ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Самоокупаемость и ценообразование на платные услуги ИКСМировая практика функционирования информационно-консультационных служб свидетельствует о том, что для их финансирования, как правило, используется одновременно несколько источников. И даже государственные службы не отказываются (если это не противоречит их уставу и принципам деятельности) от привлечения дополнительных средств за счет продажи части своих услуг. Финансирование части затрат за счет поступлений от продаж информационно-консультационных услуг является стратегически важной как для давно существующей, так и для только начинающей свою деятельность службы. Если для действующей службы продажа услуг обеспечивает пополнение бюджета и в значительной степени определяет ее финансовое состояние, то для молодой службы поступления от реализации услуг могут оказаться существенным подспорьем в процессе ее создания, что открывает дополнительные перспективы для ее эффективной деятельности и жизнестойкости в будущем. За последние два десятилетия во многих странах мира произошел переход от преимущественно бюджетного к полностью хозрасчетному (или коммерческому) финансированию. Процесс перехода оказался сложным и болезненным не только для товаропроизводителя, но и для самой службы. Продолжительность переходного периода составила в среднем 7-12 лет (до этого службы финансировались из бюджета в течение 50-70 лет), и в некоторых странах он до сих пор не завершен. В результате перевода информационно-консультационных услуг на платную основу бремя затрат было переложено с бюджета государства на плечи товаропроизводителя. В то же время в большинстве из этих стран с целью финансовой поддержки товаропроизводителя были введены дополнительные льготы и дотации. В результате налогоплательщик, пополняющий бюджет, формально ничего не выиграл и ничего не проиграл. В чем же смысл введения платы за услуги ИКС, если в финансовом отношении все остается на своих местах, а происходит лишь перераспределение средств с одних статей на другие? Дело в том, что перевод службы на хозрасчет предполагает сокращение непроизводительных затрат, повышение ответственности консультанта за качество предоставляемых услуг и, в конечном итоге, существенное повышение эффективности работы службы. И это действительно подтверждается на практике. Однако при этом не следует забывать, что далеко не за все услуги товаропроизводитель готов платить. Простая логика подсказывает, что платить следует за те услуги, которые дадут возможность получить как можно больший дополнительный доход или избежать дополнительных потерь. Поэтому консультации и другие услуги, связанные с решением, например, социальных, экологических и некоторых других проблем остаются, как правило, вне сферы деятельности служб, работающих на коммерческой основе. Для того чтобы служба была заинтересована помогать клиентам решать эти проблемы, во многих странах правительства дают соответствующий заказ службе и финансируют выполнение этих работ из государственного бюджета. Кроме того, не все товаропроизводители могут оплатить услуги консультантов в силу своего слабого финансового положения. И в этом случае государство часто оказывает поддержку. Например, в Шотландии реализуется государственная программа поддержки (в т.ч. консультационной) так называемых крофтеров (crofters) - фермеров, ведущих традиционное, низкоэффективное хозяйство в отдаленных и труднодоступных районах (северная часть страны, острова, горные территории). Цель программы -удержать население в этих районах, не допустить безработицы, сохранить национальные традиции, самобытную культуру. Лишь на первый взгляд программа кажется благотворительной акцией государства. Простые расчеты позволяют сделать вывод, что отсутствие такой программы привело бы к существенным (гораздо более высоким, чем стоимость самой программы) потерям в результате роста безработицы, сокращения туризма и т.п. Приходная часть бюджета консультационных служб может формироваться за счет поступлений от реализации различных видов услуг. Перечень видов услуг ИКС обычно представляются в виде сборника. Например, для консультаций по экономическим вопросам он может выглядеть следующим образом: Информация об услугах информационно-консультационного центра
Формы оплаты этих услуг также могут быть различны: - прямая оплата разовых услуг; - оплата выполнения договоров на набор конкретных услуг; - подписка на абонентное обслуживание; - прямая продажа программного обеспечения, информации, печатной и другой продукции. Помимо продажи услуг непосредственно товаропроизводителю возможно выполнение службой заказов правительства, государственных и общественных организаций, частных фирм и спонсоров- При этом важно, чтобы эти задания не противоречили основным принципам деятельности ИКС. Как уже отмечалось выше, одним из главных принципов финансирования ИКС является принцип окупаемости затрат на услуги. Этот принцип тесно связан с понятием самоокупаемости. Самоокупаемость как метод финансирования означает возмещение текущих затрат и износа основных средств за счет полученных доходов. Выручка от реализации работ и услуг должна обеспечивать каждому безубыточно работающей службе получение доходов, достаточных для покрытия текущих затрат. Но поскольку затраты являются элементом цены, то служба должна добиваться, чтобы себестоимость не превышала цены, формируемой на рынке консультационных услуг. В этой связи информационно-консультационные службы рассчитывают точку безубыточности, при которой выручка покрывает произведенные затраты. При расчете затрат на услуги учитываются: - затраты на оплату труда за время, проведенное в хозяйстве; - транспортные затраты (включая время); - затраты на оплату труда за время, проведенное в офисе; - стоимость материалов; - стоимость лабораторных услуг; - стоимость сторонних услуг; - прочие и накладные расходы. При проведении расчетов необходимо разграничивать условно постоянные и переменные затраты. Условно постоянные затраты не находятся в непосредственной зависимости, например, от количества производимых работ, услуг. Они вызваны необходимостью финансирования расходов на содержание основных фондов, оплату коммунальных услуг, рекламу, расходов на содержание управленческого персонала, аренду помещений и оборудования и др. Условно переменные затраты изменяются в зависимости от количества, например, работ, услуг. Это затраты на приобретение материалов, оплату труда консультанта и части технического персонала и др. Разберем методику определения точки безубыточности на примере расчета минимальной цены на разработку оптимальных рационов кормления половозрастных групп животных для сельскохозяйственных предприятий. Допустим, районная информационная служба предлагает сельскохозяйственным предприятиям услугу по расчету оптимальных рационов. Данная работа является одной из трех основных для районного ИКЦ. Отнесенные на нее условно-постоянные затраты в расчете на календарный год представлены в табл.8.1. Таблица 8.1 Расчет условно-постоянных затрат на услугу (расчет рационов)
Оценка условно-переменных затрат представлена табл. 8.2. Таблица 8.2 Расчет условно-переменных затрат на расчет рационов
Условие безубыточности определяется следующей формулой P∙N=C+V∙N, где Р – минимальная цена на услугу (набор услуг), обеспечивающая безубыточность; С – условно-постоянные затраты (табл. 8.1); V – условно-переменные затраты на расчет одного рациона (табл. 8.2); N – количество расчетов рационов за год. Если среднее число расчетов, выполняемых в районном ИКЦ за год составляет примерно 400, а условно-постоянные и условно-переменные затраты определены, то по формуле условия безубыточности можно рассчитать минимальную цену на услугу: Таким образом, чтобы окупить свои расходы на услуги по расчету рационов во втором году реализации региональной программы ИКС, обслуживая примерно 3 хозяйства (350-450 расчетов), служба должна установить цену на услугу в размере 200 руб. (без НДС). Цена ниже точки безубыточности (самоокупаемости) принесет убытки, цена выше - дополнительную прибыль. Легко заметить, что увеличение числа выполняемых расчетов при тех же затратах, будет обеспечивать превышение поступлений над затратами, что создает условия не только для самофинансирования ИКС, начиная со 2-го года, но и для ее развития. Так к концу третьего года проекта каждый районный ИКЦ должен обслуживать по 8-9 хозяйств и выполнять в среднем около 1200 расчетов за полгода. Если цена одного расчета останется неизменной, то на развитие службы можно получать до 120 тыс. рублей за год. Поступления: 200 руб./расчет ∙ 2400 расчетов за год = 480 000 руб. Условно-переменные затраты: 140 руб. /расчет ∙ 2400 расчетов = 336 000 руб. Условно-постоянные затраты: 24 000 руб. Всего затрат: 336 000 + 24000 = 360 000 руб. Средства на развитие службы: 480 000 - 360 000 = 120 000 руб. Если же будет принято решение о снижении цены для привлечения большего числа клиентов, то при той же нагрузке, минимальная цена определяется на уровне 150 руб. за один расчет (без НДС): Поступления = Всего затрат = 360 000 руб. Цена одного расчета = 360 000 руб. / 2400 расчетов в год = 150 руб./расчет. Если в случае необходимости (отсутствие платежеспособного спроса или целенаправленная ценовая политика) информационно-консультационная служба устанавливает цену на услугу ниже себестоимости, то есть два варианта: либо она несет убытки, либо покрывает разницу между ценой и себестоимостью за счет дотаций или субсидий. Такие дотации или субсидии выделяются, как правило, государством. Из государственного бюджета, могут создаваться специальные централизованные фонды поддержки сельских товаропроизводителей. В условиях государственного регулирования экономики можно поддерживать самоокупаемость предприятий через выделение бюджетных ассигнований, установление цен, торговых надбавок и наценок, внутри- и межотраслевое перераспределение денежных средств. Однако возможности поддержки производителей через бюджет ограничены. Поддержка должна оказываться сельхозпроизводителям, предприятиям, производящим социально значимую продукцию или относящимся к естественным монополиям. Косвенным образом сельские товаропроизводители могут поддерживаться через дотирование информационно-консультационных услуг. При этом предполагается целевое и эффективное использование бюджетных средств. Возмещение расходов за счет получаемых доходов за платные услуги возможно лишь в том случае, когда есть достаточный и платежеспособный спрос на эти услуги, а цены устанавливаются на основе соотношения спроса и предложения. Для контроля за соблюдением принципа самоокупаемости финансовая служба ИКС составляет сметы затрат, нормирует расходование ресурсов, устанавливает конкретные задания по набору услуг, их объему и качеству, снижению трудоемкости работ. Формула расчета точки безубыточности может модифицироваться в зависимости, например, от сложности расчета условно-переменных затрат. Разберем эти особенности на примере определения минимальной цены на подписку на информационный бюллетень. Пусть районная ИКС ежеквартально (4 раза в год) выпускает информационный бюллетень в количестве 250 экземпляров (по числу клиентов). Средний объем выпуска составляет 50 стр. Произведем расчет условно-постоянных затрат на издание журнала в целом за год (табл. 8.3). Таблица 8.3 Расчет размера условно-постоянных затрат регионального центра ИКС, отнесенных на информационный бюллетень (в расчете на год)
Особенностью при расчете условно-переменных затрат на издание бюллетеня является их дифференциация в расчете на 1 экземпляр и на 1 страницу (табл. 8.4). Например, затраты на переплет зависят от количества тиража, а расходы на бумагу – от общего объема страниц во всем тираже. Таблица 8.4 Расчет условно-переменных затрат на информационный бюллетень
Формула условия безубыточности приобретет вид: P ∙ Q = C+V1 ∙Q+V2 ∙ G, где Р – минимальная цена 1 экземпляра, обеспечивающая безубыточность; С – условно-постоянные затраты всего за год (табл.8.3); V1 – условно-переменные затраты в расчете на 1 экземпляр (табл. 8.4); V2 – условно-переменные затраты в расчете на 1 страницу (табл. 8.4); Q – общий годовой тираж (количество экземпляров за весь год = N ∙ S = 250 ∙ 4= 1000, где N - число клиентов-подписчиков, S – количество выпусков бюллетеня в год); G – количество страниц в 1 экземпляре (50). Данная формула позволяет определить минимальную цену бюллетеня при заданном количестве страниц: При этом цена годовой подписки составит 87 руб. ∙ 4 выпуска в год = 348 руб. Аналогично первому примеру в данном случае можно рассчитать минимальное количество подписчиков при фиксированной цене на журнал. Пусть цена установлена в размере 100 руб. Тогда число подписчиков может быть снижено до 211 (вместо 250 при цене 87 руб.): Если служба по какой-либо причине планирует определенный уровень рентабельности по отдельному виду оказываемых услуг, то соответствующая цена (при фиксированном количестве услуг или клиентов) рассчитывается по следующей формуле: где Pr - цена на услугу, соответствующая r - уровню рентабельности; R - фиксированный уровень рентабельности, выраженный в долях и увеличенный на единицу. И, наоборот, при фиксированной цене на услугу можно определить необходимое количество клиентов (Nr), обеспечивающее требуемый уровень рентабельности (r): Результаты расчетов по определению цен и количества клиентов-подписчиков при различных уровнях рентабельности представлены в табл. 8.5. Таблица 8.5 Минимальная цена и количество подписчиков на информационный бюллетень при различных уровнях рентабельности
Необходимость установления цен для различных уровней рентабельности, как правило, связана с потребностями служб в дополнительных средствах для развития своей деятельности, инвестиций и расширения набора предоставляемых услуг. Прибыль, полученная от превышающих точку безубыточности цен, направляется на накопление и используется в соответствии с принципом самофинансирования. Самофинансирование в широком смысле – это финансовая стратегия управления фондами денежных средств предприятий в целях накопления капитала, достаточного для финансирования расширенного воспроизводства. Самофинансирование организаций ИКС, как и для любых других предприятий, обеспечивается нормой накопления капитала и доходности. В некоммерческих службах норма накопления формируется из источников, не связанных с получением платы за услуги с клиентов. Окупаемость затрат и возможность накопления капитала в значительной мере определяются соотношением выручки и затрат. Важнейшим финансовым показателем для деятельности ИКС является объем выручки (поступлений от реализации работ, услуг). Поступления должны (как минимум) покрывать все затраты Организации, а размер поступлений находится в прямой зависимости от цен на информационно-консультационные услуги. Финансовые планы службы Финансирование информационно-консультационной деятельности представляет собой один из важнейших элементов работы службы, от которого часто в определяющей мере зависит успех ее функционирования и развития. Именно поэтому особое значение приобретает внимательное отношение со стороны самой ИКС к рациональному планированию затрат и поступлений, а также к организации финансовой деятельности службы. Планированию подлежит как текущая финансовая деятельность, так и инвестиционная. В обоих случаях планируются как поступления, так и расходы службы. Агрегированная схема движения финансовых потоков в системе информационно-консультационной службы представлена на рис. 8.2. Рис. 8.2. Направления основных финансовых потоков в информационно-консультационной службе
Здесь же мы ограничимся лишь построением финансовых планов (бюджетов) текущей деятельности службы, не рассматривая процесс первоначального создания службы. Финансовые планы разрабатываются как для отдельных мероприятий, которые периодически проводятся службой, так и по текущей деятельности службы в целом на определенный временной период (например, в форме годового бюджета). Годовой бюджет службы любого уровня и любой формы организации (модели) состоит из приходной (по источникам финансирования) и расходной (по статьям затрат) частей. На различных уровнях (районный, региональный, федеральный) бюджеты различаются как по источникам, так и по составу затрат. На районном уровне основные виды расходов включают: 1) содержание штата консультантов и сотрудников, оборудования и аренда помещений; 2) приобретение информации и инструментария (программное обеспечение, базы данных, литература, расходные материалы и пр.); 3) приглашение консультантов в район со стороны (для сложных случаев); 4) проведение мероприятий (полевые дни, обучающие семинары и пр.); 5) консультации с выездом в хозяйства; 6) издание и распространение информационных листков, бюллетеней и пр.; 7) оплата лабораторных исследований. Основными источниками финансирования информационно-консультационной деятельности на районном уровне являются: - местный (районный, муниципальный) бюджет в виде отдельной строки в бюджете районного управления сельского хозяйства; - региональный (областной, краевой, республиканский) бюджет в виде строки в бюджете соответствующего регионального органа управления АПК (департамент, министерство); - поступления от клиентов (товаропроизводителей) в форме платы за информационно-консультационные услуги, приобретение разработок и изданий службы. Агрегированный примерный бюджет информационно-консультационной службы районного уровня с распределением возмещения затрат из основных возможных источников финансирования представлен в табл. 8.6. Таблица 8.6
Продолжение таблицы 8.6
Отдельные поступления для районной службы одновременно являются расходами региональной. Например, часть телекоммуникационных услуг (Интернет и т.д.) оплачиваются региональной службой. На региональном уровне основные виды расходов включают: 1) содержание штата консультантов и специалистов узкого профиля, оборудования и аренда помещений; 2) приобретение, обработка и распространение информации и инструментария (программное обеспечение, базы данных, литература и пр.); 3) участие в разработке и актуализации баз данных и программных средств, их привязка к условиям региона; 4) приглашение консультантов в регион со стороны (для сложных случаев); 5) выполнение сложных расчетов по заказам товаропроизводителей (бизнес-планы инвестиционных проектов, программы перспективного развития предприятий и т.п.); 6) проведение мероприятий на региональном и межрайонном уровне (научно-практические конференции, выставки, демонстрации, обучающие программы и пр.); 7) консультации региональных специалистов узкого профиля с выездом в хозяйства; 8) издание и распространение информационных бюллетеней, справочников и пр.; 9) оплата прикладных научных исследований по заказам районных служб и клиентов, лабораторных анализов. Финансирование информационно-консультационной деятельности на региональном уровне осуществляется с помощью следующих основных источников: - региональный бюджет (отдельная строка в бюджете регионального органа управления АПК); - федеральный бюджет через бюджет Минсельхоза России; - поступления от товаропроизводителей в форме платы за информационно-консультационные услуги (оказываемыми специалистами узкого профиля), приобретение разработок и изданий, участие в обучающих и других мероприятиях региональной службы; - прочие источники (международные проекты, гранты, спонсоры и т.п.). Примерный бюджет информационно-консультационной службы регионального уровня представлен в табл. 8.7. Таблица 8.7 Примерный бюджет региональной ИКС, руб.
Продолжение таблицы 8.7
Настоящий бюджет носит примерный характер и должен корректироваться в соответствии с конкретными условиями региона при возникновении дополнительных источников финансирования и статей расходов, а также при изменении их размеров. На федеральном уровне (табл. 8.8) информационно-консультационная служба, особенно в стадии становления, финансируется в основном из федерального бюджета, иногда за счет прочих источников (например, международные фонды и программы). Бюджет корректируется ежегодно по мере развития материально-технической базы службы, расширения набора и увеличения количества оказываемых услуг, появления новых источников финансирования и т.д. Таблица 8.8 Примерный бюджет федеральной ИКС
Все приведенные примеры бюджетов представлены в агрегированном виде без детализации. Расчет потребностей службы по некоторым расходным статьям не представляет большой сложности. Например, для определения размера таких статей, как оплата труда штатных сотрудников, коммунальные платежи, плата за аренду помещений и т.п., как правило, имеется вся необходимая исходная информация, а сами расчеты не требуют сложных вычислений. С другой стороны, отдельные статьи бюджета (издательская деятельность, проведение обучающих и других мероприятий) требуют дополнительных расчетов и специфической информации. Для расшифровки таких затрат разрабатывают отдельные бюджеты, а затем уже из них формируют комплексные статьи годового бюджета службы. Рассмотрим формирование бюджета 3-дневного обучающего семинара для специалистов хозяйств по использованию программного комплекса «Расчет оптимальных рационов кормления сельскохозяйственных животных», который планирует провести районная служба в районном центре. Допустим, предполагается участие 15 специалистов, 10 из которых прибудут из отдаленных хозяйств (т.е. им требуется обеспечить проживание и полный пансион), а 5 – из близлежащих хозяйств (т.е. им не нужна гостиница, завтраки и ужины, но требуется оплата ежедневного проезда в районный центр и обратно). Семинар проводят 2 преподавателя в течение 3 дней по 8 часов. При этом лекции (всего 6 час.) читаются всем слушателям, а практические занятия в компьютерных классах проводятся по подгруппам. Для проведения семинара служба арендует аудитории и компьютерные классы в районной школе. Для организации и проведения семинара, кроме преподавателей необходим организатор и один технический сотрудник. Подробная исходная информация о семинаре представлена в табл. 8.9 и 8.10. Таблица 8.9 Объем потребности в ресурсах для семинара
Таблица 8.10 Расценки, цены на ресурсы
На основе исходной информации проводятся необходимые расчеты, и строится бюджет мероприятия (табл. 8.11). В бюджете отражаются не только статьи затрат и их размеры, но и предполагаемые источники их покрытия. Это необходимо для того, чтобы заранее запланировать отвлечение необходимых средств из бюджета самой службы, а также сделать соответствующие запросы ни другим возможным источникам. Кроме того, желательно рассчитать какую плату следует установить для каждой группы участников в расчете на 1 человека с тем, чтобы заблаговременно проинформировать хозяйства и получить их согласие. При рассылке информационных писем потенциальным участникам к ним следует приложить подготовленный бюджет с пояснениями. Это обеспечит соблюдение принципа открытости и обоснованности формирования цены за участие в семинаре и снимет возможные вопросы у клиентов. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|