Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






III. Приемы изучения летописей




Современный сравнительно-текстологический метод (или исто-рико-текстологический метод) изучения летописей складывался благодаря усилиям многих поколений исследователей — филоло­гов и историков. Он демонстрирует наиболее значительные ре­зультаты в выявлении летописных сводов, отражающих отдель­ные этапы русского летописания XI —XV вв. Основные положе­ния этого метода были заложены в трудах Шахматова и Присел-кова, а затем развиты их последователями.

Проведение принципов сравнительно-текстологического метода в конкретном исследовании требует значительных усилий. Он предусматривает несколько основных этапов: 1) отбор для иссле­дования конкретных летописей, сходных по содержанию; 2) изу­чение отобранных летописей как остатков прошлого, т.е. опреде­ление времени их создания, происхождения, состава, назначения; 3) полное сравнение текстов анализируемых летописей; 4) опреде­ление степени зависимости изучаемых летописей, восстановление их общего протографа — гипотетического летописного свода; 5) установление состава и содержания выявленного гипотетичес-


кого свода; 6) сравнение реконструированного свода с другим по­добным гипотетическим сводом и определение их общего летопис­ного источника.

Выводы, к которым приходит историк на разных этапах иссле­дования имеют разную степень вероятности: если текстологическое сравнение летописных текстов позволяет выдвигать гипотезы, то сравнение сводов — в большинстве случаев только догадки.

Проиллюстрируем некоторые методические приемы, к кото­рым обращался А.А.Шахматов, выделяя Повесть временных лет в составе сохранившихся летописей и определяя ее редакции.

Из всей массы известных к рубежу XIX —XX вв. летописей для анализа ученый отобрал те из них, которые сходны в своей начальной части. Сходство между собой конкретных летописей уже было установлено предшественниками Шахматова еще в XIX в. Главными летописями, привлекавшимися для текстологи­ческого сравнений, были Лаврентьевская и Ипатьевская.

Текстологическое сравнение Ипатьевской и Лаврентьевской летописей показало, что в их начальной части содержится одно сочинение, самоназвание которого есть в начале обоих текстов. Это Повесть временных лет, причем в Хлебниковской летописи было указано имя автора сочинения — монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В то же время конец Повести временных лет в результате текстологического сравнения летописей не опреде­лялся однозначно. В обоих текстах на основе хронологической выкладки летописца в первой погодной записи вычисляется дата 1113 г. Но в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях их общий текст продолжается только до 1110 г. Погодная запись 1110 г. в Лаврентьевской летописи обрывается незавершенной фразой. Сразу после этой фразы читается приписка игумена Выдубицкого монастыря Сильвестра, свидетельствующая о его летописной ра­боте: «Игумен Силивестр святаго Михаила написах книгы си Ле­тописец, надеяся от Бога милость прияти, при князи Володимере, княжащю ему Кыеве, а мне в то время игуменящю у святаго Ми­хаила в 6624 (1116 г.), индикта 9 лета; а иже чтет книгы сия, то буди ми в молитвах»23. В Ипатьевской летописи погодная за­пись 1110 г. приведена в полном объеме, в тексте отсутствует приписка Сильвестра и без видимых перерывов текст продолжа­ется далее.

При упоминании двух имен лиц — Нестора и Сильвестра, почти одновременно работавших над летописным текстом, встает вопрос о том, кто же был автором Повести. В историографии при­знается участие обоих этих летописцев в работе над Повестью временных лет, однако роль каждого из них в создании текста была различной. Нестор признавался Шахматовым и признается большинством исследователей автором Повести временных лет, а Сильвестр — ее позднейшим редактором. Первоначальный текст Нестора, условно называемый первой редакцией Повести времен-


ных лет, не сохранился. В Лаврентьевской же летописи представ­лена вторая редакция, отражающая обработку текста Сильве­стром. Задача Сильвестра, как считал Шахматов, состояла во вне­сении в ранее созданный текст положительной оценки деятельнос­ти Владимира Мономаха, занявшего киевский престол после смерти Святополка. Следы этой правки просматриваются в изло­жении событий с 1093 г. по 1110 г., когда Святополк сидел на киевском престоле. Почти во всех случаях, где говорится о Свя-тополке и Владимире, Лаврентьевская летопись подчеркивает не­дальновидность первого князя и мудрость второго (например, ста­тьи за 1093, 1096 гг.). Очень незначителен объем записей, в кото­рых повествование о Святополке, возможно, не подверглось пере­делке (рассказ в статье 1107 г. о сражении русского войска с по­ловцами под Лубнами и приходе Святополка после победы в Киево-Печерский монастырь).

Шахматов выдвинул гипотезу о существовании еще одной ре­дакции Повести временных лет, отразившейся в Ипатьевской ле­тописи. Ее появление было связано с летописной деятельностью, возможно, киевлянина (имени его не знаем), находившегося при дворе сына Владимира Мономаха — новгородского князя Мсти­слава. По времени это последняя обработка текста Повести вре­менных лет во второй сильвестровой редакции. Датировку тре­тьей редакции Шахматов обосновал, анализируя две погодные за­писи — 1114 г. и 1096 г. Первая погодная запись повествует о различных событиях. Наибольший объем текста здесь отведен рассказу о каменном строительстве в Ладоге. При анализе этого рассказа выявляются некоторые индивидуальные черты работы летописца, его стиль. Во-первых, летописец повествовал от перво­го лица; во-вторых, он проявлял интерес к северным преданиям; в-третьих, он аргументировал свои рассказы цитатами из перевод­ной литературы. В запись 1114 г. безымянный летописец внес рассказ ладожан о «спадающих с неба предметах и существах». В подтверждение дается отсылка на Хронограф, в котором рассказа­но о самых разных предметах, падавших с неба. Аналогичная ма­нера летописца, а также тема и структура погодной записи были обнаружены Шахматовым во фрагменте записи 1096 г. со слов «Се же хощю сказати, яже слышах преже сих 4 лет...» до слов «...и си сквернии языкы, иже суть в горах полунощных, по пове­ленью Божию». Если признать эти записи как принадлежащие одному автору, то следует выяснить, когда мог работать летопи­сец, создававший очередную переработку Повести временных лет. Шахматов считал, что указанный фрагмент был внесен в погод­ную запись 1096 г. Повести временных лет в 1118 г., поскольку в 1114 г. летописец был в Ладоге, где познакомился с северными легендами и нашел им место на страницах летописи. Спустя четы­ре года, создавая свою обработку Повести временных лет, он до­полнил текст своего предшественника новой информацией. Инте-


pec анонимного летописца к легендам, возникшим в пределах Новгородской земли и на севере, отразился и в погодной записи 862 (6370) г., где помещена легенда о призвании варягов. При сравнении текстов легенды по Лаврентьевской и Ипатьевской ле­тописям выявляется различие в трактовке географического рассе­ления призванных варягов:


Лаврентьевская летопись


Ипатьевская летопись


 


«...И изъбрашася 3 братья с роды своими, пояша по собе всю русь, и придоша; старейший, Рю-рикъ, cede Новегороде, а другий, Синеусъ, на Беле-озере, а третий Изборьсте, Труворъ»2*.


«...И изъбрашася трие брата с роды своими и пояша по собе всю русь, и придоша къ словеномъ первее и срубиша город Ладогу и cede старейший в Ладозе Рюрик, а другий Синеусъ на Белеозере, а третей Труворъ въ Изборьсце»25.


Неслучайно именно в Ипатьевской летописи сказано, что Рюрик сел не в Новгороде, а в Ладоге. Замена названия города связана с переработкой ранней редакции текста Повести челове­ком, который слышал еще одну версию легенды.

О том, что третья редакция Повести временных лет составля­лась для новгородского князя Мстислава, говорят и некоторые дополнения в ней, которые отсутствуют в Лаврентьевской летопи­си: информация о рождении Мстислава Владимировича в 1076 г. К деятельности Мстислава Владимировича Ипатьевская летопись внимательна и на протяжении 1111 — 1118 г. Таким образом, окон­чание текста третьей редакции, как его определил Шахматов, — 1118 г., годом ранее Мстислав Владимирович был переведен отцом из Новгорода в Переяславль Южный. Возможно, что имен­но здесь началась работа анонимного летописца над очередным изменением текста Повести временных лет.

Таким образом, в результате текстологического сравнения ряда сохранившихся летописей был выявлен один из нескольких киевских сводов XI — начала XII вв. Дальнейшее текстологичес­кое сопоставление погодных статей Лаврентьевской и Ипатьев­ской (и сходных с ними) летописей выявило расхождения в изло­жении некоторых событий. Объяснение многих разночтений Шах­матов находил не в работе позднейших копиистов, как это делали его предшественники, а в политических интересах тех людей, ко­торые осознанно перерабатывали ранее созданное летописное со­чинение. Таким образом были определены Шахматовым редакции летописного свода начала XII в.

Сегодня историки в основном принимают результаты исследо­вания Повести временных лет, проведенного Шахматовым, внося в его схему лишь уточнения в свете новых данных о конкретно-историческом фоне, на котором зарождалось и делало первые шаги русское летописание.


Источники

Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. Повесть временных лет. Изд. второе, исправленное и дополненное. СПб., 1996.

Полное собрание русских летописей. Т. 1-41. СПб.; М.; Л., 1846—1995. Приселков М.Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста М.; Л., 1950.

Литература

Алешковский М.Х. О типологии текстов «Повести временных лет» // Ис­точниковедение отечественной истории. Сборник статей: 1975. М., 1976.

Амосов А.А. Лицевой летописный свод Ивана Грозного: Комплексное кодикологическое исследование. М., 1998.

Богданов А.П. Типологические признаки и группы в русском летописа­нии конца XVII века // Методы изучения источников по истории русской общественной мысли периода феодализма. М., 1989.

Буганов В.И. Отечественная историография русского летописания (обзор советской литературы). М., 1975.

Бовина В.Г. Новый летописец и спорные вопросы изучения позднего русского летописания // Отечественная история. 1992. № 5.

Гиппиус А.А. К истории сложения текста Новгородской первой лето­писи // Новгородский исторический сборник: 6(16). СПб., 1997.

Дворецкая Н.А. Сибирский летописный свод (вторая половина XVII в.). Новосибирск, 1984.

Клосс Б.М. Никоновский свод и русские летописи XVI—XVII вв. М., 1980.

Лаврентьев А.В. Списки и редакции Летописного свода 1652 года // Ис­точниковедческие исследования по истории феодальной России. Сборник статей. М., 1981.

Левина С.А. Воскресенская летопись XVI в. (ее редакции, источники и значение) // Труды Московского государственного историко-архивного ин­ститута. Т. 10. 1957.

Лихачев Д.С. «Софийский временник» и новгородский политический переворот 1136 г. // Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литерату­ре. Л., 1986.

Лихачев Д.С. Текстология: На материале русской литературы X—XVII веков. Л., 1983.

Лурье Я.С. Общерусские летописи XIV—XV вв. Л., 1976.

Лурье Я.С. Схема истории летописания А.А.Шахматова и М.Д.Приселко-ва и задачи дальнейшего исследования летописей // Труды Отдела древне­русской литературы Института русской литературы (Пушкинский дом). Т. 44. Л., 1990.

Милов Л.В. Кто был автором «Повести временных лет»? // От Нестора до. Фонвизина: Новые методы определения авторства. М., 1994.

Морозов В.В. От Никоновской летописи к Лицевому летописному своду (Развитие жанра и эволюции концепции) // Труды Отдела древнерусской лите­ратуры Института русской литературы (Пушкинский дом). Т. 44. Л., 1990.

Приселков М.Д. История русского летописания XI—XV вв. СПб., 1996.

Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1 (XI — первая по­ловина XTV в.). Л., 1987; Вып. 2 (вторая половина XIV—XVI в.). Л., 1988— 1989; Вып. 3 (XVII в.). СПб., 1992-1998.


Рыбаков Б.А. «Остромирова летопись» // Рыбаков Б.А. Из истории куль­туры Древней Руси: Исследования и заметки. М., 1984.

Рыбаков БА Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». М., 1972.

Солодкин Я.Г. История позднего русского летописания. Учебное посо­бие. М., 1997.

Творогов О.В. Древнерусские хронографы. Л., 1975.

Тихомиров М.Н. Начало русской историографии // Тихомиров М.Н. Русское летописание. М., 1979.

Черепнин Л.В. «Повесть временных лет», ее редакции и предшествующие ей летописные своды // Исторические записки. Т. 25. М., 1948.

Черепнин Л.В. Спорные вопросы изучения начальной летописи в 50— 70-х годах // История СССР. 1972. № 4.

Шахматов А.А. Обозрение русских летописных сводов XIV—XVI вв. М.; Л., 1938.

Шахматов А. А. «Повесть временных лет» и ее источники // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский дом). Т. 4. Л., 1940.

Примечания

1 Повесть временных лет. Изд. второе, исправленное и дополненное. СПб.,

1996. С. 21.

2 Там же. С. 120.

3 Приселков МД Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 357.

4 Там же. С. 359.

5 Лихачев Д. С. Текстология: На материале русской литературы X—XVTI

веков. Л., 1983. С. 363.

6 Новгородская летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 99.

7 Там же. С. 344.

8 Там же. С. 112-113.

9 Повесть временных лет. С. 28—29.

10 Там же. С. 71.

11 Там же. С. 119.

12 Новгородская летопись старшего и младшего изводов. С. 27.

13 Там же. С. 39.

14 Полное собрание русских летописей. Т. 1. М., 1961. Стл. 375—376.

15 Там же. Стл. 375-376.

16 Там же. Стл. 361.

17 Там же. Стл. 363.

18 Приселков М.Д. Троицкая летопись. С. 439.

19 Там же. С. 355.

20 Там же. С. 358.

21 Полное собрание русских летописей. Т. 22. СПб., 1911. С. 13.

22 Там же. Т. 8. С. 6.

23 Повесть временных лет. С. 121.

24 Там же. С. 13.

25 Полное собрание русских летописей. Т. 2. М., 1962. Стл. 14.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных