Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Историческая находка и хладнокровная компания




 

Благодаря финансовой поддержке фонда Рокфеллера лаборатории по изучению кайнозоя, Блэк возобновил свои поездки с целью доказания существования пекинского человека. Затем Блэк вернулся в Китай, где работа в Чжоукоудяне шла медленно, и не было найдено ни одной важной находки синантропа. Казалось, что у рабочих падал энтузиазм.

Но потом 1-го декабря, в самом конце сезона работ, В. К. Пей Веньчжон сделал историческую находку. Пей позднее писал: «Я наткнулся на почти целый череп синантропа. Образец был заключен частично в песок, частично в твердую породу, так что его можно было достать относительно легко». Затем Пей проехал 25 километров на велосипеде до лаборатории по изучению кайнозоя, где он представил череп Блэку.

Открытие Блэка вызвало сенсацию в прессе. В сентябре 1930 года сэр Графтон Эллиот Смит прибыл в Пекин, чтобы осмотреть место открытия и найденные окаменелости. Тогда же Блэк наградил Смита за его активную пропаганду синантропа в Америке. Затем Смит уехал, и, очевидно, он сделал свою работу хорошо.

Его новая слава обеспечила ему доступ к субсидиям фонда Рокфеллера. Блэк писал сэру Артуру Кейту: «Вчера мы получили телеграмму от Элиота Смита — он, очевидно, спасается дома после напряженной поездки. Он, как обычно, не щадит себя, служа интересам Управления и Лаборатории по изучению кайнозоя; и после его популяризации синантропа в Америке, что он делал для нас, теперь передо мной стоит относительно легкая задача — через год мне придется попросить деньги у тех авторитетов, которые будут».

Пекинский человек появился в самый нужный момент для защитников человеческой эволюции. За несколько лет до этого, на одном из самых известных процессов в мировой истории, суд в Теннисе признал Джона Т. Сконса виновным в преподавании эволюции, что являлось нарушением законодательства штата. Ученые хотели отвоевать занятые позиции. Таким образом, любое доказательство человеческой эволюции являлось нарушением законодательства штата. Таким образом, приветствовался любой новый факт, касающийся вопроса человеческой эволюции.

Затем была история с Hesperopithecus'oм, доисторического обезьяно-человека, о котором очень много писалось. Палеоантропологи создали его у себя в головах на основе одного зуба, похожего на человеческий, который был найден в Небраске. К смущению ученых, которые доказывали, что это предок человека, Этот зуб оказался зубом ископаемой свиньи.

В то же самое время необходимо было разрешить затянувшиеся сомнения и продолжающиеся споры по поводу питекантропа прямоходящего Дюбуа. Короче говоря, ради эволюционных идей ученые, реагируя на внешние угрозы и внутреннее замешательство, нуждались в хорошем открытии, которое бы восстановило утерянные позиции.

В 1931 году впервые было сообщено о повсеместном использовании огня и присутствии хорошо развитых каменных и костных орудий в Чжоукоудяне. Совершенно необычно в этих сообщениях то, что в Чжоукоудяне систематические раскопки проводились опытными исследователями, начиная с 1927 года, и до этого не было даже упоминания ни об огне, ни о каменных орудиях. Например, Блэк писал в 1929 году: «Хотя были осмотрены тысячи кубических метров материала из этих отложений, не было встречено ни одного артефакта любого происхождения, не было замечено ни одного следа использования огня.» Но только через пару лет другие исследователи, такие как Генри Бреуль, стали сообщать о толстых слоях пепла и о нахождении сотен каменных орудий в тех же самых местах.

В 1931 году Блэк о другие, смущенные, очевидно, новыми открытиями огня и орудий и Чжоукоудяня, искали объяснения того, как такие важные факты в течение нескольких лет оставались без внимания. Они сказали, что заметили следы огня и орудий, но были так не уверены на счет них, что не упоминали их в своих сообщениях. Время от времени, начиная с 1929 года находились отдельные образцы явно обугленного или частично обожженных костей животных, которые были обнаружены среди материала, извлеченного из главного слоя в Чжоугоудяне. Следы огня: внешний облик этих образцов оставляет мало сомнений в том, что их подвергали некоторое время действию огня. Но вплоть до этого сезона работ вопрос оставался неразрешенным, обжигались или нет такие образцы в пещерах Чжоугоудяня, когда в них обитали синантропы, или стали такими в результате пожаров из-за естественных причин, а затем они намывались в один слой. Поэтому из-за этой неопределенности до сих пор не был опубликован ни один отчет.

Можно выдвинуть два возможных объяснения провалов отчетов Тильгарда де Шардена, Блэка и Пея об обилии орудий и следах огня в Чжоукоудяне. Первое — это то, что они сами дали — они просто просмотрели их или у них было так много сомнений, что они не считали оправданным сообщать о них. Вторая возможность заключается в том, что они очень хорошо знали о следах огня и каменных орудиях, еще до того, как Бреуль сообщил о них, но намеренно не упоминали о них в своих докладах.

Но почему? В то время, когда было сделано открытие в Чжоугоудяне, огонь и каменные орудия в основном приписывались человеку разумному или неандертальцам. Согласно Дюбуа и фон Кенигсвальду, на Яве не было найдено ни одного каменного орудия или признаков использования огня в какой-либо связи с питекантропом. Экспедиция Селенки все-таки сообщала об остатках кострищ в Триниле, но эта информация не получила широкого распространения.

Так что, возможно, первые исследователи Чжоукоудяня специально воздержались сообщать о каменных орудиях и огне, потому что они сознавали, что такие вещи могли бы изменить статус синантропа. Сомневающиеся могли бы очень хорошо приписать этот огонь и орудия к существу, жившему одновременно с синантропами, но физически и культурно более развитым, чем они, то есть отодвигая синантропа с его положения нового и важного предка человека.

Как мы увидим, однажды случится, что орудия и следы огня станут широко известны. Например, Бреуль сказал об отношении синантропа к орудиям и следам огня: «Несколько видных ученых выразили независимое мнение о том, что это существо так физически далеко от человека…. что не было способно сделать то, что я только что описал. В этом случае костные останки синантропа могут рассматриваться как простые охотничьи трофеи, которые можно приписать, так как есть следы огня и обработки, настоящему человеку, останки которого еще не найдены.» Но сам Бреуль думал, что синантроп делал орудия и разводил огонь в Чжоукоудяне.

Современные исследователи стремятся подтвердить взгляды Бреуля. Синантроп рисуется опытным охотником, который убивал каменными орудиями животных и готовил их на огне в пещере в Чжоукоудяне.

У Льюиса Р. Бинфорда и Чан Кун Хо, антрополога из Университета Нью-Мехико, другой взгляд на синантропа из Чжоугоудяня. Про следы огня они сказали: «Оказалось, что по крайней мере некоторые из них в действительности были огромными скоплениями гуано в пещерах. В некоторых случаях эти большие залежи органического материала могли возгораться…. Заявления о том, что человек разжигал и распространял огонь, не оправданы, точно также, как и заявление о том, что обгорелые кости и другие материалы появились потому, что человек готовил пищу.»

Теория Бинфорда и Хо о том, что залежи пепла в основном состоят из птичьего кала, не получила единогласной поддержки. Но их утверждения о ненадежности общей картины пекинского человека, которая нарисована исходя из присутствия костей, пепла и останков гоминид на этой стоянке, достойны серьезного рассмотрения.

Самое большее, что можно сказать про пекинского человека согласно словам Бинфорда и Хо, — это то, что он возможно питался падалью, мог или не мог использовать примитивные каменные орудия, чтобы отделять мясо от туш, оставленных хищниками в большой пещере, где иногда органический материал горел в течение долгогих периодов. Или, быть может, сам пекинский человек был жертвой хищников, обитающих в пещерах, ибо кажется невероятным, чтобы он сам добровольно вошел в такую пещеру, даже для того, чтобы подобрать падаль.

 

Следы каннибализма

 

15 марта, 1934 года Дэвидсон Блэк был найден мертвым от сердечного приступа за своим рабочим столом. В руке он сжимал свою реконструкцию черепа синантропа. Вскоре же после его смерти Франц Вейденрейк принял на себя руководство Лабораторией по изучению кайнозоя и написал исчерпывающую серию отчетов об окаменелостях пекинского человека. Согласно Вейденрейку, окаменелые останки синантропов, в частности, черепа, наводят на мысль, что они были жертвами каннибализма.

Большинство костей гоминид, найденных в пещере Чжоукоудяня, были фрагментами черепа. Вейденрейк, в частности, что у всех относительно целых черепов не хватает центральной части основания. Он заметил, что в черепах современных меланезийцев «в результате церемониального каннибализма встречаются такие же повреждения».

Помимо отсутствия частей основания черепа, Вейденрейк также заметил другие признаки, которые, можно объяснить намеренным применением силы.

Например, на некоторых черепах есть следы ударов такого типа, которые «могут случиться только в том случае, если кость по-прежнему была пластичной», что указывает на то, что «описание повреждения были нанесены, должно быть, в течение жизни или вскоре же после смерти.» На некоторых из длинных костей найденного в Чжоукоудяне синантропа тоже были следы того, что Вейденрейк называл применением грубой человеческой силы — возможно для извлечения костного мозга.

По поводу того, почему, в основном находили фрагменты черепа, Вейденрейк думал, что за исключением некоторых длинных костей, в пещеру вносили только головы. Он писал: «Странный отбор костей… был произведен самим синантропом. Он охотился за своими собственными родственниками так же, как охотился за другими животными и угощался всеми своими жертвами одинаково.»

Некоторые современные авторитеты предположили, что Вейденрейк ошибался в своем объяснении окаменелых останков синантропа. Бинфорд и Хо указывали, что черепа гоминидов, которые подвергались переносу через речной гравий найдены без частей оснований. Но найденные в Чжоугоудяне черепа очевидно не перносились таким образом.

Бинфорд и Хо предположили, что хищники заносили кости гоминидов в пещеры. Но в 1935 году Вейденрейк написал: «Перенесение… зверями их добычи невозможно…. следы их ударов и обгладываний должны быть заметны на человеческих костях, но здесь мы имеем совсем иное.» Вейденрейк чувствовал, что самым правдоподобным объяснением этому было наличие каннибализма у синантропов.

Но Марселин Воуль, директор Института человеческой палеонтологии во Франции, предложил другую возможность, а именно: на синантропа охотился другой, более разумный тип гоминида. Боуль полагал, что маленький объем черепа синантропа подразумевают, что этот гоминид не был достаточно разумен, чтобы разводить огонь или производить каменные и костяные орудия, найденные в пещере.

Если останки синантропа были трофеями более разумного охотника, то кто был этим охотником, и где его останки? Боуль указал, что в Европе есть много пещер, которые полны продуктами палеолитических индустрий, но «пропорция залежей, в которых находятся черепа или скелеты производителей этой индустрии, бесконечно мала.»

Поэтому гипотеза о том, что более разумные виды гоминидов охотились за синантропом в Чжоугоудяне не отвергается просто потому, что в Чжоукоудяне еще не найдены их окаменелые кости. Из наших предыдущих глав напомним, что существуют факты в других частях света об останках скелетов современных людей того же самого периода и более древних, чем останки, представленные в Чжоукоудяне. Например, скелет современного человека, найденный в Кастенедало в Италии, относится к плиоцену, т. е. его возраст более двух миллионов лет.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных