Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Публицистические произведения XI—XIII вв.




Большое историческое значение имеют произведения XI — XIII вв., известные под названиями «Послание», «Слово», «Поуче­ние». Среди этих памятников есть сочинения светские и церковные.

Сохранившееся в ряде списков «Слово Даниила Заточника» представляет послание с просьбой о милости. Оно составлено неким Даниилом и обращено к новгородскому князю Ярославу Владими­ровичу (княжил с перерывами с 1180 по 1199 г.). Автор послания, по-видимому, попал в опалу и был сослан на озеро Лаче (район Каргополя), о котором он писал так: «...кому Лаче озеро, а мне на нем седя плачь горький». Поскольку «Слово» обращено к нов­городскому князю и в словах Даниила есть намек на знание им пределов северной Руси («...кому Бело озеро, а мне черней смолы...» и «кому ти есть Новгород, а мне и углы опадали...»), можно гово­рить о новгородском происхождении автора. Свое «Слово», вклю­чавшее множество социальных и бытовых описаний, Даниил соста­вил в форме притч и изречений, что делало его произведение очень популярным на Руси. Судя по приводимым им поучениям и афориз­мам, это был человек достаточно образованный для своего времени. Высоко ставя личность князя, Даниил видел залог княжеского мо­гущества в отстранении от междоусобных распрей и в союзе с умными советниками, «думцами». Однако сам он, по-видимому, не принадлежал к этим «думцам». В «Слове» встречаются образы, связанные с описанием помола хлеба, варкой железа, литьем из олова и золота. Естественно предположить, что создатель «Слова» был неплохо знаком с городским ремеслом и мог сам происходить из мастеров-ремесленников. Отсюда демократический характер его произведения, его яростная ненависть к боярам, понимание пропа­сти между богатыми и бедными. «Богат возглаголет, — пишет Да­ниил, — все молчат и вознесут слово его до облак, а убогий воз­глаголет, вси на нь кликнуть...». «Слово» — единственный памятник раннего периода древнерусской литературы, который создан пред­ставителем демократических кругов. В этом его основная ценность как исторического источника.

Другое произведение, называющее имя Даниила Заточника, — так называемое «Послание» или «Моление» — является переработ­кой «Слова», выполненной неизвестным автором в XIII в. Автор «Моления», испытав злоключения, подобно Даниилу Заточнику, пи­шет: «...кому Переславль, а мне Гореславль, кому Боголюбово, а мне горе лютое». Приведенный каламбур позволяет связать проис­хождение этого человека с Суздальской землей. По своему соци­альному положению автор «Моления» — служилый человек, совет­ник князя, бывалый и много видевший. Так, в его «Послании» дает­ся даже описание цирковых игр, мало известных на Руси в XIII в. С презрением относясь к холопам («не лепо у свинии в ноздрех рясы златы также на холопе порты дороги»), он не так резко, как Даниил в «Слове», отзывается о боярах и превыше всех ставит кня­зя, окруженного «мужами сильными. Не посягая на основы хри­стианской религии, он делает ряд выпадов против монашества. «Моление» — памятник более поздний и более компилятивный, чем «Слово», — отразило многие стороны социально-политической жиз­ни Руси XIII в.

К другой разновидности гражданской литературы относится «Поучение Владимира Мономаха». Оно известно в одном списке, помещенном как вставка в Лаврентьевскую летопись под 1096 г. Однако «Поучение» написано значительно позднее. При перечисле­нии воинских подвигов Владимира Мономаха в тексте упомянут поход на Глеба Минского, состоявшийся в 1117 г. При описании другого похода говорится о рождении у Владимира Мономаха сы­на Мстислава, который назван «детем старейшим новгородским», что могло быть только до 1117 г., когда Владимир Мономах нере­вел его на княжение в Белгород. Следовательно, «Поучение» не могло быть написано ни ранее, ни позднее 1117 г. В летописи она оказалось под 1096 г. потому, что поздний редактор Повести вре­менных лет или Лаврентьевской летописи стремился ретроспектив­но обосновать позицию Владимира Мономаха на Любечском съезде 1097 г. По своей форме «Поучение Владимира Мономаха» находит аналогии в римско-византийской и в англосаксонской литературе, но по своему содержанию это оригинальное русское произведение. Под общим названием «Поучение» объединены три различных сочи­нения: поучение к детям, воспоминания и послание к своему про­тивнику Олегу Черниговскому. Перечислив общие нормы христиан­ской морали, Владимир Мономах переходит к вполне конкретным политическим рекомендациям. Помня о крестьянских и городских выступлениях конца XI — начала XII в., он призывает «...куда же ходяще путем по своим землям, не даити пакости деяти отроком, ни своим, ни чюжим, ни в селах, ни в житех, да не кляти вас начнуть». Владимир Мономах выступает за единство действий русских князей против внешних врагов и готов ради этого примириться с князем Олегом. Большое место в этом произведении занимают описание военных походов и княжеских охот, наставления по ведению хозяй­ства. События жизни автора «Поучения» являются и фактами по­литической истории Руси конца XI — начала XII в., его взгляды отражают мировоззрение дальновидного государственного правите­ля. Этим определяется место и значение «Поучения Владимира Мо­номаха» как исторического источника.

Значительный историко-философский материал содержится в церковных «Словах», «Поучениях» и «Хождениях». Наиболее ран­ним произведением такого характера является «Слово о законе и благодати и похвала кагану нашему Владимиру», составленное митрополитом Илларионом между 1037— 1050 гг. В «Слове», отра­жающем борьбу религиозных и политических идей в Киеве XI в., превозносятся государственная мощь Руси и христианство (благо­дать) в противоположность иудаизму (закону), который был рели­гией враждебного Руси Хазарского каганата. «Слово» возвеличи­вает русских покровителей христианства — княгиню Ольгу, князей Владимира и Ярослава. Интересные сведения о культуре и быте Киевской Руси дают «Поучения Кирилла епископа Туровского» (1171 — 1182 гг.) и «Послание к смоленскому пресвитеру Фоме» Климента Смолятича (русского митрополита с 1147 г.). Авторы этих сочинений выступают за широкую образованность, порицают стяжа­тельство духовенства и монастырей.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных