Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 2. Криминалистическая идентификация и диагностика.




Для подготовки к семинарскому (практическому) занятию в интерактивной форме необходимо изучить вопросы предлагаемые преподавателем.

Вопросы:

1. Понятие и научные основы криминалистической идентификации.

2. Виды и объекты идентификации, идентификационный признак.

3. Стадии идентификационного исследования.

4. Значение криминалистической идентификации для расследования и раскрытия преступлений.

5. Понятие и научные основы криминалистической диагностики.

Темы докладов:

1. Понятие, научные основы и задачи криминалистической идентификации.

2. Основные этапы идентификационного исследования.

3. Идентификационный признак, предъявляемые к нему требования, критерии оценки его идентификационной значимости.

4. Теория криминалистической диагностики, ее становление и научные основы.

Форма занятия – работа в малых группах «Решение задач».

Цель введения активных/интерактивных - обеспечение диалогического взаимодействия в совместной деятельности.

Цель занятия – в результате изучения темы студенты должны уяснить научные основы таких частных криминалистических теорий, как теория идентификации и теория диагностики; определить место данных теорий в системе криминалистики; понять, в чем значение и содержание криминалистических идентификации и диагностики при расследовании преступлений. В ходе занятия у обучаемых целесообразно сформулировать умение определять и анализировать основные приемы планирования расследования и проведения следственных действий на различных этапах расследования преступлений, совершенных организованными преступными группами, иностранными гражданами, несовершеннолетними.

Форма /технология проведения занятия – работа в малых группах. Перед тем как разделить аудиторию на группы, преподаватель объясняет задание: каждая группа получит описание ситуации, необходимо обсудить, как нужно поступить в этой ситуации, подготовить объяснение ответа, а после окончания работы групп – представить свой ответ аудитории.

Преподаватель раздает студентам задачки из упражнения «задачи». Можно раздать одинаковые задачи всем группам, и сравнить мнения групп. Количество задач для одной группы преподаватель определяет самостоятельно.

По окончании работы групп, представители каждой группы презентуют работу.

Студенты работают в группе. Аудитория делится на малые группы по 3-4 студента в группе. Желательно, чтобы в одной группе оказывались студенты, которые мало общаются друг с другом (это поможет группе избежать разговоров на отвлеченные темы).

Оценка успешности учебной деятельности осуществляется путем присвоения баллов группе, наиболее развернуто и точно решившей представленную задачу.

Форма представления студентами конечного результата – заключение.

Дидактическое /техническое оснащение:

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ // Российская газета. № 113. 18.06.1996*;

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Российская газета. № 249. 22.12.2001*;

Криминалистика: Практикум / Под ред. Н.П. Яблокова. – М.: Юристъ, 2005*.

 

Не зная теорию идентификации, невозможно провести криминалистическое исследование (сравнение) объектов, которые могут стать доказательствами. При подготовке к данной теме, следует обратить внимание на следующее:

Криминалистическая идентификация – это процесс установления тождества объекта или личности по совокупности общих и частных признаков, осуществляемый с целью решения вопроса о том, является ли данный объект искомым.

В процессе идентификации участвуют объекты двух видов: идентифицируемый (отождествляемый) - объект, тождество которого устанавливается; идентифицирующий (отождествляющий) - объект, с помощью которого устанавливается тождество.

В теории и практике криминалистической идентификации различают две формы отражения: материально-фиксированную и психофизиологическую. Первая означает объективную фиксацию признаков в материальных объектах. К ним относятся следы (рук, ног, оружия, транспортных средств и т. п.); фотоснимки (живых лиц, трупов, вещественных доказательств, участков местности, строений и т. д.); описания (в том числе картотеки учета) и подобные им объекты.

Психофизиологическая форма - отображение мысленного образа предмета в памяти конкретного лица - носит субъективный характер. Поэтому субъектом отождествления (лицом, осуществляющим идентификацию) здесь может быть только человек, в сознании которого запечатлен данный образ.

Идентификация может проводиться в двух формах: процессуальной и непроцессуальной. Процессуальная форма идентификация осуществляется в виде экспертизы или в ходе проведения другого следственного действия. Результаты идентификации, отраженные в заключении эксперта или в протоколе следственного действия, приобретают значение доказательств. Непроцессуальной является идентификация осуществляемая в оперативных целях, а также предварительные, до экспертные исследования следователя или специалиста.

Идентификационный признак - индивидуализирующий признак, присущий сравниваемым объектам и используемый в целях идентификации.

Для того чтобы признак можно было использовать в качестве идентификационного, он должен отвечать следующим условиям:

а) специфичность признака, т.е. способность выделять объект, отграничивать его от группы однородных объектов;

б) выраженность признака, т.е. способность к систематическому адекватному отображению;

в) относительная устойчивость признака.

При всей значимости криминалистической идентификации многие доказательственные факты по уголовным делам устанавливаются без ее использования. Первоначально эти исследования в криминалистической литературе именовались неидентификационными, но после 1972 г. их стали называть диагностическими. В настоящее время к криминалистической диагностике относят исследование свойств и состояний объекта (ситуации) с целью установления происшедших в нем изменений, определение причины этих изменений и ее связи с совершенным преступлением.

 

Тема 3. Общие положения криминалистической техники.

Для подготовки к семинарскому (практическому) занятию необходимо изучить вопросы предлагаемые преподавателем.

Вопросы:

1. Понятие, система и задачи криминалистической техники.

2. Средства и методы криминалистической техники, применяемые для обнаружения, фиксации и изъятия следов и иных доказательств.

3. Методы, средства и возможности предварительного и экспертного исследования следов преступления.

Темы докладов:

1. Понятие, история возникновения и развития криминалистической техники.

2. Виды технико-криминалистических средств и методов, применяемых в раскрытии и расследовании преступлений.

 

Готовясь к практическому занятию по теме «Общие положения криминалистической техники», следует обратить внимание на следующие положения:

Криминалистическая техника — одно из первых сложившихся в криминалистике понятий, основа науки на этапе ее становления (тогда она называлась «уголовной»). В настоящее время это один из разделов криминалистики, в котором дается система научных положений и основанных на них технических (в широком смысле) средств, приемов и методов, предназначенных для собирания и исследования доказательств в процессе судопроизводства по уголовным (и гражданским) делам, иных мер раскрытия и предупреждения преступлений. Средства, приемы и методики криминалистической техники представляют собой естественнонаучные и технические знания.

Как раздел криминалистики, криминалистическая техника состоит из элементов, образующих собственную систему, в которую входят:

общие положения, включающие систему и задачи криминалистической техники, элементы частных криминалистических теорий и учений (например, учения о навыках, о механизме следообразования, теории идентификации и др.), общую характеристику технико-криминалистических средств, правовые основания их применения;

криминалистическая фотография, видеозапись;

криминалистическая габитология (криминалистическое исследование внешних признаков человека);

криминалистическая трасология (криминалистическое исследование следов);

криминалистическое исследование оружия, боеприпасов, взрывных устройств и следов их применения;

криминалистическое исследование документов, в которое входят: судебное почерковедение; судебное автороведение; технико-криминалистическое исследование документов;

криминалистическая фоноскопия (установление человека по голосу);

криминалистическая одорология (исследование запаховых следов человека);

криминалистическое исследование веществ и материалов;

криминалистическая регистрация.

Криминалистическая техника использует как общенаучные, так и специальные методы.

В зависимости от источника происхождения и степени приспособления к нуждам судопроизводства технико-криминалистические методы и средства делятся на три группы:

а) методы и средства, разработанные в криминалистике специально для собирания и исследования розыскной и доказательственной информации;

б) методы и средства, заимствованные криминалистикой из других отраслей науки и техники, но конструктивно приспособленные для решения технико-криминалистических задач;

в) методы и средства, которые заимствованы криминалистикой из других отраслей науки и техники и применяются без каких-либо конструктивных изменений.

Субъектами применения криминалистической техники являются следователи, оперативные работники, эксперты-криминалисты органов внутренних дел и других правоохранительных органов.

К основным направлениям применения криминалистической техники в профилактике преступлений относятся следующие:

-выявление условий, способствующих совершению преступлений;

-создание условий, способствующих быстрому, обнаружению лиц, совершивших преступления;

-разработка технико-криминалистических средств, затрудняющих или исключающих достижение преступного результата;

-разработка технико-криминалистических средств пресечения преступлений.

При изучении данного раздела, необходимо также усвоить язык криминалистической техники: ее основные категории и систему терминов (след, механизм следообразования, форма следа, информатика следа, признак и др.); провести систематизацию технико-криминалистических средств обеспечения криминалистической деятельности. Изучение криминалистической техники должно сопровождаться освоением нормативно-правовых, организационно-тактических и научных проблем использования криминалистической техники в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных