ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Опрос как основной метод сбора социологической информацииОпрос — это метод непосредственного (в процессе интервью) или опосредованного (при помощи анкеты ) сбора первичной вербальной информации путем регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные социологом в соответствии с целями и задачами исследования. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, кого спрашивать, о чём спрашивать, как спрашивать, где спрашивать, как обрабатывать и анализировать полученные ответы и, наконец, как узнать, насколько можно доверять результатам опроса.
Виды опроса Классификацию опроса, как социологического метода, можно проводить по различным основаниям. Так, по способу получения информации и ее интерпретации различают: анкетный опрос (когда опросный лист напечатан и непосредственно социологом или опосредованно через прессу, почту вручается респонденту для заполнения); социологическое интервью (как наиболее гибкая форма работы с респондентом, основанная на непосредственной беседе (очной) или заочной (телефонное интервью), социолога и респондента по заданной проблеме). По степени охвата генеральной совокупности можно отметить; сплошные опросы (ситуация, когда анкетным опросом охвачена вся генеральная совокупность); выборочные опросы (когда опросом охвачена часть генеральной совокупности по определенным принципам и правилам выборки). По процедуре проведения опроса фиксируют: индивидуальные опросы (опрос при этом проходит в индивидуально-личной форме при непосредственном или опосредованном (например, телефонный опрос), но всегда конфиденциальном, один на один, способе общения социолога и респондента); групповые опросы (ситуация, когда социолог при проведении опроса работает не с одним, а сразу с несколькими респондентами, порой, даже с целой группой). По форме проведения опроса отмечают: устные опросы (разные виды интервью); письменные опросы (анкетирование).
По способу коммуникации социолога и респондента можно представить: контактные опросы (интервью и некоторые виды анкетных опросов, основанные на непосредственно-личном контакте социолога и респондента в процессе проведения опроса); бесконтактные опросы (например, почтовые и прессовые опросы, где непосредственный контакт социолога с респондентами отсутствует). По частоте проведения опросы делят на: разовые опросы населения по определенным проблемам; повторные (мониторинг общественного мнения по каким- либо проблемам, лонгитюды, т.е. те, которые предполагают неоднократные, повторные замеры состояния общественного мнения по определенным проблемам на протяжении какого-то периода времени).
На результаты опроса негативно влияют следующие факторы: ошибки при определении выборочной совокупности (количества и социально-демографического состава участников опроса); низкое качество социологического инструментария (анкеты, опросного листа); плохая организация процедуры опроса; несоблюдение принципов анонимности; неудачно выбранное время и место опроса; недостаточный профессионализм и недостаточные коммуникативные способности анкетёра (интервьюера);
Для нейтрализации факторов, негативно влияющих на результаты опроса, следует строго исполнять нормативные требования по использованию метода опроса, что предполагает: четкую фиксацию исследовательских задач (содержание которых определяется программой социологического исследования) с обеспечением адекватности им вопросника; доступность предлагаемых формулировок вопросов респондентам, обеспечение их понимания опрашиваемым; обеспечение принципов социально-психологического общения анкетера, интервьюера с респондентами. Анкетный опрос Одним из основных видов опроса является анкетный опрос, который предполагает жестко фиксированный порядок конструирования основного документа исследования - анкеты. Преимуществами анкетного опроса являются: минимальное влияние социолога (интервьюера) на ответы опрашиваемого; максимально возможная анонимность получения информации; сравнительная дешевизна обследования; ускорение процедуры получения первичной информации.
Существенным недостатком анкетного опроса является невозможность уточнить, конкретизировать ответы респондента, пояснить содержание вопроса. В зависимости от способа проведения анкетный опрос подразделяется на: почтовый (анкета для заполнения высылается респонденту почтой); прессовый (анкета для заполнения предлагается респонденту через печать: газеты, журналы); телетайпный (распространение инструментария и сбор документов социологического исследования осуществляется с использованием телетайпно-телеграфной связи); интернетный (через Internet); раздаточный (анкетный опрос, при котором социолог лично вручает и получает анкету от респондента). Процедура раздаточного анкетного опроса допускает как индивидуальный опрос, так и групповой. Групповой опрос даже предпочтительнее индивидуального, так как лучше обеспечивает анонимность и удешевляет процедуру опроса.
Построение анкеты Самым важным элементом анкетного опроса является анкета. Анкета - вид социологического инструментария, которая представляет собой совокупность вопросов с перечнем возможных ответов на них, логически связанных между собой, направленных на раскрытие цели и задач исследования. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|