Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Иерархические схемы сложных словосочетаний




План подготовки к практическому занятию №2

Общая характеристика сочинительной связи (средства выражения и грамматические значения, передаваемые при помощи сочинения).

Теория:

Сущность сочинения как типа связи.

Понятие открытой и закрытой структуры в области сочинительной связи.

Виды смысловых отношений, выражаемых при помощи сочинения (знать основные союзы в соответствии с выражаемыми ими отношениями)

Практическая часть.

1.Выявите все случаи сочинительной связи в следующих

примерах из публикаций Д.С. Лихачева. Учитывайте, на каком уровне проявляется сочинительная связь и на что она опирается помимо союза. Расставьте знаки препинания и обоснуйте их выбор.

«Незаинтересованное», но интересное чтение вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

И одеваться надо хорошо это уважение к окружающим, но не обязательно «лучше других». И библиотеку надо себе составлять, но не обязательно больше, чем у соседа.

В разговоре с другими умейте слушать, умейте помолчать, умейте пошутить, но редко и вовремя.

Душевная слабость ведет и к физической слабости. Я не врач, но я этом убежден.

Есть много книг «о хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрения окружающих. Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг.

Конечно, о вкусах не спорят, но вкус развивают – в себе и в других.

 

2.Найдите случаи сочинительной связи с семантикой пояснения и с разделительными отношениями. Укажите, какие средства при этом используются. Какие иные смысловые отношения выражены подчинительной связью в данных примерах?

Чаадаев, утверждая свое мнение, что у России нет истории, то есть что Россия принадлежит к неорганизованному, неисторическому кругу явлений культурных, упустил одно обстоятельство, - именно: язык. Столь высоко организованный, столь органичный язык не только дверь в историю, но и сама история.

Если следить внимательно за движением рта у толкового чтеца, то покажется, будто он дает уроки глухонемым, то есть работает с таким расчетом, чтобы быть понятым и без звука, артикулируя каждую гласную (Мандельштам)

У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку, то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем –либо другим (Д.С. Лихачев).

 

3.Найдите в журналистских и рекламных текстах и выпишите примеры всех разновидностей смысловых отношений, выражаемых сочинительной связью (задание выполняется на отдельных о листах и сдается преподавателю)


 

Практическое занятие №3

1)Теория:

Теория

1)Теория:

1. Специфика подчинительной связи; виды подчинения (лекция, учебник)

Дополнительные синтаксические связи (возникающие в предложении)

Грамматическая природа словосочетания

Соотношение словосочетания со словом и фразеологизмом.

Классификация словосочетаний по семантике; по грамматической природе главного слова;

Соотношение понятий «член предложения» и «словосочетание»

2.. Дополнительные синтаксические связи

Практические задания

Выписать из газетных текстов примеры подчинительной связи (10 случаев), указать среди них примеры со связью согласование, управление, примыкание.

2)Выполнить анализ словосочетаний с точки зрения реализованных в них синтаксических связей (согласование, управление, примыкание) по приведенным ниже образцам анализа:

а) чувство любопытства, прислониться к стене, мучительно сморщившись, фонарь с номером, левее нас, что-то темное, девяносто лет, к сорока годам, сверху оврага, назло всем, бой одиночек;

б) завести разговор с соседом; притащил с Волги два ведра воды: довольно вялая перестрелка; скосить глаза на соседа по парте; розовощекий субъект в глаженых брюках и котелке; тянется изгибом вверх.

в ) первый с краю, наедине с собой, въехать во двор, свистеть заливаясь, шаль внакидку, дверь налево, некто в маске, брюки в клетку, цвет индиго, платье беж, платье цвета электрик, осмелиться перечить, розовый сбоку, крапинки на поверхности, галстук в крапинку, приказ выступать, брат постарше

Из следующего отрывка выпишите примеры всех возможных видов синтаксических сочетаний по следующему плану:

а) сочетания со связью координация

б) подчинительные словосочетания (выписать все примеры)

в) сочетания с детерминативной связью

г) сочетания с аппликативной (пояснительной) связью

д) сочинительные сочетания

Доя выполнения задания выделите в каждом предложении данных ниже примеров ВСЕ типы синтаксических связей (начиная с координации), затем разделите предложения на словосочетания, составляющие группу подлежащего, группу сказуемого, группу детерминанта, выделите в них элементарные словосочетания. Охарактеризуйте их.

1.После "Прямой линии" прошла неделя, но каждый божий день главные новостные программы открываются сообщениями о реакции должностных лиц на критику, прозвучавшую в их адрес по ТВ. Премьер-министр собирает членов своего кабинета, чтобы распечь за плохую работу и потребовать результатов в кратчайшие сроки. Высшие чины, отвечающие за систему исправительных учреждений, отправляются с инспекцией в колонию, откуда во время "Прямой линии" поступил сигнал о бедственном положении заключенных. "Факты подтвердились, — докладывает диктор. — Не исключено, что будут проверены и другие исправительные учреждения области".

2. Разграничьте словосочетания и сочетания, не относящиеся к словосочетаниям. Исключите "лишние":

1) Вечерний звон, 2) буду читать, 3) в лесу, 4) самый интересный, 5) важнее всего, 6) х орошо рисовать, 7) дивная пора, 8) дорожить библиотекой, 9) исключительный по напряженности, 10) звучит ноктюрн.

3. Установите семантическую характеристику словосочетаний, определите морфологическую природу главного и зависимого компонентов.

1) Полный тревог и раздумий, 2) товарищи постарше, 3) осень сорок первого года, 4) неожиданный визит, 5) возле дома двести двадцать,6)никому не нужный, 7) странный до смешного, 8) движимый чувством сострадания, 9) скрипящий снег, 10) смертельно усталый.

4. Дифференцируйте нумеральные и прономинальные (местоименные) словосочетания. Исключите "лишнее":

1) Что-то вроде улыбки,2) трое из вас, 3) кто-нибудь из вас, 4) что-то любопытное, 5) абсолютно никто.

5. Разграничьте субъектные и объектные словосочетания. Исключите "лишнее".

1) Отчаяние матери, 2) познание мира, 3) шепот листьев, 4) требование учителя, 5) наступление армии.

6. Исключите словосочетание, не выражающее комплетивное отношение (т. е. отношение информативного восполнения): 1) Выдать друга, 2)выдать себя за друга, 3) относиться с уважением, 4) масса дел, 5) неважно выглядеть.

7. Для ответа на вопрос о соотношении компонентов словосочетания и членов предложения установите все члены предложения и определите, чем они выражены.

1)Мы заказали много книг, 2) К нам подошла девушка невысокого роста, 3) Один из нас должен остаться,

4) Он ведет опасную игру, 5) Я обязан предупредить вас об изменениях в расписании.

Схема анализа примыкания

Выделить из конструкции сочетания, в которых эта связь представлена, отметить опорный и зависимый компоненты

Определить часть речи или форму примыкающего компонента

Назвать тип примыкания:

  • по опорному слову (приглагольное, приименное, принаречное, при безлично-предикативных словах, прикомпаративное, приместоименное)
  • по силе связи

Назвать тип выражаемых отношений (обстоятельственные, определительные, качественно-количественные и т.п.)

Образец анализа:

Разгораться ярче – опорный компонент- глагол в форме инфинитива, примыкающий компонент – наречие в форме сравн. cтепени; примыкание приглагольное, слабое (т.к. глагол разгораться не требует обязательного замещения синтаксической позиции; выражаются отношения образа действия).

Схема анализа управления

Выделить из конструкции сочетания, в которых эта связь представлена, отметить опорный и зависимый компоненты

Охарактеризовать типологию управления:

  • по частеречной принадлежности опорного слова (глагольное, субстантивное, адъективное, наречное, безлично-предикативных слов, компаративное, нумеративное, местоименное)
  • по характеру связи
  • по кол-ву управляемых форм в данном конкретном примере (одиночное, двойное, тройное)
  • по возможности варьирования падежной формы зависимого компонента (вариативное\невариативное)

Определить тип выражаемых отношений

Образец анализа:

Проехать рощу - опорный компонент- глагол п роехать, управляемый – имя сущ. в вин. пад. рощу. Управление приглагольное, сильное (т.к. глагол требует обязательного замещения синтаксических позиций); одиночное, беспредложное, вариативное (т.к. возможно п роехать рощу \ п роехать через рощу).

Схема анализа согласования

Выделить из конструкции сочетания, в которых эта связь представлена, отметить опорный и зависимый компоненты

Определить, к какой части речи относится опорное слово и является ли оно изменяемым или неизменяемым.

Назвать формы рода, числа и падежа согласованного компонента, определите, чем обусловлен их выбор

Определить тип выражаемых отношений

  • грамматическое или семантическое согласование (какой признак согласуемого компонента – грамматический или семантический) отражает форма согласуемого компонента; установить разновидность грамматического согласования (формальное, условно-грамматическое или семантическое)
  • полное или неполное (при неполном теряется согласование в падеже – напр.: вернуть книгу непрочитанной) Образец анализа: Встретиться в солнечном Батуми - опорный компонент – неизменяемое собственное существительное Батуми, не имеющее форм рода, числа и падежа. Согласуемое имя прил. солнечном имеет формы: ед.ч., м.р., предл. падежа (категории рода и числа обусловлены семантически и грамматически, категория падежа обусловлена синтаксической позицией сущ. Батуми). Согласование семантическое.

Практическое занятие №4

 

Характеристика словосочетаний. Синтаксические связи в предложении.

 

Теория: Классификация словосочетаний

Практическая часть Выделить в каждом предложении данных ниже примеров ВСЕ типы синтаксических связей (начиная с координации), затем разделите предложения на словосочетания, составляющие группу подлежащего, группу сказуемого, группу детерминанта, выделите в них элементарные словосочетания. Охарактеризуйте их.

1.После "Прямой линии" прошла неделя, но каждый божий день главные новостные программы открываются сообщениями о реакции должностных лиц на критику, прозвучавшую в их адрес по ТВ. Премьер-министр собирает членов своего кабинета, чтобы распечь за плохую работу и потребовать результатов в кратчайшие сроки. Высшие чины, отвечающие за систему исправительных учреждений, отправляются с инспекцией в колонию, откуда во время "Прямой линии" поступил сигнал о бедственном положении заключенных. "Факты подтвердились, — докладывает диктор. — Не исключено, что будут проверены и другие исправительные учреждения области".

2.При виде странного города с невиданными формами необыкновенной архитектуры Наполеон испытывал то несколько завистливое и беспокойное любопытство, которое испытывают люди при виде форм чужой, не знающей о них жизни.

Схема анализа словосочетаний

А. Простое словосочетание

Выделите из текста простое словосочетание. Найдите и обозначьте знаком х стержневое (опорное, главное) слово.

1. Дайте семантическую и функциональную характеристику словосоч.; для этого определите:

а) значение словосочетания (= смысловые отношения между его ком­понентами);

б) функциональный тип словосочетания в терминах: синтаксически свободное (членимое, разложимое) или синтаксически несвободное (нечленимое, неразложимое); аргументируйте ответ.

2. Дайте формальную характеристику словосочетания; для этого оп­ределите:

а) способ выражения стержневого компонента и структурный тип 1 словосочетания по стержневому компоненту; способ выражения зависимого компонента и структурный подтип по зависимому компоненту;

б) начальную форму словосочетания;

в) структурную схему словосочетания.

3. Определите тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и силу связи.

4. Охарактеризуйте порядок компонентов в словосочетании: прямой (нормативный) или обратный, контактный или дистантный.

Б. Сложное словосочетание

Выделите из текста сложное словосочетание; укажите, к составу какого члена предложения оно относится (к составу подлежащего, сказуемого или детерминанта); определите количество компонентов, отметьте зна­ком х «крестик» стержневое, вершинное слово сложного словосочетания, стоящее во главе (в вершине)его иерархической схемы.

Иерархические схемы сложных словосочетаний

Сложные словосочетания, включая в свой состав несколько компонентов, приобретают определенные иерархические структу­ры, которые могут быть отображены в графических схемах, отра­жающих ступени зависимости компонентов

Сложные словосоче­тания обнаруживают в своей структуре три иерархические схемы, в| которых отображается не линейный, а именно иерархический поря­док компонентов, определяемый направлениями зависимости ком­понентов друг от друга: па раллельное подчинение в двух разновид­ностях - однородное и неоднородное, последовательное подчине­ние и с мешанное подчинение.

При параллельном подчинении все зависимые компоненты сложного словосочетания зависят непосредственно от одного опор­ного компонента. Параллельное подчинение отражается в веерооб­разной иерархической схеме.

Параллельное подчинение может быть двух видов: н еоднород­ ным и однородным.

При неоднородном параллельном подчинении зависимые ком­поненты не связаны друг с другом, каждый из них находится в соб­ственных отношениях с опорным (т. е. отвечают на различные во­просы): читать книгу вслух, взять книгу в библиотеке.

Читать

Книги

Вслух

При однородном параллельном подчинении все зависимые компоненты, обнаруживая между собой сочинительную связь, находятся в одинаковых смысловых отношениях с главным компо­нентом (т.е. отвечают на один и тот же вопрос, исходящий от глав­ного). В таких словосочетаниях одновременно присутствуют под­чинительная связь между опорным компонентом и подчиненными, и сочинительная связь между подчиненными (соподчиненными) компонентами. Например: читать книги и журналы; покупать не только книги, но и журналы; заинтересоваться не столько журналами, сколько книгами.

Читать

Книги

Журналы

Соподчиненные компоненты могут рассматриваться как единое целое, тогда сложное словосочетание приобретает два уровня чле­нения, что можно отразить в следующей уровневой иерархической схеме:

Читать

Книги

и

Журналы

При этом на первом уровне членения сложного словосочетания выделяется подчинительная связь, на втором — сочинительная связь между зависимыми компонентами.

Последовательное подчинение характеризуется цепочечной ие­рархической связью зависимых компонентов. Средние звенья це­почки заключают в себе единство противоположностей: по отноше­нию к предыдущим звеньям они являются зависимыми, а по отношению к последующим звеньям — опорными. Например: читать очень интересную книгу:

Читать

Книгу

Интересную

Очень

Смешанное по дчинение сочетает в себе признаки параллельного и последовательного подчинения: читать вслух с друзьями очень интересную книгу о космонавтах.

Читать

Вслух

С друзьями

О космонавтах

Интересную

Очень

Пределом членения словосочетания является отдельная словоформа. В сложном словосочетании не всегда этот предел мо> быть получен на первом же уровне членения, в связи с тем что отдельные сочетания внутри сложного словосочетания создают блоки, деление которых на отдельные словоформы на первом же ypoвне членения представляется неестественным. Например: юноша высокого роста, в составе этого сложного словосочетания невозможно установить последовательные связи между словоформами, *юноша роста и высокого роста. Здесь возможна следующая последовательность связи: юноша—> (высокого роста), а затем ро та-~> высокого. Возникает второй уровень членения сложного словосочетания, что отражается и в уровневой иерархической cxeме На первом уровне членения таких словосочетаний выделяют наряду с отдельными словоформами, блоки словоформ, рассматриваемые как цельные компоненты. На втором уровне осуществляется внутреннее членение таких блоков. Представим уровневые иерархические схемы словосочетаний человек веселого нрава, лицо монгольского типа, мужчина преклонного возраста:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных