Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Воспитание эфебов (Аристотель. Афинская Полития. 42)




 

42. Теперешнее государственное устройство имеет сле­дующий характер.[85] Гражданскими правами пользуются люди, которых роди­тели оба – граждане.[86] Они вносятся в списки демотов по до­стижении восемнадцатилетнего возраста.[87] Всякий раз, когда производится их запись, демоты решают голосованием под присягой относительно их: во-первых, находят ли, что они достигли положенного законом возраста (в случае отрица­тельного решения молодые люди опять вступают в разряд несовершеннолетних); во-вторых, свободный ли каждый из них в отдельности и законно ли рожденный. Затем, если его отвергнуть, признав несвободным, он имеет право апел­лировать в суд. Демоты выбирают в качестве обвинителей пя­терых из своей среды, и, если будет признано, что он не имеет права быть записанным, государство продает его в рабство; если же он выиграет дело, демоты обязаны его вписать. После этого вписанных подвергает докимасии Совет и, если окажет­ся, что данное лицо моложе 18 лет, налагает взыскание на демотов, внесших его в список.

После того как эфебы подвергнутся докимасии, отцы их собираются по филам и, принеся присягу, выбирают троих из членов фил в возрасте свыше 40 лет от роду, таких, кото­рые, по их мнению, будут наилучшими и наиболее пригод­ными, чтобы иметь попечение об эфебах, а из них народ вы­бирает поднятием рук[88] по одному от каждой филы в качестве софрониста и из всех вообще афинян космета над всеми. Эти лица, собрав эфебов, прежде всего обходят храмы богов, за­тем отправляются с ними в Пирей и несут гарнизонную служ­бу: одни - в Мунихии, другие - в Акте.

Далее, народ выбирает для них поднятием рук и двух педотрибов и учителей, которые должны обучить их фехтованию, стрельбе из лука, метанию дротика и опусканию катапульты.

На содержание народ выдает софронистам по 1 драхме каждому, а эфебам - по 4 обола каждому.[89] Каждый софронист получает деньги эфебов своей филы, закупает припасы для всех в общее хозяйство (они обедают вместе по филам) и заботится обо всем остальном.

Таким образом они проводят первый год. На следующий же год после народного собрания в театре эфебы показывают народу строевые приемы и получают от государства щит и копье. После этого они охраняют границы страны, дежуря все время на сторожевых постах. Гарнизонную службу они испол­няют в течение двух лет, нося хламиды, и на это время осво­бождаются от всех повинностей... По истечении этих двух лет они становятся уже на один уровень с остальными гражда­нами.


[1] Фукидид неоднократно писал о том, что Аттика всегда была занята одним и тем же населением (ср. I. 2, 5).

[2] Перикл имеет в виду спартанцев.

[3] Т. е. выше похвалы или порицания.

[4] Перикл имеет в виду афинян.

[5] Подразумевается НародноеСобрание.

[6] То есть с персами.

[7] Человек, садившийся к алтарю, отдавал себя под защиту святыни.

[8] Имеется в виду список гоплитов.

[9] Об институте «судей по демам» см.: Аристотель. «Афинская Поли­тия» 16, 5 и 53, 1.

[10] Сначала плата составляла 1 обол в день, затем, около 428 г. до и. э., она была повышена до 3 оболов.

[11] По-видимому, Аристотель имеет в виду Пифона.

[12] Подвязывали плащ обычно ремесленники. Ораторы в Народном Со­брании считали недостойным повышать голос или делать резкие движения при выступлении перед народом.

[13] Имеется в виду раздача «зрелищых денег», которые выдавались беднейшим гражданам для посещения театра

[14] Очевидно, незадолго до написания этого сочинения в Афинах был издан особый закон, который разрешал рабу жаловаться на жестокое обращение.

[15] Эксомида-хитон, оставляющий правое плечо открытым для удоб­ства при тяжелых работах, был обычной одеждой и для свободных ре­месленников. Этот хитон был сделан из дешевой темной материи, иногда - из шкуры животного.

[16] Известно, что хозяева нередко отдавали рабоввнаем другим гра­жданам.

[17] Имеется в виду не отпуск на свободу, а возможность жить самостоя­тельно, выплачивая рабовладельцу оброк.

[18] Автор допускает явную гиперболу: ни о какой свободе слова для ра­бов не могло быть и речи.

[19] О том, что метеки участвовали в общественных работах, мы знаемиздокументов.

[20] Здесь речь идет о литургиях (специальных денежных повинно­стях), накладывавшихся на наиболее богатых граждан.

[21] Имеются в виду особенно крупные дела частного характера. Мелкие тяжбы, естественно, разрешались на местах.

[22] Обе стороны до начала суда вносили судебную пошлину.

[23] Здесь имеется в виду,что у большинства союзников власть находи­лась в руках олигархов.

[24] Здесь имеется в виду суд присяжных - гелиэя.

[25] Имеются в виду события в начале Пелопоннесской войны, когда Перикл распорядился свозить стада и выгонный скот на близлежащие острова при нашествиях спартанцев на Аттику.

[26] Необходимое количество присутствующих требовалось в исключи­тельно важных случаях; например, при остракизменеобходимо было нали­чие не менее 6 тыс. афинских граждан.

[27] Так были нарушены тридцатилетний мир 446-445 гг. до н.э., Никиев мир 421 г. до н. э. Но автор необъективен - такие нарушения догово­ров имели место и в аристократической Спарте.

[28] По всей вероятности, это намек на Перикла.

[29] Имеются в виду союзники, которым приходилось подолгу ожидать решения дел.

[30] Сумма подати для членов Афинского морского союза была установ­лена в 477 г. до н. э. Аристидом. После этого размер фороса (налога) неоднократно пересматривался в сторону повышения.

[31] Известно, что в Афинах общее количество присяжных составляло около 6 тыс. человек. Бывали случаи, когда при особо важных обстоятель­ствах в судебной комиссии заседало до 1501 судьи.

[32] Здесь, как и во многих местах выше, автор подчеркивает свои оли­гархические тенденции.

[33] Так называемая атимия - лишение гражданских прав, тягчайшее наказание для афинского гражданина.

[34] Херсонес впервые был колонизован еще при Писистрате Мильтиадом, сыном Кипсела. В 453 г. до н. э. Перикл роздал в Херсонесе земельные участки тысяче клерухов.

[35] На остров Наксос клерухи были выведены под руководством Толмида (Диодор, XI, 88; Павсаний, I, 27, 5).

[36] Остров Андрос попал под власть Афин во время греко-персидских войн.

[37] Город Сибáрис, основанный ионийцами на побережье Южной Ита­лии, в 510 г. до н. э. был разрушен крóтонцами. Сибарис в 443 г. до н. э. был снова отстроен на новом месте под названием Фурий по инициативе и под руководством Афин.

[38] Т. е. Персами.

[39] Эта должность была выделена из компетенции казначеев богини Афины (государственных казначеев) около 338 г. до н, э.

[40] Эта должность, учрежденная в 354 г. до н. э., играла важную роль в общественной жизни Афин, являясь проводником широкой демагогиче­ской политики

[41] Фол - здание круглой формы, находившееся вблизи афинского булевтерия (здания совета).

[42] Таких дней насчитывается много - все праздники, особые «несчаст­ливые» дни (седьмой день каждого месяца, когда, по обычаю, поминали умерших), канун праздника Анфестерия (около начала марта) и т. п.

[43] Заседания в основном происходили в булевтерии, но иногда и в других местах - в храме Тесея, на Акрополе, в Пирее, на Панафинейском стадионе.

[44] Так называемая исангелия - заявление о важном преступлении против государства (измена, заговор против демократии, подкуп оратора и т. п..

[45] Обычно шестая притания приходилась на январь месяц. Здесь ре­шался в принципе вопрос об остракизме.

[46] Ветвь оливы, перевязанная шерстяной лентой, служила символом мольбы.

[47] Государственная казна Афин хранилась в специальном помещении Парфенона (опистодоме). В храме Матери богов находился государствен­ный архив.

[48] Эпистат проэдров в IV в. до н. э. становится председателем Народ­ного Собрания.

[49] В сумме не свыше 500драхм.

[50] Ср. гл. 41, 2 о том, что «судопроизводство совета перешло к народу».

[51] Имеются в виду сараи, в которых находились корабли, вытащенные на сушу.

[52] Имеется в виду хрисоэлефантинная (сделанная из слоновой кости и золота, что само по себе представляло огромную ценность) статуя Афины-Парфенос (Девы) работы великого Фидия, находившаяся в Пар­феноне.

[53] Изображения богини победы Ники, сделанные из чистого золота. Их было 10, судя по инвентарям, сохранившимся в надписях. Они также слу­жили денежным фондом во время материальных затруднений Афинского государства.

[54] Имеется в виду ценная утварь, ткани, в том числе приносимые вдарАфине во время Панафиней драгоценные одежды, которые употреблялись во время процессий на праздновании Панафиней.

[55] Контракты заключались на постройку стен, изготовление официаль­ных надписей - постановлений, проксений, декретов и т. п.

[56] Главным образом Лаврийских рудников.

[57] После реформы Эфиальта Ареопаг выполнял только судебные функ­ции по делам религиозного характера (к ним относились и обвинения в предумышленном убийстве).

[58] Государство отдавало на откуп богатым гражданам сбор обычных податей и не занималось им само.

[59] Имеются в виду специальные доски, выбеленные гипсом.

[60] Басилевс - один из девяти архонтов; áрхонт-басилевс выполнял жреческие функции, а такжеисудебные по делам, связанным с религиозными культами.

[61] В Афинах практиковалась сдача в аренду частным лицам храмовых участков.

[62] Окна в древнегреческих домах открывались на улицу только в верх­них этажах. Нижний этаж на улицу окон не имел. Они выходили во внутренний дворик дома.

[63] Так называемые агораномы.

[64] Так называемые метрономы.

[65] Нечто вроде помощников или советников при государственных контролерах.

[66] Официальные документы вырезались на мраморных или бронзовых досках и выставлялись в общественных местах.

[67] Имеется в виду время приблизительно с 367-363 гг. до н. э.

[68] По-видимому, обособление Пирея (так как обычно демархов-старшин демов избирали поднятием рук в самих демах) можно объяснить только его исключительным значением в жизни Афин.

[69] Т. е. имело такое же значение, как имя первого архонта-эпонима для Афин.

[70] Аристотель в гл. III сообщает, что с конца VII в. до н.э. 9 архон­тов выбирали из людей, имевших состояние, свободное от долгов, в раз­мере не менее 10 мин.

[71] Имеется в виду время около 325 г. до н.э.

[72] Это было формой провозглашения неприкосновенности имущества граждан.

[73] Число хорегов назначалось по числу трагических поэтов, допускав­шихся к состязанию (по обычаю их было три).

[74] До IV в. до н. э. число комедий, ставившихся во время праздника Дионисий и Ленеев, также равнялось трем, а затем было увеличено до пяти.

[75] Состязания в беге с факелами происходиливо время Панафиней и праздников в честь Гефеста и Пана.

[76] Храм Афины Паллады к северо-востоку от Акрополя.

[77] Равнообязанные - группа метеков, за особые заслугиперед Афин­ским государством освобожденная от подати, которую платилиметеки.

[78] По афинским законам можно было требовать отчета у стратегов еще до окончания срокаих избрания.

[79] Здесь речь идет о частноправовых договорах, которые обеспечивали защиту коммерческих сделок между гражданами разных государств.

[80] В случае недовольства литургией триерарх (либо хорег, либо любое лицо, на которое возложена литургия) имел право предложить передать эту литургию более богатому лицу. В случае отказа последнего можно было потребовать обмена имущества.

[81] Имеется в виду стража, охранявшая верфи.

[82] Глашатай служил курьером.

[83] флейтист служил сигнальщиком.

[84] Острова Самое, Скирос, Лемнос и Имброс находились в зависимости от Афинского государства.

[85] Аристотель имеет в виду время около 325 г. до н. э., когда он писал свой трактат.

[86] Согласно закону, введенному Периклом в 445 г. до н. э.

[87] Демоты — члены дема.

[88] В Афинах существовало несколько способов подачи голосов на вы­борах: путем поднятия руки (хиротония), путем опускания в урны камеш­ков, наконец, жеребьевка производилась с помощью черных и белых бобов.

[89] Сумма указывается на день.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных