ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Воспитание эфебов (Аристотель. Афинская Полития. 42)
42. Теперешнее государственное устройство имеет следующий характер.[85] Гражданскими правами пользуются люди, которых родители оба – граждане.[86] Они вносятся в списки демотов по достижении восемнадцатилетнего возраста.[87] Всякий раз, когда производится их запись, демоты решают голосованием под присягой относительно их: во-первых, находят ли, что они достигли положенного законом возраста (в случае отрицательного решения молодые люди опять вступают в разряд несовершеннолетних); во-вторых, свободный ли каждый из них в отдельности и законно ли рожденный. Затем, если его отвергнуть, признав несвободным, он имеет право апеллировать в суд. Демоты выбирают в качестве обвинителей пятерых из своей среды, и, если будет признано, что он не имеет права быть записанным, государство продает его в рабство; если же он выиграет дело, демоты обязаны его вписать. После этого вписанных подвергает докимасии Совет и, если окажется, что данное лицо моложе 18 лет, налагает взыскание на демотов, внесших его в список. После того как эфебы подвергнутся докимасии, отцы их собираются по филам и, принеся присягу, выбирают троих из членов фил в возрасте свыше 40 лет от роду, таких, которые, по их мнению, будут наилучшими и наиболее пригодными, чтобы иметь попечение об эфебах, а из них народ выбирает поднятием рук[88] по одному от каждой филы в качестве софрониста и из всех вообще афинян космета над всеми. Эти лица, собрав эфебов, прежде всего обходят храмы богов, затем отправляются с ними в Пирей и несут гарнизонную службу: одни - в Мунихии, другие - в Акте. Далее, народ выбирает для них поднятием рук и двух педотрибов и учителей, которые должны обучить их фехтованию, стрельбе из лука, метанию дротика и опусканию катапульты. На содержание народ выдает софронистам по 1 драхме каждому, а эфебам - по 4 обола каждому.[89] Каждый софронист получает деньги эфебов своей филы, закупает припасы для всех в общее хозяйство (они обедают вместе по филам) и заботится обо всем остальном. Таким образом они проводят первый год. На следующий же год после народного собрания в театре эфебы показывают народу строевые приемы и получают от государства щит и копье. После этого они охраняют границы страны, дежуря все время на сторожевых постах. Гарнизонную службу они исполняют в течение двух лет, нося хламиды, и на это время освобождаются от всех повинностей... По истечении этих двух лет они становятся уже на один уровень с остальными гражданами. [1] Фукидид неоднократно писал о том, что Аттика всегда была занята одним и тем же населением (ср. I. 2, 5). [2] Перикл имеет в виду спартанцев. [3] Т. е. выше похвалы или порицания. [4] Перикл имеет в виду афинян. [5] Подразумевается НародноеСобрание. [6] То есть с персами. [7] Человек, садившийся к алтарю, отдавал себя под защиту святыни. [8] Имеется в виду список гоплитов. [9] Об институте «судей по демам» см.: Аристотель. «Афинская Полития» 16, 5 и 53, 1. [10] Сначала плата составляла 1 обол в день, затем, около 428 г. до и. э., она была повышена до 3 оболов. [11] По-видимому, Аристотель имеет в виду Пифона. [12] Подвязывали плащ обычно ремесленники. Ораторы в Народном Собрании считали недостойным повышать голос или делать резкие движения при выступлении перед народом. [13] Имеется в виду раздача «зрелищых денег», которые выдавались беднейшим гражданам для посещения театра [14] Очевидно, незадолго до написания этого сочинения в Афинах был издан особый закон, который разрешал рабу жаловаться на жестокое обращение. [15] Эксомида-хитон, оставляющий правое плечо открытым для удобства при тяжелых работах, был обычной одеждой и для свободных ремесленников. Этот хитон был сделан из дешевой темной материи, иногда - из шкуры животного. [16] Известно, что хозяева нередко отдавали рабоввнаем другим гражданам. [17] Имеется в виду не отпуск на свободу, а возможность жить самостоятельно, выплачивая рабовладельцу оброк. [18] Автор допускает явную гиперболу: ни о какой свободе слова для рабов не могло быть и речи. [19] О том, что метеки участвовали в общественных работах, мы знаемиздокументов. [20] Здесь речь идет о литургиях (специальных денежных повинностях), накладывавшихся на наиболее богатых граждан. [21] Имеются в виду особенно крупные дела частного характера. Мелкие тяжбы, естественно, разрешались на местах. [22] Обе стороны до начала суда вносили судебную пошлину. [23] Здесь имеется в виду,что у большинства союзников власть находилась в руках олигархов. [24] Здесь имеется в виду суд присяжных - гелиэя. [25] Имеются в виду события в начале Пелопоннесской войны, когда Перикл распорядился свозить стада и выгонный скот на близлежащие острова при нашествиях спартанцев на Аттику. [26] Необходимое количество присутствующих требовалось в исключительно важных случаях; например, при остракизменеобходимо было наличие не менее 6 тыс. афинских граждан. [27] Так были нарушены тридцатилетний мир 446-445 гг. до н.э., Никиев мир 421 г. до н. э. Но автор необъективен - такие нарушения договоров имели место и в аристократической Спарте. [28] По всей вероятности, это намек на Перикла. [29] Имеются в виду союзники, которым приходилось подолгу ожидать решения дел. [30] Сумма подати для членов Афинского морского союза была установлена в 477 г. до н. э. Аристидом. После этого размер фороса (налога) неоднократно пересматривался в сторону повышения. [31] Известно, что в Афинах общее количество присяжных составляло около 6 тыс. человек. Бывали случаи, когда при особо важных обстоятельствах в судебной комиссии заседало до 1501 судьи. [32] Здесь, как и во многих местах выше, автор подчеркивает свои олигархические тенденции. [33] Так называемая атимия - лишение гражданских прав, тягчайшее наказание для афинского гражданина. [34] Херсонес впервые был колонизован еще при Писистрате Мильтиадом, сыном Кипсела. В 453 г. до н. э. Перикл роздал в Херсонесе земельные участки тысяче клерухов. [35] На остров Наксос клерухи были выведены под руководством Толмида (Диодор, XI, 88; Павсаний, I, 27, 5). [36] Остров Андрос попал под власть Афин во время греко-персидских войн. [37] Город Сибáрис, основанный ионийцами на побережье Южной Италии, в 510 г. до н. э. был разрушен крóтонцами. Сибарис в 443 г. до н. э. был снова отстроен на новом месте под названием Фурий по инициативе и под руководством Афин. [38] Т. е. Персами. [39] Эта должность была выделена из компетенции казначеев богини Афины (государственных казначеев) около 338 г. до н, э. [40] Эта должность, учрежденная в 354 г. до н. э., играла важную роль в общественной жизни Афин, являясь проводником широкой демагогической политики [41] Фол - здание круглой формы, находившееся вблизи афинского булевтерия (здания совета). [42] Таких дней насчитывается много - все праздники, особые «несчастливые» дни (седьмой день каждого месяца, когда, по обычаю, поминали умерших), канун праздника Анфестерия (около начала марта) и т. п. [43] Заседания в основном происходили в булевтерии, но иногда и в других местах - в храме Тесея, на Акрополе, в Пирее, на Панафинейском стадионе. [44] Так называемая исангелия - заявление о важном преступлении против государства (измена, заговор против демократии, подкуп оратора и т. п.. [45] Обычно шестая притания приходилась на январь месяц. Здесь решался в принципе вопрос об остракизме. [46] Ветвь оливы, перевязанная шерстяной лентой, служила символом мольбы. [47] Государственная казна Афин хранилась в специальном помещении Парфенона (опистодоме). В храме Матери богов находился государственный архив. [48] Эпистат проэдров в IV в. до н. э. становится председателем Народного Собрания. [49] В сумме не свыше 500драхм. [50] Ср. гл. 41, 2 о том, что «судопроизводство совета перешло к народу». [51] Имеются в виду сараи, в которых находились корабли, вытащенные на сушу. [52] Имеется в виду хрисоэлефантинная (сделанная из слоновой кости и золота, что само по себе представляло огромную ценность) статуя Афины-Парфенос (Девы) работы великого Фидия, находившаяся в Парфеноне. [53] Изображения богини победы Ники, сделанные из чистого золота. Их было 10, судя по инвентарям, сохранившимся в надписях. Они также служили денежным фондом во время материальных затруднений Афинского государства. [54] Имеется в виду ценная утварь, ткани, в том числе приносимые вдарАфине во время Панафиней драгоценные одежды, которые употреблялись во время процессий на праздновании Панафиней. [55] Контракты заключались на постройку стен, изготовление официальных надписей - постановлений, проксений, декретов и т. п. [56] Главным образом Лаврийских рудников. [57] После реформы Эфиальта Ареопаг выполнял только судебные функции по делам религиозного характера (к ним относились и обвинения в предумышленном убийстве). [58] Государство отдавало на откуп богатым гражданам сбор обычных податей и не занималось им само. [59] Имеются в виду специальные доски, выбеленные гипсом. [60] Басилевс - один из девяти архонтов; áрхонт-басилевс выполнял жреческие функции, а такжеисудебные по делам, связанным с религиозными культами. [61] В Афинах практиковалась сдача в аренду частным лицам храмовых участков. [62] Окна в древнегреческих домах открывались на улицу только в верхних этажах. Нижний этаж на улицу окон не имел. Они выходили во внутренний дворик дома. [63] Так называемые агораномы. [64] Так называемые метрономы. [65] Нечто вроде помощников или советников при государственных контролерах. [66] Официальные документы вырезались на мраморных или бронзовых досках и выставлялись в общественных местах. [67] Имеется в виду время приблизительно с 367-363 гг. до н. э. [68] По-видимому, обособление Пирея (так как обычно демархов-старшин демов избирали поднятием рук в самих демах) можно объяснить только его исключительным значением в жизни Афин. [69] Т. е. имело такое же значение, как имя первого архонта-эпонима для Афин. [70] Аристотель в гл. III сообщает, что с конца VII в. до н.э. 9 архонтов выбирали из людей, имевших состояние, свободное от долгов, в размере не менее 10 мин. [71] Имеется в виду время около 325 г. до н.э. [72] Это было формой провозглашения неприкосновенности имущества граждан. [73] Число хорегов назначалось по числу трагических поэтов, допускавшихся к состязанию (по обычаю их было три). [74] До IV в. до н. э. число комедий, ставившихся во время праздника Дионисий и Ленеев, также равнялось трем, а затем было увеличено до пяти. [75] Состязания в беге с факелами происходиливо время Панафиней и праздников в честь Гефеста и Пана. [76] Храм Афины Паллады к северо-востоку от Акрополя. [77] Равнообязанные - группа метеков, за особые заслугиперед Афинским государством освобожденная от подати, которую платилиметеки. [78] По афинским законам можно было требовать отчета у стратегов еще до окончания срокаих избрания. [79] Здесь речь идет о частноправовых договорах, которые обеспечивали защиту коммерческих сделок между гражданами разных государств. [80] В случае недовольства литургией триерарх (либо хорег, либо любое лицо, на которое возложена литургия) имел право предложить передать эту литургию более богатому лицу. В случае отказа последнего можно было потребовать обмена имущества. [81] Имеется в виду стража, охранявшая верфи. [82] Глашатай служил курьером. [83] флейтист служил сигнальщиком. [84] Острова Самое, Скирос, Лемнос и Имброс находились в зависимости от Афинского государства. [85] Аристотель имеет в виду время около 325 г. до н. э., когда он писал свой трактат. [86] Согласно закону, введенному Периклом в 445 г. до н. э. [87] Демоты — члены дема. [88] В Афинах существовало несколько способов подачи голосов на выборах: путем поднятия руки (хиротония), путем опускания в урны камешков, наконец, жеребьевка производилась с помощью черных и белых бобов. [89] Сумма указывается на день. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|