ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Произведения агиографической (житийной) литературы XI—XVII вв.Русские жития по своей идейной направленности и содержанию стоят на грани церковных «Слов» и «Поучений», с одной стороны, и исторических повестей — с другой. В них, как правило, переплетаются религиозно-нравственная проповедь и историко-бытовое повествование. Ранних агиографических произведений (до XV — XVI вв.) сохранилось сравнительно немного, да и те большей частью в поздних списках. Поздние жития (XV—XVII вв.) более многочисленны. Наряду с традиционными их формами, где облик главного лица схематизирован до общепринятого христианского идеала («Житие Сергея Радонежского» — XV в.), здесь встречаются сочинения, близкие обычным биографиям («Житие Михаила Клопского» — XV в.). Рисуя, хотя и несколько односторонне, духовный мир человека Древней Руси, произведения русской агиографии дают конкретно-исторические свидетельства о взаимоотношениях князей, военных столкновениях и дипломатических связях (княжеские жития), о выступлениях городской бедноты и крестьян («Житие Ав-раамия Смоленского» — XIII в.), о состоянии образования («Житие Евфросинии Полоцкой» — XIV в., «Житие Сергия Радонежского»), содержат своеобразнейший этнографический материал по русскому Северу («Житие Зосимы и Савватия» и «Житие Антония Сийского» — XVI в.). Особую форму агиографических произведений представляют житийные сборники: «Патерики» (сборники рассказов о монахах), «Прологи» (сборники житий краткой редакции), «Четьи-Минеи» (сборники житий пространной редакции, предназначенные для повседневного чтения). Из житийных сборников раннего периода необходимо отметить «Киево-Печерский патерик», сложившийся в течение XIII — XIV вв. и дошедший до нас в двух редакциях: редакции тверского епископа Арсения 1406 г. и редакции монаха Печер-ского монастыря Касьяна 1462 г. Сборник состоит из сказания об основании Киево-Печерского монастыря, жития одного из основателей этого монастыря Феодосия, двух монашеских посланий и рассказа о двадцати шести печерских черноризцах. Поскольку Киево-Печерский монастырь стоял в центре политической жизни Киевской Руси, описания, связанные с жизнью его обитателей, людей разного социального ранга, имеют большую историческую ценность. Рассказы «Патерика» помогают в решении ряда источниковедческих вопросов, например об авторстве Нестора в русском летописании. Среди житийных сборников XV — XVI вв. наиболее известны «Четьи-Минеи», созданные в середине XVI в. по инициативе митрополита Макария. Как свод житий и церковно-поучительной литературы общерусского значения они были призваны идеологически укрепить политическое объединение России под эгидой Москвы. Своеобразными повестями-отчетами о путешествиях русских людей в другие страны являются так называемые «Хождения», начало которым было положено описанием паломничества игумена Даниила в Палестину в конце XI — начале XII в. Помимо церковных «Хождений», которые по характеру описаний близки русским «Житиям», существует и светская разновидность этих повестей, например «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, относящееся к XV в. Все эти повести богаты историко-географическими сведениями, относящимися, как к иностранным государствам, так и к самой Руси.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|