Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Частная переписка XVIII — первой половины XIX вв.




Результаты государственных, политических, культурных пре­образований начала XVIII в. дали мощным импульс для роста объема частной переписки и ее качественного развития. Петров­ские реформы изменили образ жизни человека, сделали более разнообразными его интересы и потребности, а также способы их удовлетворения. Человек стал более мобильным, расширилось пространство для его деятельности. В стране увеличилось количе­ство грамотных людей.

В силу своей деятельности и личных обстоятельств многие люди были заинтересованы в расширении информационного про­странства и ускорении перемещения информации. Отвечая на эти запросы, государство еще во второй половине XVII в. создало специальную почтовую службу. К концу XVIII в. вся территория Российской империи была покрыта сетью почтовых учреждений. К середине XIX в. в России почтовой связью было соединено более 700 населенных пунктов. С самого начала функционирова­ния почтовой службы государство гарантировало сохранность корреспонденции, конфиденциальность ее содержания, быстроту доставки. Появление почты делало более интенсивной не только деловую, но и частную переписку.

Письма информативного содержания, истоки которых отмеча­ются в глубокой древности, составляли значительную долю част­ной переписки. Такие письма создавались в XVIII в. представите­лями разных сословий. Однако складываются и новые группы частной переписки, появление которых стало следствием дальней­шего углубления общественного разделения труда в России. В XVIII в. специализация труда привела к появлению конкретных видов деятельности, многие из которых были связаны прежде всего с интеллектуальным трудом — это наука, литература, ис­кусство. Содержание новых видов деятельное™ находило отраже­ние в переписке людей, объединенных в многочисленные устойчи­вые сообщества единым интересом к предмету изучения, творчес­кому процессу и его результатам.


Обогащая тематику писем, письменный обмен профессиональ­ной информацией, создавал новые группы частной переписки: переписку ученых, писателей и поэтов, художников и т.д. Теперь переписка одного человека выходила за пределы хозяйственной и личной, значительно расширялся круг его адресатов.

Например, помимо деловой и личной (семейной и дружеской) переписки, видный сановник, археограф, коллекционер, владелец рукописного сборника, куда входило «Слово о полку Игореве», А.И.Мусин-Пушкин (1744 — 1817) состоял в профессиональной переписке с разными лицами, занимавшимися изучением отечест­венной истории. Среди его корреспондентов были К.Ф.Калайдо­вич, А.Н.Оленин, В.С.Попов и др. В своих письмах он высказы­вал свои размышления о происхождении древнерусских слов, на­ходках замечательных рукописей, делился мнением о новых исто­рических исследованиях и т.д. В целом можно сказать, что его письма и ответы на них формируют новое по содержанию инфор­мационное поле, связанное с развитием исторической науки на одном из ее этапов.

По содержанию профессиональной можно назвать переписку А.С.Пушкина и П.А.Вяземского. В ней преобладали литератур­ные интересы обоих корреспондентов: оценка творчества отдель­ных писателей и их произведений, замыслы собственных сочине­ний, планы на будущую совместную деятельность в области жур­налистики и т.д.

В XVIII — первой половине XIX вв. в ткань частных писем активно вплетался мир политики, поскольку интенсивно развива­лась общественная мысль, формировались идейно-политические течения, в первую очередь в среде дворянства. Все эти процессы находят отражение и в частных письмах.

В условиях формирования общественного мнения государство стремилось контролировать переписку частных лиц и не допус­кать распространения неблагоприятной для верхов информации. Не случайно поэтому в государственном почтовом ведомстве XVIII — первой половины XIX вв. была введена перлюстрация, т.е. проверка почтовыми служащими содержания писем на пред­мет политической благонадежности корреспондентов. Письма, со­держание которых казалось почтовым чиновникам подозритель­ным, изымались, переписывались и копии направлялись вышесто­ящему начальству для принятия окончательного решения о судьбе конкретного послания. Письма, подвергнутые перлюстрации, могли не дойти до адресатов. Такой была судьба личного письма, отправленного 22-го октября 1813 г. из Олива (под Данцигом) участником Петербургского ополчения в войне с Наполеоном, бу­дущим декабристом Владимиром Ивановичем Штейнгелем экзеку­тору Департамента государственного хозяйства и публичных зда­ний Министерства внутренних дел Федору Васильевичу Мошко-ву. В послании сообщалось о военных и политических событиях


и слухах, которые распространялись в военной среде. Подозрение чиновников вызвало, скорее всего, критическое описание в письме экипировки русской армии: «Не стану Вам описывать положение наших воинов. Взгляните на погоду и вспомните, что они без сапог и без одежды, день и ночь почти в ружье; да, правда, не­много уже и осталось их. Ниспошли, господи, мир! вот единствен­ная всех нас молитва»9. Изъятое письмо Штейнгеля прошло не­сколько ведомственных инстанций, и, наконец, его участь решил император. Перлюстрационная копия письма имеет несколько помет: «Великое герцог[ство] Баденское. Гор. Фрейбург. 12 де­кабря 1813 г. Ценерал] Аракчеев»; «Оставлено до повеления». Резолюция Александра I была окончательной: «Истребить». Таким образом, оригинал был уничтожен, а копия личного письма сохранилась в делопроизводстве почтового ведомства.

Перлюстрация влияла на содержание и форму изложения в письмах: их авторы старались быть более осторожными в отборе информации, высказывались иносказательно. Известно, что мно­гие письма А.С.Пушкина, в том числе и к жене, подвергались пер­люстрации, что вызывало негодование поэта и его друзей. Пушкин не доверял почте и в некоторых случаях стремился найти иные способы передачи писем. Например, 20 декабря 1823 г. он писал Вяземскому: «Я бы хотел узнать, нельзя ли в переписке нашей из­бегнуть как-нибудь почты — я бы тебе переслал кой-что слишком для нее тяжелое. Сходнее нам в Азии писать по оказии»10.

На основе частного письма возникло «письмо» как литератур­ный жанр, получивший признание и распространение вместе с формированием сентиментализма с 1760-х гг. В спорах и полеми­ке с классицизмом к 1790-м годам родилась эстетическая теория, по-новому изображавшая жизнь и человека. Сентиментализм про­возглашал внесословную ценность человека, воспитывал в нем чувство достоинства и уважение к своим силам, способностям и таланту. Содержанием произведений искусства и объектом изо­бражения стало «наслаждающее размышление самого себя». Это кредо сентиментализма оказало влияние на содержание личной переписки, усилив внимание авторов многих писем к собственно­му «Я» и сделав более явственным личностно-субъективное нача­ло в этой группе переписки.

Личностно-субъективное начало характерно для так называе­мых дружеских писем, появившихся в конце XVIII в. Эта группа писем разнообразна по содержанию, но в каждом письме много-темность объединена индивидуальностью автора, его личностным осмыслением действительности.

Несмотря на это в обществе старались следовать принятому эпистолярному этикету. Об этом свидетельствуют, например, неко­торые замечания Федора Ивановича Тютчева в письмах к жене — Эрнестине Федоровне. После ухода поэта из семьи, он уже не мог писать жене письма в том ключе, в котором к ней обращался


I


ранее. Новые отношения между бывшими сугаругами требовали из­менить стилистику и этикетные формулы писем, и это четко осоз­навал поэт: «Не могу привыкнуть пользоваться в отношении тебя оборотами, принятыми в постоянной установившейся перепис­ке...» — писал Тютчев в письме 14 августа 1851 г.11. В другом письме Э.Ф.Тютчевой 5 июня 1858 г. он называет причину нару­шений в своих письмах общепринятого этикета: «P.S. Замечаю, что я не то чтобы забыл, но, вернее, упустил сообщить тебе тысячу важных эпистолярных вещей. Но это потому, что, когда я пишу, я никогда не говорю ни того, что хотел бы, ни так, как хотел бы, — вот это-то и внушает мне безмерное отвращение к писанию»12.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных