Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Практическое занятие №8




Сложноcочиненные предложения.

Теория:

1.Специфика сочинительной связи. Особенности структуры и семантики сложносочиненного предложения.

Для выполнения задания пользуйтесь лекциями, учебником под ред. В.А. Белошапковой, учебником под ред. В.В. Бабайцевой или электронным вариантом учебника Н.С. Валгиной

Цель задания: знать разряды ССП по семантике и способы их союзного оформления

 

2.По любому пособию или справочнику подготовить краткий конспект на тему «Случаи отмены запятой между частями ССП»

 

Практические задания

1. Установите, опираясь на союзы и лексическое наполнение частей, к каким семантическим разрядам относятся следующие ССП, установите, где ээто возможно, смысловые оттенки.

Часы мои все еще показывали местное время, и это снова напомнило мне о доме.

На что уж комнатные цветы держатся в холе, а и они пышнее цветут и зеленеют при поливе талой водой.

Вчера вечером был сильный ливень с грозой, а потому трава немного помята и лоснится.

Восхищались им редко, но не уважать его было невозможно.

Насколько опрятность присуща японскому жилищу, настолько неряшливой выглядит японская контора.

Тургенев склонен к идеализму, а между тем ни один из идеалистов, выведенных в его романе, не может сравниться с Базаровым ни по силе ума, ни по силе характера.

Следующий день не принес ничего нового, разве что начала улучшаться погода.

А музыка играла «Дунайские волны», и это было как праздник.

Я еле успел вскочить во второй вагон, вор же был в первом.

При нашем появлении он не тронулся, но тем не менее видно было, что чтение не сильно его занимало.

В лесу везде было спокойно, лишь в ветвях возились птички.

В жару сад безмолвствовал, только лопались и трещали стручки акации, а в дождь там словно что-то посапывало, и в тишине сильно пахло корнями

Был он мускулист, и в нем можно было угадывать значительную физическую силу, тем не менее в лице его выражалось как бы нечто болезненное.

2. Расставьте знаки препинания в предложениях, опираясь на любое пособие по пунктуации:

Стоял мертвый штиль и море расстилалось зеленоватой гладью

Внезапно нам предложили участвовать в концерте и мы чувствовали некоторую растерянность

Погода была прекрасная и мы прекрасно провели время

Редкие голубоватые звезды мелькали между тучами над нами и небо понемногу расчищалось и тополи на обрывах чернели резче и море все более отделялось от далеких горизонтов.

Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчанье дола возмутит

Тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь и пахло тополем сиренью и розой

Когда Аню провожали домой то уже светало и кухарки шли на рынок

Тишина темнота одиночество и этот страшный шум

Неужели впереди болото и путь к отступлению закрыт?

Необходимо срочно рассмотреть авторские заявки и надо дать по ним заключение.

Придумать ССП, соответствующие следующим схемам:

не только [ ], но (и) [ ], но [ ], а [ ]

б) [ ], но зато [ ], и [ ];

в) не то чтобы [ ], но [ ], [ … же ];

г)) ни [ ], ни [ ], ], то есть [ ], а не то [ ],

 

 

3.Трансформируйте исходный текст, максимально использовав сочинительную связь между предикативными частями. Объединять можно любое количество частей и предложений в любые структуры (элементарные и усложненные) с сочинительной связью. Можно использовать лексические конкретизаторы. Укажите, какие смысловые отношения выражаются при помощи использованных Вами союзных средств. Чем, на ваш взгляд, трансформированный текст отличается от исходного?

 

Представьте себе небольшое озеро, над ним стелется легким покрывалом пар. Вдруг спокойная вода начинает пениться, бурлить, слышится глухой подземный гул, и вверх взмывает огромный столб воды. Часто за ним следует другой, третий, затем все успокаивается. Проходит какое-то время – ввысь снова устремляется струя подземной воды. Перед нами природные фонтаны - гейзеры.

У нас в стране подлинным чудом природы является долина гейзеров на Камчатке. Здесь царство природных фонтанов. Некоторые гейзеры фонтанируют каждые двадцать минут. Есть и такие извержения, которых надо ждать часами. Самое величественное зрелище – гейзер Великан. Он фонтанирует менее двух минут. За это время из земных недр выбрасывается 25 тысяч литров горячей минеральной воды. В воздухе повисают яркие радуги. Чтобы снова увидеть эту красочную картину, надо долго ждать.

Обычно гейзеры фонтанируют через постоянные промежутки времени. Встречаются и такие, в которых надо ждать очередного фонтана неопределенно долго. (С. Мезенцев)

 

4.Из текстов СМИ подобрать примеры сложносочиненных предложений с союзами И, А, НО, ДА,

выражающие разные оттенки значений.


Практическое занятие №9

Специфика сложноподчиненных предложений.

Классификация сложноподчиненных предложений

1. Уровни классификации СПП: разделение CПП на предложения расчлененной и нерасчлененной структуры; разряды СПП с присловной связью, их структурные признаки; СПП нерасчлененной структуры с корреляционной связью, их структурные признаки;

Практическое задание:

Отметить в следующих примерах предложения с присловной и предложения с корреляционной связью, для этого обвести контактную рамку, установить морфологические и семантические признаки контактного слова и соотнести с классификацией:

  1. Очевидцы рассказывали, что огромный селевой поток вырвался из-за крутого поворота ущелья и обрушился в озеро.
  2. Очень жаль, что всю прелесть детства мы начинаем понимать только тогда, когда делаемся взрослыми.
  3. Тайна искусства состоит в том, чтобы вслушиваться в несказанное, любоваться невидимым.
  4. Старичок оборачивается, довольный, что есть с кем перекинуться словом.
  5. Иной раз неплохо, если попадались бы места чистой сосны или чистой березы.
  6. Я затеял все это в надежде, что удастся пожить пару дней в рыбацкой семье.
  7. Поглядывай, чтоб кто коней не увел.
  8. Миша был огорчен больше всех, что петух исчез.
  9. Мыслимое ли дело, чтобы собака во время урока появлялась в классе.
  10. Капитан осведомился, дома ли сестра и есть ли у нее кто.
  11. Рассказывают в Сибири, будто черт решил освоить все человеческие профессии.
  12. Надо установить, в каких местах держатся зайцы, много ли гибнет зверьков, сколько расселяется их по заповедникам.
  13. Глаза, в которых давеча стояла грусть, теперь сделались злыми.
  14. Двор, где ныне располагалось управление, я ненавидел и боялся.
  15. Женя не сразу вспомнила, где книжка осталась.
  16. Мощные дождевые облака образуются обычно в дни, когда стоит жара и в воздухе много влаги.

2. Пользуясь образцами, выполните синтаксический разбор следующих предложений:

Русский язык открывается в своих поистине волшебных свойствах лишь тому, кто … чувствует сокровенную прелесть нашей земли (Паустовский)

 

И грустно, и смешно вспоминать, сколько … унижений, обид и тревог принесла мне …страсть к чтению (Горький)

 

На площадке … галерея, где гуляют во время дождя (Лермонтов)

 

Есть опасение, что при большой воде ледоход может направиться через дамбу и перековеркать пароходы (Шишков)

И всяк, кто только не поэт, Морфею сладко предавался (Пушкин)

 

И слышно было до рассвета, как ликовал француз

 

Образец разбора:

Ему показалось тогда, что он навек лишился друга ( цветом выделены элементы контактной рамки, которую в своих работах студенты выделяют пунктирной рамкой)

[ … гл.], (что….) – представлена линейная схема предложения, в которую включены средства связи и контактное слово)

 

1) повествовательное, однофункциональное;

2) утвердительное;

3) невосклицательное

4) по структуре - сложное, т.к. состоит из 2 предикативных частей;

5) по способу соединения частей- сложноподчиненное предл. (СПП) элементарной структуры

6) характеристика придаточной части:

придаточная часть относится к глаголу показалось в главной части и образует с ней нерасчлененную структуру с присловной связью, прид. часть распространяет глагол как единицу словаря, отвечает на падежный вопрос что, присоединяется при помощи асемантического союза что, следовательно, это придаточное изъяснительное.

 

Трудно перечислить все те услуги, которые этот человек оказал мне и моим спутникам (Арсеньев).

[ … сущ.], (которые ….)

1.повествовательное, однофункциональное;

2.утвердительное;

3.невосклицательное

4.по структуре - сложное, т.к. состоит из 2 предикативных частей;

5.по способу соединения частей- сложноподчиненное предл. (СПП) элементарной структуры

6.характеристика придаточной части:

придаточная часть относится к сущ. услуги в главной части и образует с ней нерасчлененную структуру с присловной связью, прид. часть распространяет сущ. как часть речи, отвечает на вопрос какие, присоединяется при помощи союзного слова которые, следовательно, это придаточное присубстантивного типа (присубстантивно-атрибутивное);

Жалок тот, кто живет без идеала ( Тургенев)

1.повествовательное, однофункциональное;

2.утвердительное;

3.невосклицательное

4.по структуре - сложное, т.к. состоит из 2 предикативных частей;

5.по способу соединения частей- сложноподчиненное предл. (СПП) элементарной структуры

6.характеристика придаточной части:

 

придаточная часть относится к местоимению тот в главной части и образует с ней нерасчлененную структуру с корреляционной связью; элоементы контактной рамки образуют вопросно-ответную пару (семантически соотносительны), следовательно, это придаточное местоименно-соотносительное отождествительного типа.

 

 

3. Из текстов периодической печати подобрать примеры каждого разряда сложноподчиненных предложений нерасчлененной структуры. Выделить контактную рамку и обвести овалом союзное средство. Указать источник, из которого взят пример (этот материал учитывается на экзамене).

План подготовки к практическому занятию №10

 

Тема: Сложноподчиненные предложения с корреляционной связью; сложноподчиненные предложения расчлененной структуры

 

Теоретическое задание:

1. Подготовить ответ на вопрос «Особенности CПП нерасчлененной структуры с корреляционной связью»

2. Подготовить самостоятельно краткую схему ответа на вопрос «сложноподчиненные предложения расчлененной структуры» (учебники под ред. В.А. Белошапковой или В.В. Бабайцевой)

Сущность понятия «СПП расчлененной структуры»/ Основные структурные и семантические особенности этих конструкций; классификация

 

Выделите контактные рамки, определите особенности структуры и связи каждого предложения (структура и характер связи) каждого предложения. Живут и работаю там, куда их

Поляна так пестреет, что рябит в глазах

Поляна так ярко пестреет, что рябит в глазах

Вокруг так пестро, что рябит в глазах

Перед нами такая пестрая поляна, что рябит в глазах

Листовки так спрятали, чтобы их не нашли

Листовки нужно спрятать так, чтобы их не нашли

Нужно для листовок найти такое укрытие, чтобы их не нашли

Лед так ярко сверкал на солнце, как будто был отлит из стекла

Лед казался таким прозрачным, как будто был отлит из стекла

Лед отличался такой прозрачностью, как будто был отлит из стекла

Люди были интересны Самгину настолько, насколько он, присматриваясь к ним, видел себя не похожим на них.

Литературное произведение существует постольку, поскольку оно воспринимается массами, находит в них живой отклик (Горький)

Он едет туда, откуда до Москвы тысячи километров.

Мы узнали наконец то, что долго держалось в секретею

Информация о том, что занятия отменили, появилась вчера вечером.

 

Сгруппируйте данные предложения в соответствии с классификацией СПП расчлененной структуры (по учебнику)

1. Художественный образ неуловим, хотя живет он рядом с нами всегда и повсюду.

2. Все казалось необыкновенно значительным, да и было таким на самом деле, ибо все это подлинная жизнь.

3. Гвозди выскакивали отовсюду, даже из собственной табуретки, из-за чего та в конце концов развалилась Петь решили в обеденном перерыве, так как все остальное время было занято Лермонтовым и шашками.

4. Куда плывете вы? \\ Когда бы не Елена, \\ Что Троя вам одна, \\ Ахейские мужи?

5. Тайна художественного творчества остается тайной, сколько бы мы ни раскрывали ее.

6. Его длинная и широкая шпага была воткнута между двумя рассекшимися плитами террасы вертикально, так что получились солнечные часы.

7. Голодная волчиха встала, чтобы идти на охоту.

8. Как только отъезд был решен, неожиданно вернулось мое прежнее состояние.

9. Мысль ведет за собой слово, дабы оно выразило ее и передало людям.

10. Даже холода комендант не чувствовал, даром что в одной гимнастерке.

11. Берега здесь опасны, о чем свидетельствует шведский пароход, потерпевший крушение незадолго до моего приезда.

12. Если Павлуня и выздоровеет к теплу, то либо уже снег растает, либо мать все равно не пустит на улицу.

13. Археолог Картер даже не назвал нам, что за цветы были в гробнице Тутанхамона, тем более он не считал на них лепестки.

14. Завтра. чуть забрезжит свет, уж их опять в лес так и тянет.

15. Путешествия потеряли бы половину своего смысла, если бы о них нельзя было рассказывать.

16. Сколько Жозеф ни отбивался от дурака, как его ни урезонивал, тот все-таки не отставал.

17. Так бывает на некоторых равнинных реках в дни весеннего половодья по причине того, что многоводные притоки вскрываются раньше, чем сама река.

18. Она готова была дать любое обещание, лишь бы я ушел.

Подобрать примеры из текстов СМИ на все случаи корреляционной связи и примеры придаточных обусловленности

 


 

План подготовки к практическому занятию № 11






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных