Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Бардо и практика дзогчена




Как упомянутые типы бардо трактуются в практике дзогчена? В дзогчене мы имеем дело исключительно с природой ума и пытаемся ее обнаружить через известную практику тречхо ('khregs chod). Если она успешна, наш ум естественно расслаблен, все, как говорится, отпущено, мы блаженствуем в ничем не связанном потоке нашего сознания, спонтанно украшенном арабесками бестяготных мыслей, которыми мы рассеянно любуемся; и если это состояние становится достаточно устойчивым, мы, без сомнения, заметим, как благостно изменились наш сон и сновидения. Но учтите, что только лишь одно созерцание приносит ограниченную пользу, если оно не объединено со всей повседневной жизнью. Вот поэтому сон и сновидения нужно умело соединять с бодрственным состоянием. Одной же практики в дневное время без установления такой связи недостаточно для успеха. Если же такая связь есть, то вы можете сохранить осознавание на всем протяжении дня и ночи, а сон и сновидения становятся эффективной подготовкой к бардо.

В контексте дзогчена, когда речь идет о бардо, имеется в виду главным образом бардо дхарматы, являющееся критическим моментом развития потока сознания личности; именно в этот момент применима другая практика дзогчена — тхогей (thod rgal). Фактически без тхогея бардо дхарматы не опознается, даже если оно и происходит. Для человека, который практиковал в этой жизни, но безуспешно, бардо остается последним прибежищем. Если освобождение не приходит в мгновение бардо дхарматы, то есть в истинное мгновение смерти как таковой, в момент дхармакаевой вспышки Ясного Света, то остается еще шанс использовать бардо становления посредством практики шинхам пхова — практики переноса сознания в измерение состояния будды. Обладая в бардо становления тонким телом, вы, управляя умом. можете перемещать себя, куда только ни пожелаете. Стоит вам подумать: “Я хочу попасть на небеса Гуру Ринпоче”, — и вы тут же окажетесь там.

 

Три Тела

Кто знаком с буддизмом, знает о трех достоинствах состояния будды, о так называемых Трех Телах: дхармакае, самбхогакае и нирманакае. Они однозначно связаны с упомянутыми типами бардо. В конце бардо умирания в момент смерти ваш ум пребывает в его чистейшей основополагающей и изначальной форме, это есть переживание естественной шуньевой чистоты дхармакаи (ka dag thod rgal). В бардо дхарматы и сразу за ним вы переживаете состояние ума. соответствующее сиянию Присутствия (ригпа) в многообразии форм самбхогакаи. В бардо становления ваш ум обретает состояние нирманакаи, представляющей собой скорее духовное, мысленное (ментальное) тело, чем материальное или физическое. Некоторые авторитеты утверждают, что именно это тело еще до рождения принимает форму следующего существования. С уверенностью, однако, можно сказать только то, что некоторый период в бардо связан больше с прежней жизнью, а оставшийся — со следующей. Дуджом Ринпоче объяснял, что первые двадцать один день бардо связаны с прошедшей жизнью, а затем в следующие двадцать один день медленно формируется и развивается форма будущей жизни. Так что бардо становления и вправду следует называть бардо, потому что оно на самом деле находится между — между моментом смерти и новым рождением.

Троякий принцип бытия проявляется и в том, что любое явление можно описать через три качества — как это и представлено в трех бардо,. соответствующих Трем Телам. Видимые, а точнее, воспринимаемые формы — это проявления самого грубого уровня. При все большем и большем очищении они последовательно утоньшаются, становясь сначала светом, а затем просто энергией. Собственно в этом и заключается принцип тхогей — практики, позволяющей постигнуть в обратном порядке так называемое проявленное творчество вплоть до его источника — Ясного Света. Эта мысль в сжатой форме резюмирована в молитве линии Лончен Ньинтиг следующим образом:

Переживание материальной реальности испаряется до радужного переживания.

Три Тела всегда присутствуют одновременно, но воспринимаются, как правило, по-отдельности, сообразно способности и уровню восприятия личности. Обычные люди способны видеть только нирманакаю (недаром она означает Тело Явленное), и видение бардо дхарматы ускользает от них. Что касается более очищенных существ, таких как бодхисаттвы, то их видение в основном сфокусировано на уровне измерения самбхогакаи — Тела бесконечного богатства форм, тем более им доступно восприятие нирманакаи.

Итак, йогический опыт, свидетельство авторитетов подтверждают, что обычные люди не воспринимают сияния Ясного Света, лишь только проблески его могут появиться в конце бардо умирания. В обычной жизни подобному соответствует то, что мало кто осознает период сна между моментом засыпания и началом сновидения. Эта лишенная сновидческих иллюзий пауза сна соответствует бардо дхарматы. Период самого сновидения соответствует бардо становления: в сновидении уже есть формы, как бы тело сновидения. Подобные аналогии часто приводятся мастерами дзогчена, чтобы в доступной форме объяснить, сколь трудно добиться осознания в состояниях бардо. Так что если нам не доступен период сна до начала сновидений, то и бардо дхарматы нам опознать не удастся.

Все эти бардо — наши потенциальные возможности, наши вероятностно достижимые состояния. Так, например, потенция видения тонких махабхут в виде радужных образов в бардо дхарматы реализуется как видение самбхогакаи. С точки зрения дзогчена, практика тхогей приводит к способности осознать бардо дхарматы, то есть воспринять Ясный Свет (Основополагающую Светимость). С точки зрения тантры, процесс визуализации также есть своеобразное бардо дхарматы. Вместо рассеянного скольжения внимания по внешним объектам мира практикующий тантру объединяет свое видение мира с визуализацией идама, накладывая, совмещая образ идама и образ мира, и через это становится неотличимым, единым и с идамом, и с миром. Детально эти тантрийские практики специфически тантрийского освоения бардо описаны в двух, обычных для каждой ануттарайогатантры, подразделах: в жедриме (bskyed rim, очищение нечистого видения и замена его чистым видением) и в зогриме (rdzog rim, практика так называемого ваджрного тела — задействование праны, каналов и зародышей мысле-энергии, или бинду). Так что, надеюсь, теперь ясно, сколь наша способность к осознанному переживанию в бардо дхарматы зависит от опыта, привычек и реакций, наработанных в этой жизни.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных