Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Опрос как основной метод сбора социологической информации




Опросэто метод непосредственного (в процессе интервью) или опосредованного (при помощи анкеты ) сбора первичной вербальной информации путем регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные социологом в соответствии с целями и задачами исследования.

Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, кого спрашивать, о чём спрашивать, как спрашивать, где спрашивать, как обрабатывать и анализировать полученные ответы и, наконец, как узнать, насколько можно доверять результатам опроса.

 

Виды опроса

Классификацию опроса, как социологического метода, можно проводить по различным основаниям. Так, по способу получения информации и ее интерпретации различают:

­ анкетный опрос (когда опросный лист напечатан и непосредственно социологом или опосредованно через прессу, почту вручается респонденту для заполнения);

­ социологическое интервью (как наиболее гибкая форма работы с респондентом, основанная на непосредственной беседе (очной) или заочной (телефонное интервью), социолога и респондента по заданной проблеме).

По степени охвата генеральной совокупности можно отметить;

­ сплошные опросы (ситуация, когда анкетным опросом охвачена вся генеральная совокупность);

­ выборочные опросы (когда опросом охвачена часть генеральной совокупности по определенным принципам и правилам выборки).

По процедуре проведения опроса фиксируют:

­ индивидуальные опросы (опрос при этом проходит в индивидуально-личной форме при непосредственном или опосредованном (например, телефонный опрос), но всегда конфиденциальном, один на один, способе общения социолога и респондента);

­ групповые опросы (ситуация, когда социолог при проведении опроса работает не с одним, а сразу с несколькими респондентами, порой, даже с целой группой).

По форме проведения опроса отмечают:

­ устные опросы (разные виды интервью);

­ письменные опросы (анкетирование).

 

По способу коммуникации социолога и респондента можно представить:

­ контактные опросы (интервью и некоторые виды анкетных опросов, основанные на непосредственно-личном контакте социолога и респондента в процессе проведения опроса);

­ бесконтактные опросы (например, почтовые и прессовые опросы, где непосредственный контакт социолога с респондентами отсутствует).

По частоте проведения опросы делят на:

­ разовые опросы населения по определенным проблемам;

­ повторные (мониторинг общественного мнения по каким- либо проблемам, лонгитюды, т.е. те, которые предполагают неоднократные, повторные замеры состояния общественного мнения по определенным проблемам на протяжении какого-то периода времени).

 

На результаты опроса негативно влияют следующие факторы:

­ ошибки при определении выборочной совокупности (количества и социально-демографического состава участников опроса);

­ низкое качество социологического инструментария (анкеты, опросного листа);

­ плохая организация процедуры опроса;

­ несоблюдение принципов анонимности;

­ неудачно выбранное время и место опроса;

­ недостаточный профессионализм и недостаточные коммуникативные способности анкетёра (интервьюера);

 

Для нейтрализации факторов, негативно влияющих на результаты опроса, следует строго исполнять нормативные требования по использованию метода опроса, что предполагает:

­ четкую фиксацию исследовательских задач (содержание которых определяется программой социологического исследования) с обеспечением адекватности им вопросника;

­ доступность предлагаемых формулировок вопросов респондентам, обеспечение их понимания опрашиваемым;

­ обеспечение принципов социально-психологического общения анкетера, интервьюера с респондентами.

Анкетный опрос

Одним из основных видов опроса является анкетный опрос, который предполагает жестко фиксированный порядок конструирования основного документа исследования - анкеты.

Преимуществами анкетного опроса являются:

­ минимальное влияние социолога (интервьюера) на ответы опрашиваемого;

­ максимально возможная анонимность получения информации;

­ сравнительная дешевизна обследования;

­ ускорение процедуры получения первичной информации.

 

Существенным недостатком анкетного опроса является невозможность уточнить, конкретизировать ответы респондента, пояснить содержание вопроса.

В зависимости от способа проведения анкетный опрос подразделяется на:

­ почтовый (анкета для заполнения высылается респонденту почтой);

­ прессовый (анкета для заполнения предлагается респонденту через печать: газеты, журналы);

­ телетайпный (распространение инструментария и сбор документов социологического исследования осуществляется с использованием телетайпно-телеграфной связи);

­ интернетный (через Internet);

­ раздаточный (анкетный опрос, при котором социолог лично вручает и получает анкету от респондента).

Процедура раздаточного анкетного опроса допускает как индивидуальный опрос, так и групповой. Групповой опрос даже предпочтительнее индивидуального, так как лучше обеспечивает анонимность и удешевляет процедуру опроса.

 

Построение анкеты

Самым важным элементом анкетного опроса является анкета. Анкета - вид социологического инструментария, которая представляет собой совокупность вопросов с перечнем возможных ответов на них, логически связанных между собой, направленных на раскрытие цели и задач исследования.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных