Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Источники финансирования




В большинстве стран мира консультационная служба создавалась инициативой государства и долгое время содержалась за счет налогоплательщиков. Разнообразие источников финансирования консультационных служб возникло не так давно и, главным образом, в результате приватизации государственных организаций и возрастающей роли коммерческих компаний, занимавшихся научными исследованиями и распространением знаний в аграрной сфере.

Источники финансирования различают по происхождению капитала:

- прямое бюджетное финансирование (федеральный, региональный и местный бюджеты);

- государственные и негосударственные программы и проекты, в том числе организованные на конкурсной основе;

- хозрасчетные поступления от оказания платных услуг;

- прочие источники финансирования.

Как хорошо известно из мировой практики, сельское хозяйство часто является дотационной отраслью. Государственное финансирование информационно-консультационной службы можно рассматривать как одну из многочисленных форм дотаций, особенно на стадии ее формирования. Причем данная форма предполагает не только простое перераспределение бюджетных средств, она направлена на развитие отрасли с целью повышения ее эффективности и последующего наполнения бюджета за счет роста абсолютного размера налогооблагаемой базы и самих налогов. Другими словами, вложение средств в формирование и развитие ИКС предусматривает соответствующую отдачу. Мировой опыт создания подобных служб подтверждает высокую степень окупаемости данных вложений: как показали исследования, средняя внутренняя норма доходности (IRR) инвестиций в создание ИКС составляет около 40%.'

Прямое бюджетное финансирование. Бюджетные средства, как говорит история, являются основой финансирования информационно-консультационных служб (особенно в периоды их формирования, становления и первоначального развития). За счет государственных средств производятся следующие работы:

- создается материально-техническая база службы;

- создается методическая, научно-исследовательская и информационная база службы;

- осуществляется широкомасштабная первоначальная подготовка консультантов и специалистов службы;

- формируется информационная сеть и система взаимосвязей со всеми организациями-участни­ками (научно-исследовательские институты, информационно-вычислительные центры, лабора­тории, торговые организации и оптовые рынки, частные. консультационные фирмы и т.д.)

Прямое бюджетное финансирование осуществляется из специально выделенной строки бюджета соответствующего уровня.

Бюджеты разных уровней по отношению к ИКС выполняют различные функции:

1) за счет общенационального (федерального) бюджета осуществляются:

- программы развития АПК общенационального значения (продовольственная безопасность страны, охрана окружающей среды, конкурентоспособность АПК), в которых служба принимает участие, включая целевые комплексные программы развития самой ИКС;

- создание и развитие материально-технической базы федеральных органов управления службой, центральных институтов службы;

- создание информационных и глобальных компьютерных систем, а также оснащение региональных служб необходимым системообразующим оборудованием;

- разработка и актуализация общенациональных баз данных;

- подготовка и переподготовка кадров для ИКС федерального и регионального уровней;

2) за счет средств региональных бюджетов осуществляются:

- программы развития АПК регионов, в которых региональные службы принимают участие, включая программы создания и развития самих региональных служб (идентификация проблем и потребностей АПК и непосредственно товаропроизводителей, разработка и анализ способов их решения и т.п.);

- создание и развитие материально-технической и информационной базы региональных (и частично районных) ИКЦ;

- разработка и актуализация региональных баз данных, адаптация и распространение прикладных программных продуктов;

- подготовка и переподготовка кадров ИКС районного (и частично регионального) уровня;

- текущие расходы региональных (частично районных) институтов службы;

3) за счет средств местных бюджетов осуществляются:

- создание и развитие материально-технической и информационной базы районной службы (совместно с региональным бюджетом);

- финансирование (при поддержке регионального бюджета) текущих затрат районной службы.

Как видно из направлений использования средств, чем выше уровень иерархии (федеральный бюджет), тем выше доля капитальных вложений в структуре бюджетных средств, и, наоборот, чем ниже уровень иерархии (районный уровень), тем больше доля текущих затрат. По мере становления и последующего развития службы структура бюджетных средств может изменяться. Если в начале процесса, когда преобладают капитальные затраты (см. рис. 8.1), основное финансовое бремя ложится на федеральный (частично региональный) бюджет, то в дальнейшем, когда возрастает доля текущих затрат, их финансирование осуществляется в большей мере из районного и регионального бюджетов.

Рис. 8.1. Динамика структуры затрат на создание и функционирование ИКС

 

Целевые государственные и негосударственные программы и проекты. На государство возлагается решение социальных, экологических и многих других проблем развития, в том числе развития АПК и сельских территорий. Реализация соответствующих мероприятий, как правило, не приводит непосредственно к увеличению финансовых выгод товаропроизводителей. Государство же, заинтересованное в решении этих проблем, дает соответствующий заказ информационно-консультационным службам и финансирует выполнение этих работ из бюджета соответствующей целевой программы или проекта. При этом возможно выделение средств на конкурсной основе, когда несколько служб претендуют на выполнение соответствующего заказа.

В качестве заказчика могут выступать и негосударственные организации (ассоциации производителей или потребителей, общественные фонды и т.п.), заинтересованные в осуществлении своих программ с помощью ИКС. При выполнении таких заказов необходимо помнить о недопустимости возникновения противоречий между интересами этих организаций и клиентов службы, а также о соблюдении основных принципов информационно-консультационной деятельности.

Хозрасчетные поступления. Хозрасчетные поступления предполагают получение службой платы от клиента за выполненные работы и услуги. На платной основе обычно (если не предусмотрен другой источник финансирования) выполняются следующие виды услуг:

- финансовые, технологические, маркетинговые и другие консультации, направленные на увеличение доходов клиента;

- ведение бухгалтерской отчетности для клиентов;

- проведение различного рода экономических расчетов (например, анализ хозяйственной деятельности и финансового состояния клиентов);

- планирование производственно-экономической деятельности хозяйств, включая составление бизнес-планов инвестиционных проектов;

- распространение прикладного программного обеспечения;

- снабжение информацией о рынках ресурсов, технологий, сельскохозяйственной продукции и т.п.;

- обучение и повышение квалификации товаропроизводителей;

- распространение печатной и видео-продукции;

- проведение лабораторных исследований (почв, кормов, качества продукции и т.д.) при наличии соответствующей базы;

- посреднические услуги, не противоречащие основным принципам работы службы (например, переадресация клиента к другим консультационным фирмам или консультантам узкого профиля для получения специальных частных консультаций).

Прочие источники финансирования. Среди прочих внешних источников особое место занимают гранты и спонсорская помощь. Эти два источника имеют существенные различия, несмотря на то, что и те и другие предоставляются на бесплатной и безвозмездной основе.

Гранты обычно предоставляются в начале становления службы для того, чтобы дать первый толчок, запустить процесс с расчетом на дальнейшее его самостоятельное развитие. Средства на гранты выделяются в основном специальными фондами, правительствами, международными финансовыми институтами, а также общественными организациями зарубежных стран. Как правило, с помощью грантов финансируются пилотные проекты ограниченного действия во времени и по степени влияния на всю систему в целом. А делается это с целью показать на конкретном примере преимущества информационно-консультаци­онной службы, заинтересовать правительство и общество в поддержке развития этого направления, дать ему первоначальный толчок. При реализации пилотных проектов особое внимание уделяется чистоте эксперимента. Это необходимо для того, чтобы получить достоверные результаты, гарантирующие получение планируемого эффекта при дальнейшем их распространении за пределами эксперимента.

Гранты в отличие от спонсорской помощи предоставляются на конкурсной основе. В случае объявления тендера конкурсанты должны к установленной тендерными условиями дате представить соответствующим образом оформленную заявку. Заявка, как правило, включает описание цели и задач проекта, основных результатов, которые предполагается получить в ходе реализации проекта, мероприятий и видов деятельности, которые обеспечат достижение планируемых результатов, возможных рисков, а также финансовых, материальных и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения всех намеченных мероприятий.

Подготовка качественной заявки - процесс творческий и трудоемкий, требующий специальных знаний и большого опыта. К выполнению заявки обычно привлекаются профессионалы, способные обеспечить конкурентоспособный уровень документа.

Гранты не являются подарком, который можно использовать по своему усмотрению. Они предполагают исключительно целевое использование выделяемых финансовых средств по определенным заранее правилам. Требования к заявке на проект и правила использования средств формулируются заказчиком и публикуются в конкурсном объявлении.

Примерами грантов могут служить многие программы и проекты: TACIS (Техническая помощь СНГ), Европейского Союза, Британского Ноу-Хау Фонда (British Know-How Fund), Датской консультационной службы (DAAS), Германского правительства и другие.

Спонсоры (частные лица, коммерческие фирмы) помогают, как правило, развитию уже существующих направлений, фирм, организаций и служб, доказавших эффективность своей работы и целевое использование ранее выделенных средств, Побудительными мотивами для спонсоров, финансирующих деятельность информационно-консультационных служб, могут быть:

- реализация личной внутренней потребности в оказании помощи сельским товаропроизводителям, проявление деятельного патриотизма и т.п.;

- желание создать благоприятный имидж своей компании;

- стремление снизить собственную налогооблагаемую базу доходов.

Иногда за спонсорской помощью может скрываться прямой или косвенный финансовый интерес. Например, если сельские товаропроизводители (клиенты службы) одновременно являются реальными или потенциальными поставщиками продукции для спонсора, то финансовая помощь службе позволит увеличить объемы производства, повысить качество продукции, или снизить затраты и цены, а это, в свою очередь, приведет к росту доходов самого спонсора.

Каждая служба, в какой стране она бы не работала, старается максимально использовать все перечисленные источники финансирования. И структура приходной части бюджета зависит от конкретных экономических и политических условий. В одних странах (США, отдельные земли Германии и другие) наибольшую долю занимают деньги государственного бюджета, в других (Англия, Шотландия, Голландия и другие) преобладают коммерческие поступления от продажи услуг.

Все перечисленные источники финансируют непосредственно деятельность реально существующих и официально оформленных ИКС. В то же время информационная и консультационная деятельность осуществляется не только этими службами. Часто консультации и информационные услуги оказываются и другими государственными и негосударственными организациями (исследовательские институты, учебные заведения, статистические управления, вычислительные центры, аналитические лаборатории и т.д.), коммерческими компаниями и ассоциациями товаропроизводителей.

Для этих целей государственные организации используют бюджетные средства (в том числе налоговые поступления от юридических и физических лиц, акцизы, пошлины и др.).

Негосударственные организации финансируют свою информационно-консультационную деятельность за счет дотаций, которые они получают от государства или извне страны, из средств, выплачиваемых государством (либо собственным, либо иностранным «государством-донором») за выполнение заказов по контрактам, а также из полученных грантов, спонсорских средств коммерческих компаний, желающих создать себе благоприятный имидж.

Коммерческие компании, которые продают товаропроизводителям средства производства и/или покупают их продукцию, также применяют распространение сельскохозяйственных знаний в интересах собственного бизнеса. Таким образом, косвенно финансируется консультационная деятельность (но не службы).

Ассоциации товаропроизводителей оплачивают консультационные услуги из своих членских взносов, либо из субсидий государства.

Возможны различные сочетания вышеописанных вариантов. Например, зарплата консультантам государственной службы выплачивается из бюджета, другие текущие расходы покрываются, фермерской ассоциацией; а коммерчески ориентированный кооператив или компания-поставщик может «бесплатно» выслать специализированный журнал своим членам или клиентам, поскольку его издание уже оплачено в другой форме.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных