором помещение промывают чистой водой. Прошедшие обработку постельные принадлежности вносят в палаты после уборки, кровати застилают чистым бельем. При уборке по типу заключительной дезинфекции ультрафиолетовое облучение проводят дважды: первый раз - после обработки всех объектов и помещения дезинфицирующим средством, второй раз - после протирания их ветошью, смоченной в водопроводной воде. Режим включения бактерицидных ламп, выбор облучателей, расчет их числа зависят от функционального назначения помещения, объема и других параметров и характеристик. В конце заключительной дезинфекции помещение подвергается естественному проветриванию не менее 20 мин. Помимо текущей и генеральной уборки помещений родильного дома для обеспечения противоэпидемического режима необходимо строго соблюдать график его закрытия на плановую профилактическую дезинфекцию, в том числе при необходимости - для косметического ремонта 2 раза в год. В родильном доме следует тщательно соблюдать гигиенический режим койки. Кровати во всех акушерских отделениях и палатах новорожденных должны иметь матрацы в клеенчатых обшивках, чтобы их можно было мыть водой с мылом и протирать дезинфицирующим раствором. Особо тщательной обработке подвергается кровать после родов. Ее протирают дезинфицирующим раствором, а матрац, обшитый клеенкой, вначале моют с мылом, а затем протирают дезинфицирующим раствором и застилают чистым бельем. При проведении генеральной уборки палат все кровати также подвергаются обработке. Использованные подкладные клеенки после выписки женщины или перевода ее в другое отделение в специальном подсобном помещении моют теплой водой с мылом и щеткой, ополаскивают, замачивают в дезинфицирующем растворе (3% растворе хлорамина Б и др.), снова промывают и высушивают. Около каждой кровати находится индивидуальное судно на специальной подставке, прикрепленной к кровати. Судно имеет номер, соответствующий номеру кровати. Необходимо, чтобы каждая роженица и родильница пользовались простерилизованным индивидуальным судном. Для этого судно после механической обработки замачивают в дезинфицирующем растворе. Судна, находящиеся в употреблении, после каждого слива моют проточной водой и ополаскивают дезинфицирующим раствором. Личная гигиена медицинского персонала. Одним из основных факторов предупреждения инфекционных заболеваний в родильных домах является соблюдение сотрудниками правил гигиены. К ним относятся принятие гигиенического душа перед началом работы, ежедневная смена халата, ношение специально выделенного для работы хлопчатобумажного платья и удобной, легко моющейся обуви, строгое соблюдение правил ношения масок. С целью выполнения персоналом всех правил личной гигиены в каждом родильном доме создается санпропускник с индивидуальным шкафчиком для хранения собственной одежды, платья для работы, сменной обуви. В шкафчике имеются соответствующие отделения. Такие санпропускники выделяются раздельно для физиологического и обсервационного отделений. Ежедневно всех медицинских работников, приходящих на работу, осматривает старшая медицинская сестра. Лица с проявлениями острых респираторных, кожных и желудочно-кишечных заболеваний к работе не допускаются. Медицинская сестра родильного дома должна хорошо знать, что недопустимо иметь длинные ногти, покрытые лаком, носить на работе кольца, браслеты и другие украшения. Не рекомендуется работать без чулок. В жаркое время года вместо чулок можно носить носки. Рукава халата следует засучивать выше локтей, чтобы при мытье рук они не намокли. Для медицинского персонала, работающего в родильном зале и операционных, необходимо ношение масок из сложенной в четыре слоя марли, обязательно закрывающих рот и нос. В отделении новорожденных маски используются при проведении инвазивных манипуляций. Предпочтительнее использовать стерильные маски разового применения. Особое внимание следует уделять чистоте рук. Нельзя приступать к работе с трещинами, ссадинами, порезами на руках, так как при этом невозможно провести их полное обеззараживание. Медицинские работники должны беречь свои руки, избегать их ранения и загрязнения в бытовых условиях. В сельской местности медицинской сестре, как и акушерке, не рекомендуется работать в огороде перед дежурством. Основную роль среди источников внутри-госпитальной инфекции в родильных домах играют бактерионосители из числа медицинского персонала. В связи с этим особое значение приобретают своевременное выявление и санация бактерионосителей, что достигается рядом мероприятий.. Весь медицинский персонал при поступлении на работу в родильный дом проходит осмотр врачами (в дальнейшем - 4 раза в год): терапевтом, дерматовенерологом, стоматологом, оториноларингологом, а также флюорографию грудной клетки (в дальнейшем - 1 раз в год), исследование крови на сифилис (в дальнейшем - 2 раза в год), гепатит В, ВИЧ-инфекцию (в дальнейшем - 2 раза в год), исследование мазков на гонорею и другую микробную флору. Обследование персонала на условно-патогенную и патогенную флору осуществляется по эпидемиологическим показаниям. Медицинский персонал с лихорадкой, воспалительными, тем более гнойными процессами, к работе не допускается. При выявлении бактерионосителей среди медицинского персонала производится их санация, а в случае ее неэффективности главный врач родильного дома принимает решение о трудоустройстве бактерионосителей, при котором исключается их контакт с новорожденными, роженицами и родильницами. Персонал родильного дома подлежит обязательным профилактическим прививкам против вирусного гапатита В, при отсутствии сведений о прививках против дифтерии и туберкулеза, вакцинация осуществляется в соответствии с календарем соответствующих прививок. Обработка рук медицинского персонала. Дезинфекция рук медицинского персонала, участвующего в приеме родов, операциях, туалете новорожденного, является важнейшим фактором профилактики гнойно-септических заболеваний в родильном доме. Из общепринятых методов обработки рук в хирургии можно пользоваться методами Спасокукоцкого-Кочергина, Альфельда. Обеззараживание рук может быть произведено лизанином, растворами диоцида, дегмина, дегмицида, хлоргексидина биглюконата, октенимана, октенидерма, октенисепта, сагросепта и др. При обработке рук диоцидом используется его раствор в разведении 1:5000. Руки моют при помощи стерильной салфетки, обильно смоченной диоцидом, в течение 3-5 мин. После обработки руки высушивают стерильной салфеткой и затем обрабатывают 96% спиртом в течение 1-2 мин. Дегмин, дегмицид (производное высокомолекулярных спиртов и гексиметиленамина) используются в виде 1% водного раствора. Перед обработкой руки моют теплой проточной водой с мылом в течение 3 мин, ополаскивают, протирают двумя стерильными салфетками, пропитанными дег-мином или дегмицидом, по 3 мин каждым. Затем руки насухо вытирают стерильной салфеткой. При обработке рук 0,5% раствором хлоргексидина биглюконата в 70% этиловом спирте пользуются в течение 5 мин стерильным ватным тампоном, смоченным раствором, затем вытирают руки стерильной салфеткой. Лизанин при обработке рук используется без разведения: 5 мл препарата наносят на кисти рук и втирают в кожу в течение 2,5 мин, после этого повторяют аналогичную обработку. Обработка операционного поля и родовых путей. Кожу операционного поля, наружные половые органы, внутренние поверхности бедер, родовые пути и промежность обрабатывают путем двукратного смазывания стерильными тампонами, смоченными в 5-7 мл 1% раствора йодоната, который представляет собой комплексное соединение йода с поверхностно-активным веществом сульфонатом. Препарат оказывает одновременно моющее и дезинфицирующее действие. Йодонат в отличие от йода не вызывает ожога слизистых оболочек кожи. Обработка операционного поля также может быть осуществлена 1% раствором йодопирона, 0,5% раствором хлоргексидина биглюконата в 70% этиловом спирте, лизанином, октенидермом, октенисептом. И лишь в отсутствие других кожных антисептиков может быть использована 5% спиртовая настойка йода. После обработки операционного поля его обкладывают стерильными простынями и пеленками. С успехом можно использовать специальные одноразовые наборы. Стерилизация инструментов, перевязочного материала и предметов ухода. В настоящее время в родильных домах стерилизация инструментов, операционного белья, перевязочного материала, шприцев, систем для переливания крови и кровезаменителей, резиновых изделий производится централизованно в стерилизационной, для которой выделяется специальное помещение. При стерилизации происходит гибель вегетативных и споровых форм патогенных и непатогенных микроорганизмов в стерилизуемом материале. Стерилизация изделий медицинского назначения производится различными методами: паром, сухим горячим воздухом, кипячением, растворами химических веществ. Выбор того или иного метода стерилизации зависит от особенностей стерилизуемого объекта. Для стерилизации паром под давлением используются паровые медицинские стерилизаторы - автоклавы. К работе в автоклавах допускаются медицинские сестры, прошедшие специальную подготовку и имеющие свидетельство о сдаче экзаменов на право работы с аппаратами под давлением. Суховоздушная (сухожаровая) стерилизация проводится в специальном сухожаровом стерилизаторе. При этом действующим началом является нагретый до 120-160 °С воздух. В тех случаях, когда пар и горячий воздух применять нельзя, приходится прибегать к обеззараживанию холодным способом, т.е. применению химических дезинфицирующих средств. В родильном доме автоклавированием стерилизуют белье, перевязочный материал, изделия из стекла, металлов, резин, латекса и термостойких полимерных материалов. В качестве упаковочного материала используют двойной слой бязевой ткани, конверты из растительного пергамента, стандартные биксы. Инструменты, детали приборов и аппаратов, изготовленные из материалов, поддающихся коррозии, стерилизуют в сухожаровых стерилизаторах. Режущие инструменты, а также некоторые изделия из резины, пластмасс и стекла подвергают химической стерилизации, при которой проводится полное погружение их в закрытые емкости с дезинфицирующими растворами (5% раствор аламинола, 2,5% раствор глутарового альдегида или глутарал без разведения, 4% раствор формалина, 6% раствор водорода пероксида и др.). К высокоэффективным дезинфицирующим средствам для обработки разных изделий медицинского назначения из стекла, металла, полимеров, в том числе термолабильных, следует отнести гигасепт, лизетол, хелипур. Режимы дезинфекции определяются дезинфицирующим агентом. В настоящее время широкое применение получили предметы одноразового употребления. К ним относятся шприцы, системы для переливания крови и кровезаменителей и др. Самое пристальное внимание в родильном доме должно быть уделено режиму работы с чистым и использованным бельем. Использованное белье из всех отделений родильного дома поступает по специальному люку в отведенное для него помещение, стены которого выложены кафелем на высоту не менее 1,5 м. Транспортируют белье в двух мешках, вложенных один в другой. После отправки белья помещение подвергается дезинфекции. Стирка белья родильного дома должна производиться в прачечной родильного дома, а в отсутствие ее - в больничной прачечной, но отдельно от белья других отделений. Не допускается использование синтетических моющих средств для стирки белья новорожденных. В коммунальной прачечной белье родильного дома стирают в специально выделенный день. Транспортировка чистого и использованного белья производится на разных машинах. После доставки чистого белья в родильный дом оно хранится в специальном помещении на полках или стеллажах завернутым в простыни небольшими комплектами или в закрывающихся шкафах. Белье, которое необходимо подвергнуть стерилизации, сортируют, стерилизуют в автоклавах и затем хранят в барабанах. Все белье для новорожденных (в отличие от белья для взрослых) должно быть стерильным. Наиболее правильным является применение комплектов белья одноразового использования для новорожденных, рожениц и родильниц. Обеззараживание предметов ухода (пузырей для льда, грелок, катетеров, наконечников для клизм, термометров, суден, клеенок) производится систематически в соответствии с принятыми инструкциями. Предметы ухода должны храниться в определенном месте и всегда быть готовыми к употреблению. Медицинская сестра отвечает за их хранение, содержание и чистоту, передает их и принимает по дежурству. Вся деятельность родильного дома по соблюдению санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов находится под строгим контролем санитарно-эпидемиологической службы. Эпидемиологический надзор за внутрибольничными инфекциями, организация проведения противоэпидемиологических и профилактических мероприятий в учреждениях осуществляется госпитальным эпидемиологом (заместителем главного врача по санитарно-эпидемиологическим вопросам). Микробиологический контроль стерильности выполняется 1 раз в месяц. Общее методическое руководство и эпидемиологический надзор проводятся центрами санэпиднадзора путем планового обследования и обследования по эпидемиологическим показаниям.
ГЛАВА 3 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|