Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 17. Тактика подготовки и назначения судебной экспертизы.




Для подготовки к семинарскому (практическому) занятию необходимо изучить вопросы предлагаемые преподавателем.

Вопросы:

1. Понятие и виды судебных экспертиз, система экспертных учреждений России.

2. Понятие и виды образцов для сравнительного исследования, тактика их получения.

3. Действия следователя при подготовке и назначении судебной экспертизы.

4. Содержание заключения эксперта. Критерии его оценки.

Темы докладов:

1. Понятие и основания назначения и проведения судебных экспертиз.

2. Виды и классификация судебных экспертиз.

3. Экспертные учреждения в Российской Федерации.

4. Тактика назначения и проведения экспертиз.

 

Для того чтобы избежать трудностей при изучении материалов, относящихся к данной теме, необходимо изучить теоретическую часть темы, и обратить особое внимание на следующие вопросы:

Судебная экспертиза - это производство экспертами в установленной законом форме по поручению органов дознания, предварительного следствия и суда специальных исследований в отдельных областях науки, техники, искусства, ремесла с целью установления обстоятельств, имеющих значение для дела.

Заключения экспертизы являются источниками доказательств, а фактические данные, содержащиеся в них, - доказательствами.

Экспертиза производится сведущими, работающими в специальных экспертных учреждениях органов внутренних дел, юстиции, здравоохранения либо иными лицами, компетентными в решении вопросов, интересующих следствие и суд.

Различают следующие виды судебных экспертиз:

в зависимости от отрасли знания - криминалистические, судебно-медицинские, судебно-психиатрические, судебно-бухгалтерские, судебно-технические, судебно-экономические и др.;

по признаку последовательности проведения - на первичные, повторные и дополнительные;

по объему исследования - основные и дополнительные;

по составу (характеру) используемых знаний - однородные и комплексные;

по количеству экспертов - единичные и комиссионные;

по месту проведения - в экспертном учреждении и вне экспертного учреждения.

Подготовка к назначению экспертизы состоит из следующих элементов: собирание, отбор, хранение и приготовление к направлению на экспертизу объектов экспертного исследования; выбор экспертного учреждения или эксперта; вынесение постановления о назначении экспертизы, ознакомление с ним обвиняемого, разрешение заявленных при этом ходатайств, исполнение постановления - направление его в экспертное учреждение или эксперту (вместе с объектами исследования). В необходимых случаях эксперту может быть направлено и уголовное дело.

Экспертное исследование состоит из следующих стадий: предварительное исследование объектов (экспертный осмотр); раздельное исследование (анализ); сравнение (синтез); эксперимент; выводы; составление заключения.

Оценка заключения эксперта предполагает его анализ, сопоставления с другими доказательствами, которые имеются в деле, проверку достоверности объектов исследования и правильности содержащихся в заключении выводов. В процессе оценки заключения эксперта следователю необходимо установить: полноту проведения экспертом исследований, на основании которых сделаны выводы; научную обоснованность методов, использованных экспертом при проведении экспертизы; обоснованность заключений фактическими данными уголовного дела и результатами проведенных экспертом исследований; полноту заключения, его ясность, соответствие ответов эксперта заданию, полученному им от следователя.

Получение образцов для сравнительного исследования - это самостоятельное процессуальное действие, заключающееся в получении экспериментальным путем у подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего объектов, являющихся продуктами жизнедеятельности их организма или создаваемых ими, необходимых для сравнения с вещественными доказательствами в целях идентификации или установления их родовой (групповой) принадлежности.

Классификация образцов производится по следующим основаниям:

по характеру отражения - индивидуальные (образцы следов рук, ног, орудий взлома и др.), родовые (образцы выделений человеческого организма и др.);

по времени и условиям возникновения - свободные и экспериментальные. Свободные образцы - это материальные объекты, которые образуются не для целей сравнительного исследования и, чаще всего, до возбуждения уголовного дела. Экспериментальные образцы - это материальные объекты, получаемые следователем после возбуждения уголовного дела для сравнительного исследования путем проведения специального следственного действия;

по видам судебных экспертиз - криминалистические, судебно-медицинские, судебно-товароведческие и т. д.

Процесс подготовки к получению экспериментальных образцов включает в себя следующие элементы:

решение вопроса о том, какие образцы и в каком количестве необходимо получить;

определение времени и места получения образцов;

определение способа и условий получения образцов;

определение состава участников следственного действия;

вынесение постановления о получении образцов, о производстве следственного действия и ознакомление с ним действующего лица;

подготовка технических средств;

составление письменного плана (при необходимости);

подготовка средств фиксации образцов и хода их получения.

Процесс получения образцов подробно фиксируется в протоколе.

В протоколе кроме общих реквизитов указывается основание для получения образцов и их количество, какие и у кого конкретно были получены образцы, условия, при которых были получены образцы, технические средства, которые применялись для их изъятия.

В необходимых случаях процесс получения образцов может быть зафиксирован с помощью фото- и киносъемки или видеозаписи.

 

Тема 18. Общие положения криминалистической методики.

Для подготовки к семинарскому (практическому) занятию необходимо изучить вопросы предлагаемые преподавателем.

Вопросы:

1. Понятие, задачи, принципы и система методики расследования отдельных видов и групп преступлений (криминалистической методики).

2. Классификация частных криминалистических методик и их структура.

3. Криминалистическая характеристика преступлений.

4. Особенности возбуждения уголовного дела, первоначальный и последующий этапы расследования преступлений.

5. Взаимодействие следователя с органами дознания, сотрудниками других служб и правоохранительных органов. Участие общественности в расследовании преступлений.

 

Темы докладов:

1. Понятие, виды и значение криминалистических характеристик преступлений.

2. Методы и средства выявления преступника, скрывшегося с места происшествия.

3. Информационная модель преступления: понятие и основные элементы.

 

При изучении данной темы необходимо обратить особое внимание на следующие основные положения:

В целях качественной подготовки по данной теме студенту необходимо обратить внимание на следующие методические рекомендации.

Во-первых, следует уяснить понятие криминалистической методики, проанализировать ее задачи и охарактеризовать общие положения методики и частные методики расследования как основные части данного раздела криминалистики.

В рамках первого вопроса темы необходимо акцентировать внимание на изучении таких принципов криминалистической методики, как законность, плановость, этапность, оперативность и быстрота ведения расследования. Необходимо также рассмотрение вопроса относительно системы методов криминалистической методики.

Во-вторых, изучение частных криминалистических методик предполагает рассмотрение их структуры и основных классификаций.

В-третьих, анализируя криминалистическую характеристику преступлений, студенту необходимо охарактеризовать информационную модель преступления, перечислить ее структурные составляющие.

В-четвертых, в рамках данной темы студентом должны быть изучены первоначальный, последующий и заключительный этапы расследования преступлений, охарактеризован каждый из них и проанализированы их отличительные особенности.

В-пятых, в рамках последнего вопроса темы студенту следует рассмотреть общие принципы взаимодействияследственных, оперативных органов и криминалистических подразделений, уяснить понятие следственно-оперативной группы, перечислить основные принципы ее формирования, охарактеризовать формы взаимодействия следователя и оперативного работника со специалистом, а также проанализировать роль общественности в расследовании преступлений, указав формы и основные направления ее участия в данном процессе.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных