Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Произведения агиографической (житийной) литературы XI—XVII вв.




Русские жития по своей идейной направленности и содержанию стоят на грани церковных «Слов» и «Поучений», с одной стороны, и исторических повестей — с другой. В них, как правило, перепле­таются религиозно-нравственная проповедь и историко-бытовое по­вествование.

Ранних агиографических произведений (до XV — XVI вв.) сохранилось сравнительно немного, да и те большей частью в позд­них списках. Поздние жития (XV—XVII вв.) более многочислен­ны. Наряду с традиционными их формами, где облик главного ли­ца схематизирован до общепринятого христианского идеала («Жи­тие Сергея Радонежского» — XV в.), здесь встречаются сочинения, близкие обычным биографиям («Житие Михаила Клопского» — XV в.). Рисуя, хотя и несколько односторонне, духовный мир чело­века Древней Руси, произведения русской агиографии дают кон­кретно-исторические свидетельства о взаимоотношениях князей, военных столкновениях и дипломатических связях (княжеские жития), о выступлениях городской бедноты и крестьян («Житие Ав-раамия Смоленского» — XIII в.), о состоянии образования («Житие Евфросинии Полоцкой» — XIV в., «Житие Сергия Радонежского»), содержат своеобразнейший этнографический материал по русскому Северу («Житие Зосимы и Савватия» и «Житие Антония Сийского» — XVI в.).

Особую форму агиографических произведений представляют житийные сборники: «Патерики» (сборники рассказов о монахах), «Прологи» (сборники житий краткой редакции), «Четьи-Минеи» (сборники житий пространной редакции, предназначенные для по­вседневного чтения). Из житийных сборников раннего периода не­обходимо отметить «Киево-Печерский патерик», сложившийся в течение XIII — XIV вв. и дошедший до нас в двух редакциях: редак­ции тверского епископа Арсения 1406 г. и редакции монаха Печер-ского монастыря Касьяна 1462 г. Сборник состоит из сказания об основании Киево-Печерского монастыря, жития одного из основа­телей этого монастыря Феодосия, двух монашеских посланий и рас­сказа о двадцати шести печерских черноризцах. Поскольку Киево-Печерский монастырь стоял в центре политической жизни Киевской Руси, описания, связанные с жизнью его обитателей, людей разного социального ранга, имеют большую историческую ценность. Рас­сказы «Патерика» помогают в решении ряда источниковедческих вопросов, например об авторстве Нестора в русском летописании. Среди житийных сборников XV — XVI вв. наиболее известны «Четьи-Минеи», созданные в середине XVI в. по инициативе митро­полита Макария. Как свод житий и церковно-поучительной литера­туры общерусского значения они были призваны идеологически укрепить политическое объединение России под эгидой Москвы.

Своеобразными повестями-отчетами о путешествиях русских лю­дей в другие страны являются так называемые «Хождения», нача­ло которым было положено описанием паломничества игумена Да­ниила в Палестину в конце XI — начале XII в. Помимо церковных «Хождений», которые по характеру описаний близки русским «Жи­тиям», существует и светская разновидность этих повестей, напри­мер «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, относящееся к XV в. Все эти повести богаты историко-географическими сведения­ми, относящимися, как к иностранным государствам, так и к самой Руси.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных