![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Пользование внешними световыми приборамиВнешние световые приборы обеспечивают безопасность движения механических транспортных средств в тёмное время суток и при недостаточной видимости. Число, расположение, цвет внешних световых приборов автомобилей, тракторов, прицепов и полуприцепов установлены ГОСТ 8769—75. Внешние световые приборы информируют участников движения о расположении и характере движения транспортного средства, а также освещают дорогу и объекты на ней. Каждое механическое транспортное средство должно иметь габаритные фонари, а также фары с ближним и дальним светом. Габаритные огни не освещают дорогу даже на расстоянии 5 м, поэтому ими нужно пользоваться только для обозначения транспортного средства, движущегося на освещенных участках дорог. В ночное время стоящие транспортные средства трудно различить на фоне проезжей части. Чтобы предотвратить наезд на неосвещенных дорогах, в условиях недостаточной видимости, а также при остановке и стоянке, транспортное средство следует обозначить габаритными огнями. В условиях недостаточной видимости дополнительно к габаритным огням могут быть включены фары ближнего света, противо-туманные фары и задние противо-туманные фонари. При движении в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на всех механических транспортных средствах и мопедах должны быть включены фары дальнего или ближнего света. На велосипедах в этих условиях должны быть включены фары или фонари, на гужевых повозках — фонари (при их наличии), а на прицепах — габаритные огни. Дальний свет обеспечивает освещение дороги на расстоянии 100—150 м, давая сосредоточенный пучок света относительно большой силы. Однако он может вызвать ослепление других водителей, поэтому дальним светом можно пользоваться на дороге, свободной от других транспортных средств, а в населенных пунктах, кроме того, если дорога не освещена. При ослеплении водитель на некоторое время теряет способность видеть. В случаях ослепления он должен включить аварийную световую сигнализацию, осторожно снизить скорость и остановиться на своей полосе. Во избежание ослепления дальний свет должен быть переключен на ближний не менее чем за 150 м до встречного транспортного средства (рис. 77, а), а также на большем расстоянии, если встречный водитель периодически переключает свет своих фар. Ослепление может возникнуть также через зеркало заднего вида (рис. 77,б). Очень опасно неожиданное ослепление водителей встречных автомобилей, движущихся за переломом продольного профиля дороги и за поворотом дороги (рис. 77, в, г). В этих случаях нужно также переключить дальний свет на ближний. Ближний свет обеспечивает освещение дороги на расстоянии до 50 м. Им следует пользоваться при движении с ограниченной скоростью. Ослепление ближним светом маловероятно, поэтому пользование им не опасно на дорогах с интенсивным движением транспортных средств. Ближний свет может быть включен и на освещенных участках дорог, а также в светлое время суток для обозначения отдельных транспортных средств для того, чтобы повысить бдительность других участников движения. Так, столкновение с мотоциклами часто происходят из-за того, что вследствие малых размеров их трудно различить на дороге среди других транспортных средств. Чтобы уменьшить число несчастных случаев и выделить мотоциклы и мопеды из общей массы транспортных средств, на них даже в дневное время должен быть включен ближний свет фар. Такая мера предосторожности должна быть применена при следовании организованной транспортной колонны, при организованной перевозке групп детей в автобусах или на грузовых автомобилях, при буксировке механического транспортного средства на буксирующем транспортном средстве, а также в случае перевозки тяжеловесных, крупногабаритных и опасных грузов.
Рисунок 49. Ситуации, при которых дальний свет фар необходимо переключать на ближний: а — при встречном разъезде; б — при следовании за другим транспортным средством; в — перед переломом продольного профиля дороги; г — перед поворотом дороги и перекрестком. Если на дороге выделена специальная полоса для движения маршрутных транспортных средств, то их водители, выезжая на эту полосу навстречу транспортному потоку, должны включить ближний свет фар. Для обозначения движения в светлое время суток перечисленных транспортных средств вместо ближнего света фар могут использоваться противо-туманные фары. Кроме того, противо-туманные фары могут использоваться в условиях недостаточной видимости как отдельно, так и с ближним или дальним светом фар, а также в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар. Использование противо-туманных фар и фонарей обеспечивает хорошее освещение дороги при малой прозрачности атмосферы. Однако задние противо-туманные фонари при неправильном их использовании могут вызвать ослепление водителя, движущегося сзади автомобиля. Поэтому Правила запрещают подключать эти фонари к фонарям стоп-сигналов. Применять их можно лишь в условиях недостаточной видимости. На некоторых автомобилях, автобусах и автопоездах, используемых в основном для междугородных перевозок, предприятием-изготовителем предусмотрена фара-прожектор, а на отдельных автомобилях оперативных и специальных служб (пожарных, «скорой медицинской помощи») для выполнения служебных заданий — фара-искатель. Эти фары могут вызывать ослепление на расстоянии до 600 м, поэтому ими можно пользоваться только на дорогах вне населенных пунктов и лишь при уверенности водителя в отсутствии транспортных средств. При первых признаках появления встречных автомобилей фару-прожектор необходимо выключать. В населенных пунктах пользоваться такими фарами могут только водители оперативных и специальных служб при выполнении служебных заданий. Для облегчения распознавания автопоезда при его движении в любое время суток, а также при остановке и стоянке в темное время суток на нем должен быть включен опознавательный знак «Автопоезд». Проблесковый маячок оранжевого или желтого цвета должен быть включен на транспортных средствах, выполняющих на дороге строительные, ремонтные и уборочные работы. Такой же маячок может быть предусмотрен специальными правилами и установлен на транспортных средствах, производящих перевозки тяжеловесных, крупногабаритных или опасных грузов. При выполнении перевозок на этих транспортных средствах маячок должен быть включен. Умелая подача предупредительных сигналов очень важна для безопасного выполнения обгона. Для привлечения внимания обгоняемого водителя может применяться вне населенных пунктов звуковой сигнал. Для этой же цели вместо звукового сигнала (или совместно с ним) может подаваться световой сигнал фарами. Необходимость использования этих дополнительных предупредительных мер водитель должен определять самостоятельно в зависимости от того, насколько они окажутся эффективными и безопасными в конкретной обстановке. Так, многократное переключение фар с ближнего на дальний свет эффективно в темное время суток, на неосвещенной или заснеженной дороге, но хуже воспринимается в летнее время, в сумерки и на освещенной дороге, причем во избежание ослепления водителей встречного и обгоняемого транспортных средств включение дальнего света должно быть очень кратковременным. Переключение фар рекомендуется выполнять до тех пор, пока водитель не убедится в том, что сигнал его воспринят. Обычно об этом свидетельствует ответный кратковременный сигнал водителя обгоняемого транспортного средства. На освещенной дороге и в светлое время суток эффективной мерой предупреждения об обгоне может быть периодическое кратковременное включение и выключение фар. Пользоваться для привлечения внимания обгоняемого водителя звуковым сигналом также нужно с расчетом на безопасность. Резкий, сильный сигнал может испугать водителя (животных при обгоне гужевых повозок) и создать аварийную ситуацию. Основные приемы управления автомобилем ночью. К работе на автомобиле ночью нужно тщательно готовиться. Устранение технической неисправности в пути в темное время суток требует много времени; сложно обнаружить и устранить причину неисправности, особенно такой, как течь масла или охлаждающей жидкости. Поэтому при проверке технического состояния автомобиля следует быть очень внимательным. Неаккуратная укладка инструмента, ветоши, приспособлений также может оказаться помехой в пути. Если эти предметы окажутся разбросанными, то в темноте, а возможно, и в стужу или под дождем водитель потратит много времени на отыскивание нужного предмета. Особое внимание необходимо уделить очистке, проверке комплектности и исправности осветительных приборов, стеклоочистителей и стеклоомывателей. Многие водители игнорируют необходимость регулировки света фар - мероприятия, которое обеспечивает правильное распределение света на дороге и снижает вероятность ослепления. Проверять и регулировать свет фар, необходимо хотя бы 1 раз в год. Получив задание, водитель должен более тщательно, чем для дневного рейса, изучить предстоящий маршрут, что может облегчить ориентирование в пути и предвидение разработанных ситуаций. Скорость движения в темное время суток почти во всех случаях должна быть меньше скорости в дневное время. Ее необходимо устанавливать такой, чтобы остановочный путь автомобиля был меньше расстояния видимости если это правило не соблюдается, то наезд на возникшее в зоне видимости препятствие или столкновение с ним предотвратить намного труднее. Сближаясь со встречным автомобилем, водитель должен быстро определить, движется он или стоит на месте. Убедиться в этом можно по тени, отбрасываемой передней частью автомобиля, или по отражению света фар увлажненной поверхности дороги. Переключать фары на ближний свет необходимо в том случае, когда водитель испытывает ощущение неудобства или переключил свет водитель встречного автомобиля. Рисунок 50. Опасная ситуация при движении встречного транспортного средства с одной включенной фарой, расположенной с правой стороны. После переключения следует установить скорость в соответствии с уменьшенным расстоянием видимости и наблюдать за правым краем проезжей части. Периодически нужно просматривать свою полосу, но избегать задержки взгляда на фарах встречного автомобиля. Это позволит сохранить наилучшее зрительное ощущение и поможет заметить препятствие, которое окажется на полосе движения или появится справа от нее. Если водитель встречного автомобиля не выключает дальний свет, его нужно предупредить повторным переключением. В том случае, когда он продолжает нарушать Правила или если после переключения состояние неудобства не исчезает, следует снизить скорость, осторожно принять вправо и остановиться на своей полосе. Так же рекомендуется поступать и при встречном движении колонны автомобилей с включенными фарами. Необходимо быть особенно осторожным, ели встречное транспортное средство следует с выключенным светом или с одной включенной фарой. Не исключено, что навстречу движется автомобиль с неисправными фарами (обеими или одной). На дорогах в сельской местности возможно встречное движение сельскохозяйственных самоходных машин, габариты которых превышают ширину полосы движения (рис. 78). В таких ситуациях, как и в случаях с неисправной левой фарой, опасность вполне реальна, так как левая часть встречного транспортного средства незаметна и возможно столкновение. Чтобы предупредить его, необходимо увеличить интервал до полуторной ширины грузового автомобиля или, приняв вправо, остановиться. Ночью сильно затрудняется оценка расстояния до встречного автомобиля или его скорости. Поэтому при наличии каких-либо признаков встречного автомобиля от намерения совершить обгон следует отказаться. Приближаясь к обгоняемому автомобилю, нужно сменить дальний свет на ближний на расстоянии не менее 150 м от него. При этом дорога хорошо просматривается благодаря свету фар обгоняемого автомобиля. Дальний свет можно включить перед завершением обгона (рис. 79), а водителю обгоняемого автомобиля перед завершением обгона следует включить ближний свет. Повороты дороги ночью выглядят иначе, чем днем. Трудно оценить их кривизну, а следовательно, и выбрать безопасную скорость. При поворотах лучше освещается внешняя полоса движения. В том случае, если автомобиль оборудован противо - туманными или широкоугольными фарами, их следует включать перед началом поворота. Когда водитель видит на темной дороге падающий поперек нее пучок света, то это означает, что он приближается к пересечению, к которому подъезжает другой автомобиль. Необходимо установить такую скорость, которая позволит водителю принять необходимые меры безопасности. Приближаясь к неосвещенному перекрестку, следует предупредить участников движения, расположенных на пересекаемой дороге, несколькими включениями и выключениями фар. При движении на неосвещенных дорогах большую опасность представляет транспортное средство, остановленное на проезжей части или вблизи нее. Поэтому даже для кратковременной остановки необходимо стараться выезжать за пределы дороги. При движении по мокрой или грязной дороге необходимо периодически останавливаться и протирать лобовое стекло, фары, фонари указателей поворота и стоп-сигнала. Кроме того, для хорошей очистки лобового стекла необходимо постоянно следить за состоянием стеклоомывателя и щеток стеклоочистителя. Если автомобиль движется по разбитой дороге, рекомендуется пользоваться ближним светом фар, который при ограниченной скорости лучше освещает дорогу непосредственно перед автомобилем. Типичные ошибки малоопытных водителей при движении по незнакомым дорогам — это потеря ориентировки и заезды на левую полосу или на правую обочину. Удобнее и проще всего ориентироваться по линиям продольной разметки, ярким ограждениям по краям дороги, светоотражателям на ограждающих столбиках, а также по зеленим насаждениям, расположенным в зоне света фар. При этом нужно помнить, что ограждающие столбики или светоотражатели, как правило, предупреждают атом, что в этом месте имеется опасность — поворот, насыпь, мост и т. п. По характеру света фар встречных автомобилей водитель может определять профиль дороги. Периодическое появление и исчезновение света свидетельствует о пересеченном профиле. Если замеченный свет не исчезает, дорога впереди ровная. Учитывая интенсивное утомление водителя при работе в темное время суток, желательно, чтобы продолжительность ее не превышала 6 ч. Для восстановления работоспособности необходимо обязательно делать перерывы на 5—8 мин: первый — после 2—3 ч движения, а последующие — через 1 —1,5 ч, причем отдых должен быть активным. Желательно также, чтобы после 4—5 ч движения перерыв был продолжительный, с приемом горячей пищи. После ночного рейса, как и перед ним, водителю необходим хороший отдых. В тумане включенные, отрегулированные фары белого света не улучшают, а даже ухудшают видимость, так как лучи сильно рассеиваются, поглощаются и отражаются. Поэтому при тумане нужно пользоваться противо- туманными фарами. Если же их нет, включают ближний свет фар. Скорость движения (в километрах в час) необходимо ограничить, она не должна превышать половины расстояния видимости (в метрах). Например, при видимости 20 м скорость должна быть не более 10 км/ч. Рекомендуется при движении держать открытым окно кабины и прислушиваться к шуму от движения других транспортных средств. Двигаться нужно как можно ближе к правому краю проезжей части. Если необходимо остановиться, водитель несколько раз быстро нажимает на тормозную педаль, включая фонарь стоп-сигнала для предупреждения следующих за ним водителей. При необходимости повернуть влево или объехать стоящее транспортное средство водитель должен осмотреть дорогу через приоткрытую дверку и убедиться в отсутствии попутных транспортных средств. Периодически следует подавать звуковые сигналы и отвечать на сигналы других водителей. Учитывая искажение туманом цветового ощущения, при приближении к светофору необходимо замедлить движение автомобиля и внимательно изучить сигнал светофора. Выезжать на перекресток можно только в том случае, если есть полная уверенность в том, что движение разрешается.
Рисунок 51. Переключение света фар при выполнении обгона ночью. Контрольные вопросы и задания. 1. Какие особенности необходимо учитывать при управлении автомобилем ночью? 2. Какие особенности управления автомобилем в населенных пунктах в часы «пик» необходимо учитывать? 3. Какие особенности управления транспортным средством в плотных транспортных потоках? 4. Особенности управления автомобилем при интенсивном движении с минимальными дистанциями. 5. Отчего зависит скорость движения в потоке? 6. Как обеспечивается выбор безопасной дистанции и бокового интервала при движении в потоке? 7. Какие основные задачи водителя – лидера в плотном потоке? 8. Какие особенности движения в потоке в городских условиях и в населённых пунктах в часы «пик». 9. Какую роль играют внешние световые приборы при управлении автомобилем в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|