ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Обратная связь в обученииПоследним этапом подготовки и реализации программы обучения информационно-консультационной службы является окончательная оценка программы. Она позволяет определить насколько достигнуты сформулированные цели, каким образом и какие достигнуты результаты, и, наконец, как эта информация будет использоваться для усовершенствования дальнейшей работы информационно-консультационной службы. Процесс передачи информации о качестве обучения работникам, которые осуществляют это обучение, называется обратной связью. Обратная связь направлена на усовершенствование качественного уровня преподавания путем определения отношения слушателя к эффективности и способам обучения. Таким образом, цель обратной связи – усовершенствовать процесс обучения, улучшить его качество и установить, соответствует ли оно потребностям клиента. В процессе обратной связи осуществляется оценка качества преподавания отдельными преподавателями, эффективности различных методов обучения, программ обучения в целом. Для организации эффективного участия слушателей в процессе обратной связи необходимо: - наличие условий, способствующих свободному обмену мнений и поощрению слушателей выдвигать свои идеи о процессе обучения; - осознание целей и значимости участия в оценке обучающего мероприятия самими слушателями. Для осуществления успешного обучения в ИКС необходимо регулярно осуществлять обратную связь. Факторы, повышающие заинтересованность людей в участии в оценке: - понимание преподавателем психологических и социальных факторов, влияющих на готовность людей сотрудничать; - наличие у слушателей сознания общественного долга и гражданской ответственности; - убежденность слушателей в том, что они в состоянии повлиять на ход событий, что-то изменить. Преподавателям важно знать и факторы, затрудняющие процесс эффективного вовлечения слушателей в процесс обратной связи: - восприятие слушателями процесса обратной связи как давление или навязывание со стороны обучающей организации; - отсутствие стремления к участию из-за того, что в прошлом слушатели получили от этого мало пользы; - потребность некоторых слушателей в особых средствах поощрения (повышения мотивации); - иногда люди убеждаются на своем опыте, что это делается исключительно для «показухи»; - изменения по результатам обратной связи происходят медленно, что может привести к потере мотивации и отсутствию поддержки со стороны слушателей в будущем. Как правило, оценка осуществляется непосредственно по окончании обучающего мероприятия в устной или письменной форме (для получения обратной связи часто используются специально составленные для этого анкеты). В табл. 11.4 представлен пример оценочной анкеты, используемой Центром обучения кадров ИКС АПК РФ.
Таблица 11.4 Пример оценочной анкеты
Анкеты, анонимно заполненные участниками семинара, обрабатываются, и готовится сводная форма по каждому семинару. Обратная связь при проведении учебных мероприятий в ИКС осуществляется для: - совершенствования педагогического мастерства преподавателей, проводящих мероприятия; - определения степени эффективности новых методов; - соответствующего модифицирования новых методов; - степени достижения поставленных целей; - улучшения планирования учебной деятельности; - подтверждения ценности учебной программы; - обоснования расширения или прекращения обучающих программ.
Во время длительного обучения в системе ИКС при обеспечении обратной связи преподавателям рекомендуется помнить основные правила: - реагируйте на ошибку сразу же (не ждите, когда ее повторят снова); - следует ограничить свои комментарии только лишь двумя – тремя аспектами хороших или плохих действий; - не исправляйте ошибки немедленно сами (дайте возможность разобраться в них обучающимся); - прежде чем критиковать – похвалите; - критикуйте действия, а не человека; - поощряйте обучающихся действовать с учетом критики. Бывает полезным провести оценку успеваемости слушателей. Оценка успешности обучения каждого участника учитывает его активность поведения на занятиях, активность в групповой работе, уровень посещаемости занятий и т.п. Целью такой оценки следует считать активизацию интереса участников к занятиям и возможность на основе сформированной оценки информировать учреждение, рекомендовавшее для обучения данного слушателя, учесть его успехи при планировании его карьеры в будущем. Оценка проводится конфиденциально, и результаты могут быть сообщены руководителям предприятия или учреждения, которое направило слушателя на обучение, или в местную информационно-консультационную службу для расширения знаний об особенностях обучения того или иного клиента. Необходимо оценить результаты реализации как программы обучения в целом, так и каждого учебного мероприятия в отдельности, чтобы выяснить, были ли достигнуты поставленные цели, какие уроки были извлечены в результате проведения каждого конкретного семинара. Эти результаты оказываются особенно полезными при подготовке будущих мероприятий. Заключительная оценка программы обучения проводится анонимно в конце курса. Анкета, которую следует заполнить, раздается слушателям заблаговременно, с тем, чтобы они заранее могли ознакомиться с критериями оценки и заранее наблюдать за важными с точки зрения организаторов аспектами обучения, принимая во внимание эти требования и критерии. Сбор оценочной информации, обработка анкет и других материалов и составление окончательного отчета об итогах реализации обучающей программы является последним этапом работы. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|