Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Начинаем со святителя Василия Великого[20]. 4 страница




 

Преп. Исихий

 

Но молитва сердечная к Господу единословная разбивает их и рассеивает прелести их. Ибо непрестанно и неленостно призываемый нами Иисус, Бог и Сын Божий, отнюдь не допускает им даже и начать вложение в нас греха, – что называют прилогом, – не допускает ни образ какой‑либо показать ему в зеркале мысли, ни проговорить какие‑либо слова в сердце. Но если никакой образ не втеснится в сердце, то оно и от помыслов, как сказали мы, будет пусто; потому что демоны обыкновенно через помыслы скрытно беседуют и научают злу.

 

Преп. Исихий

 

От непрестанной молитвы мысленный в нас воздух чист бывает от мрачных облаков и ветров духов злобы. Когда же воздух сердца чист, то ничто не препятствует уже сиять в нем Божественному свету Иисусову, – если только мы не надмимся тщеславием, самомнением и желанием показности, не понесемся к неосязаемому, – и не будем за то лишены помощи Иисусовой; потому что Христос ненавидит все таковое, будучи образцом смирения.

 

Преп. Исихий

 

Емлемся убо за молитву и смирение, – сии два оружия, коими совокупно с трезвением, как мечом огненным, ополчаются воители против демонов. Если так будем вести жизнь свою, то каждый день и час можем радостный иметь праздник в сердце таинственно.

 

Преп. Исихий

 

Если истинно хочешь покрыть стыдом помыслы, достодолжно безмолвствовать и без труда трезвенствовать сердцем, да прильпнет к дыханию твоему молитва Иисусова, – и в немного дней увидишь это на деле.

 

Преп. Исихий

 

Очищение сердца, ради которого как смирение, так и всякое свыше сходящее благо имеет в нас место, не что иное есть, как то, чтобы отнюдь не попускать входить в сердце помыслам, проникающим к нему.

Преп. Исихий Хранение ума, с Божией помощью и ради Единого Бога действуемое, установившись в душе, доставляет уму мудрость в ведении подвигов по Богу; не малой также причастника своего снабжает оно способностью к тому, чтобы по Богу также устроять и внешние дела и слова с рассуждением безукоризненным.

 

Преп. Исихий

 

Блажен, воистину, кто так прилепился мыслью к молитве Иисусовой, что от непрестанного вопля сердечного ко Господу, он прилежит к Нему, как воздух прилежит телам нашим, или пламя к свече. Солнце, проходя над землей, производит день; а святое и досточтимое имя Господа Иисуса, непрестанно сияя в уме, порождает бесчисленное множество солнцевидных помышлений.

 

Преп. Исихий

 

Переходим к преподобному Филофею [25], игумену Синайскому, время жительства и кончины которого неизвестно, но о сочинении которого сказано в Добротолюбии, что оно требует большого внимания; если бы кто назвал его точным истолкованием и верным правилом трезвения, хранения ума и чистоты сердца, не погрешил бы против истины.

 

Преп. Филофей

 

С утра должно мужественно и неотступно стоять у дверей сердца с крепкой памятью о Боге и непрестанной в душе Иисус Христовой молитвой и сей мысленной стражей убивать всех грешников земли, то есть верной усиленной и горе восхищающей памятью о Боге посекать, ради Господа, главы сильных и брань воздвигающих помыслов.

 

Преп. Филофей

 

Где смирение, память о Боге с трезвением и вниманием и частая против врагов устремляемая молитва, там место Божие, или сердечное небо, в котором полчище бесовское боится стоять ради того, что в месте сем обитает Бог.

 

Преп. Филофей

 

Когда приобретем некоторый навык в воздержании и удалении от видимых зол, производимых пятью чувствами, то после сего возможем и сердце свое блюсти с Иисусом и просвещаться в нем от Него, и с теплым некоторым расположением вкушать умом благость Его. Ибо не для другого чего приняли мы закон очищать сердце, как для того, чтобы, когда облака злых помыслов изгнаны будут из атмосферы сердца и разогнаны непрерывным вниманием, мы могли, как в ясный день, чисто видеть Солнце Правды – Иисуса – и сколько‑нибудь просветиться в уме словами величествия Его; ибо обыкновенно они открываются не всем, а только тем, кои очищают смысл свой.

 

Преп. Филофей

 

Потребно нам великое смирение, если искреннее имеем попечение о хранении ума в Господе, во‑первых, в отношении к Богу и, во‑вторых, в отношении к людям. Всячески всегда должны мы сокрушать свое сердце, изыскивая и используя все, могущее смирить его. Сокрушает же и смиряет сердце, как известно, память о прежней нашей жизни, если она припоминается как следует. Также память о всех грехах от юности, когда кто пересматривает их умом по частям, обыкновенно и смиряет, и слезы рождает, и ко всесердечному благодарению Бога подвигает нас, как и всегдашняя действенная память о смерти, которая при том рождает и плач радостный со сладостью, и трезвение ума. Преимущественно же смиряет мудрование наше и располагает потуплять очи в землю воспоминание о Страстях Господа нашего Иисуса Христа, когда кто проходит их в памяти и все подробно вспоминает. Это делание подает также и слезы. Сверх того истинно смиряют душу великие Божии благодеяния именно к нам, когда кто подробно перечисляет их и пересматривает; ибо мы имеем брань с гордыми (неблагодарными Богу) демонами.

 

Преп. Филофей

 

Не чуждайся из самолюбия этих спасительных врачевств душевных, если ты таков, что имеешь в них нужду. Ибо иначе ты уже не ученик Христов и не подражатель Павла, который говорит о себе: несмь достоин нарещися апостолом (1 Кор. 15, 9); а в другом месте сознается, что был прежде хульником, гонителем и досадителем (см.: 1 Тим. 1, 13). Видишь ли, горделивец, вот и святой, а не забывал прежней своей жизни. Да и все святые, от начала создания до ныне, облачались в это нищенское святое одеяние Божие (то есть в смирение). Сам Господь наш Иисус Христос, будучи Богом Непостижимым, Недоведомым и Неизглаголанным, в продолжении всей Своей во плоти жизни облечен был в смирение, так что святое смирение праведно должно именоваться и Божественной добродетелью, и Владычней заповедью и облачением. Также Ангелы и все светлые Божественные Силы проходят и хранят сию добродетель, ведая, каким падением пал возгордившийся сатана и как он, являясь примером того, как надлежит страшиться падения в сей грех Ангелам и людям, лежит лукавый в бездне, за гордость свою сделавшийся бесчестнейшим пред Богом паче всякой другой твари. Знаем мы и то, каким падением пал Адам из‑за гордости. Имея пред очами такие примеры сей высокотворной добродетели, будем всегда смирять себя всячески, сколько сил есть, пользуясь указанными выше врачевствами. Смирим себя душою и телом и в мудровании, и в желании, и в речах, и в помышлениях, и во внешнем виде, и внешне, и внутренне. О чем особенно надобно заботиться, это – чтобы Сущий за нас Иисус Христос, Сын Божий и Господь, не стал против нас. Ибо Господь гордым противится, смиренным же дает благодать (Притч. 3, 34). Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, – говорит Спаситель (Мф. 11, 29).

 

Преп. Филофей

 

Душа грехолюбивая, как стеною будучи ограждена и окружена духами злобы, связуется узами мрака и по причине этого окружающего ее мрака не может молиться, как следовало бы; ибо связуется им втайне, в сокровенных глубинах своих, сама не ведая как, и слепотствует внутренними очами. Но когда она положит начало молитвенному к Богу прибеганию и станет по силе трезвенствовать в молитве, тогда мало‑помалу начинает она разрешаться силой молитвы; иначе же разрешиться ей от тьмы нет никакой возможности. В это время познает она, что есть внутрь в сердце иное борение, иное сокровенное противоборство, иная война в помыслах, от духов злобы возбуждаемых, как свидетельствует и Святое Писание, когда говорит: аще дух владеющаго взыдет на тя, места твоего не остави (Еккл. 10, 4). Место же ума есть твердое стояние его в добродетели и трезвение. Есть стояние и в добродетельной, и в грешной жизни. Ибо Писание говорит: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста (Пс. 1, 1). И апостол учит: Станите препоясани чресла ваша истиною (Еф. 6, 14).

 

Преп. Филофей

 

Крепко‑накрепко да держим Христа; ибо немало таких, которые всячески покушаются выкрасть Его из души. И сами не допустим до того, чтобы Иисус уклонился, народу (толпе) помыслов сущу на месте души (Ин. 5, 13). Но удержать Его невозможно без болезненного труда душевного. Потрудимся осязать следы жития Его во плоти, чтобы и свою жизнь проводить нам смиренно. Глубоко прочувствуем Страсти Его, чтобы, соревнуя Ему, терпеливо переносить все скорбное. Вкусим неизреченного Его смотрительного о нас снисхождения, чтобы от сладкого вкушения сего душою познать нам, сколь Благ Господь. Надо всем же сим, или прежде всего сего, да веруем Ему несомненно во всем, что говорит Он, и каждодневно да чаем промышления Его, на нас обращенного, и что ни случится, что ни встретим, будем принимать то с благодарностью, любовью и радостным довольством, да научимся смотреть на Единого Бога, Который всем управляет по Божественным законам премудрости Своей. Когда сделаем все это, тогда недалеко будем от Бога. Благочестие есть конца не имеющее совершенство, как сказал некто из богоносных и совершенных в духе мужей.

 

Преп. Филофей

 

Сладостная память о Боге, то есть о Иисусе, с гневом сердечным и огорчением спасительным обыкновенно разрушает все обаяния помыслов, разные внушения, слова, мечтания, мрачные воображения и, кратко сказать, все, чем вооружается и с чем дерзостно выступает всегубительный враг, ища поглотить души наши. Иисус, будучи призываем, все попаляет легко. Ибо ни в ком другом нет нам спасения, кроме Христа Иисуса. Это сказал и Сам Спаситель, говоря: без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5).

 

Преп. Филофей

 

С крайним напряжением внимания блюди свой ум. Как только заметишь помысл, тотчас воспротиворечь ему, но вместе с тем спеши призвать Христа Господа на отмщение. Сладчайший же Иисус, когда ты еще будешь говорить, скажет: «Се, с тобою Я, чтобы подать тебе заступление». Но ты и после того как, по молитве твоей, все эти враги усмирены будут, опять продолжай усердно внимать уму. Вот снова волны (помыслов), множайшая прежних, одни за другими устремятся на тебя, так что от них будто уже погружается душа как в пучину и готова погибнуть. Но и Иисус опять, возбуждаемый учеником, яко Бог, запрещает злым ветрам. Ты же, улучив свободу от вражеских нападений на час или минуту, прославь Спасшего тебя и углубись в помышление о смерти.

 

Преп. Филофей

 

Не будем отрицаться и от трудов телесного подвижничества: ибо как из земли пшеница, так от них произрастает духовная радость и опытность в добре. Не будем ложными умствованиями отклонять требование совести, потому что она внушает нам спасительное и деятельное и всегда изрекает, в чем долг наш и к чему мы обязаны, особенно, когда бывает очищаема живым, деятельным и тонким трезвением ума. В этом случае она, по причине чистоты своей, обычно износит ясный суд достодолжный и решительный, – исключающий всякое колебание. Ради всего этого не должно сбиваться с пути ложными умствованиями; ибо она внутри возвещает нам жизнь, угодную Богу, и, строго обличая душу, если она осквернила смысл грехами, показывает способ исправления прегрешений, внушая сердцу падшему покаяться и указывая ему врачевство с сладостным убеждением.

 

Преп. Филофей

 

Дым, исходящий от дров, тяжел бывает для очей; но потом показывает им свет и услаждает тех, кому прежде причинял неприятность. И внимание, держа непрестанно в напряжении умные очи, утомляет и тяготит голову. Но Иисус, призываемый в молитве, придя, просвещает сердце. Память о Нем, вместе с осиянием (внутреннего нашего), доставляет и высочайшее из благ (то есть Самого Господа).

Преп. Филофей Многие из братий не знают прелести ума, которую претерпевают от демонов. Они полагают заботу о том, чтобы быть исправными в делах, не заботясь об уме, и проводят жизнь в простоте и бесхитростности. Думаю, что, не вкусивши сердечной чистоты, они совсем не знают тьмы внутренних страстей. Те, которые не знают брани[26], о которой говорит апостол Павел, не познали сего опытно, а потому только делом совершаемые грехи почитают падениями, не беря в счет мысленных поражений и побед, которых не видит чувственное око, потому что они сокровенны и ведомы только Единому Подвигоположнику Богу и совести подвизающегося. К таковым, кажется, сказано следующее слово Священного Писания: говорят: мир, мир, и не бяше мира (Иез. 13, 10). О тех братиях, которые от простоты находятся в таком состоянии, молиться надобно и научать их, сколько можно, чтобы удалялись не от видимых только худых дел, но и от того зла, которое действует в сердце. У тех же, которые имеют Божественное желание – очистить душевное око (собственно, зрительность души), иное есть делание Христово и иное таинство.

 

Преп. Филофей

 

 

* * *

 

На этом мы кончаем выписки из преп. Филофея Синайского и переходим к великим старцам Варсонофию и Иоанну, подвизавшимся в Палестине в VI веке.

 

* * *

 

Иерей. Разрешите, батюшка, остановить вас и предложить вам некоторые вопросы. Ответьте мне на них так, как бы вы ответили простому, рядовому мирянину, ничего не понимающему в вопросах внутренней духовной жизни. Последние два отца, преп. Исихий и преп. Филофей, говорят о помыслах, о борьбе с ними, о внимании, о внутреннем трезвении, о блюдении ума и сердца. Первый вопрос, который у меня возникает, есть вопрос о помыслах. Отцы говорят, что нужно стремиться к очищению себя от помыслов, и не только от дурных, но и вообще от помыслов… Как нужно понимать это? Неужели возможно ни о чем не думать и не иметь в голове никаких мыслей? Помыслы и мысли – одно ли это и то же? Или их нужно различать? И как тогда понимать слово «помыслы»? Это первый мой вопрос. А второй вопрос заключается в том, существует ли какая‑нибудь связь между очищением от помыслов и Иисусовой молитвой?

Инок. Вы хорошо сделали, что высказали возникшие у вас недоумения. Это дает нам повод глубже и внимательнее разобраться в вопросе о помыслах. Помыслы и мысли – это не одно и то же, хотя в некоторых случаях они и сближаются. Мысль близко стоит к слову: в словесные формы облекаются мышление, размышление, которые являются естественной и необходимой деятельностью дарованного нам Богом разума, свободно нами осуществляемой. Мышлением мы углубляемся в познание окружающего нас мира и самих себя и разрешаем всевозможные вопросы по устроению нашей личной и общественной жизни. Эту деятельность нашего ума мы и называем работой мысли, но ее нельзя назвать работой помысла. Способность мыслить составляет такую же необходимую принадлежность нашего духовного существа, как и способность чувствовать, а также способность действовать, или проявлять волю. Другое дело помыслы. Помыслы – это не от нашей воли зависящее возникновение в нашем сознании тех или иных представлений, образов, предположений, намерений, желаний, воспоминаний и т. д. Здесь помысл сближается с мыслью. И мы нередко употребляем неосознанно то или другое слово: у меня возникла мысль, у меня возник помысл. В этом случае мысль, как и помысл есть нечто невольно возникающее в уме, а не свободная мыслительная деятельность ума. Помыслы бывают разного рода. В одной из предыдущих бесед мы приводили классификацию помыслов епископа Игнатия Брянчанинова. Он различает четыре вида помыслов. Отличительная черта всех их та, что они невольно возникают в нашем сознании. По словам епископа Игнатия, одни (помыслы) прозябают из благодати Божией, насажденной в каждого православного христианина Святым Крещением; другие предлагаются Ангелом хранителем; иные возникают из падшего естества; а иные наносятся падшими духами. Помыслы первых двух видов, правильнее, воспоминания и ощущения, содействуют молитве, оживляют ее, усиливают внимание и чувство покаяния, производят умиление, плач сердца, слезы и т. п. В помыслах и ощущениях падшего естества добро смешано со злом, а в демонских зло часто прикрывается добром, действуя, впрочем, иногда и открытым злом. Если наставники внутреннего делания советуют бороться не только с злыми помыслами, но и вообще с помыслами, то это означает лишь то, что христианин не должен находиться во власти невольно возникающих в его сознании помыслов. Он должен заботиться о чистоте и ясности своего сознания. Ибо, в действительности мы нередко бываем рабами помыслов и никак не можем от них освободиться. Они врываются в работу нашего ума, нарушают ясность, чистоту, непрерывность, силу и плодотворность его работы, засоряют сознание различными ненужными, пустыми, даже вредными, развращающими представлениями, картинами, воспоминаниями. В правильный и спокойный ход мышления врываются не идущие к делу и мешающие работе мысли, воспоминания и представления, например, о вчерашней встрече, о неприятном разговоре, о недоразумениях и обидах, о неисполненных тех или других планах, о полученных на улице впечатлениях, о газетных сообщениях и т. д. и т. д. Все это засоряет сознание, засоряет и сердце, особенно, когда человек станет на молитву или придет в храм Божий. В это время, как нарочно, словно из рога изобилия, посыпятся в голову всевозможные посторонние мысли, представления, воспоминания, планы будущего, мелкие заботы, мелкие тревоги о забытом или несделанном; в сердце возникает беспокойство, тревога, иногда раздражение против того или другого лица, потребность сделать то‑то и то‑то; ваша молитва начинает разлаживаться; она мешает вам, задерживает вас; вы начинаете молиться торопливо, чтобы как‑нибудь поскорее закончить начатое молитвенное правило и заняться делом которое, может быть, не так уже было и неотложно. От чего все это происходит с нами? Конечно, прежде всего от недисциплинированности нашего сознания, от непривычки держать его в пределах назначенной ему нами работы, но не только от этого. У вас в миру мало придают значения и даже стесняются думать серьезно, а не только говорить, о той внешней, постоянно действующей, бесовской силе, которая стремится всевозможными способами засорить, загрязнить и осквернить наше сознание и наши чувства с целью поработить нас своей власти, отнять у нас ясность и чистоту мысли и совести и оторвать нас от Бога. И мы нередко, не сознавая и не желая сознавать это, становимся игрушкой этой внешней и злой силы. Она действует на нас и посредством греховных помыслов, овладевающих нашим сознанием и волей, постоянно врывающихся в нашу душу, нами овладевающих и нас терзающих и духовно убивающих. Каждый из нас среди этих помыслов, несомненно, найдет особенно ему сродные, от которых он особенно страдает и от которых не может никакими своими усилиями избавиться. Эту картину нашей бессильной борьбы с овладевающими нами помыслами очень хорошо изобразил преп. Симеон Новый Богослов во втором образе внимания и молитвы, о чем мы уже упоминали. Так вот, дорогой батюшка, из этого краткого моего объяснения, мне кажется, вы можете ясно увидеть различие между нашей свободной мыслью и невольно возникающими помыслами, а также понять и необходимость какой‑то правильной и целесообразной борьбы с помыслами для очищения от этой сорной травы чистого поля нашего сознания и нашего сердца. Святые отцы и Православная Церковь предлагают нам верный и испытанный веками способ и путь к очищению нашего сердца и нашего сознания от этого засорения помыслами. К сожалению, мирские люди не только не пользуются этим способом, но большей частью даже и не подозревают о его существовании, они не догадываются даже и о возможности и необходимости бороться с помыслами и просто терпят их, как неизбежное зло. Между тем, в самом действовании на нас этих помыслов есть обстоятельство, помогающее нашей борьбе с ними. Это обстоятельство заключается в том, что помыслы не наваливаются на нас сразу всей своей силой, а завладевают нами постепенно, по мере того, как мы им поддаемся. Они как бы нащупывают для себя почву в нашей душе, и если видят, что не находят в ней сопротивления, то все более и более захватывают ее в свои сети.

Отцы Церкви различают несколько последовательных моментов в натиске, производимом на нас помыслами. Если мы по своей беспечности, или неосторожности, или по неведению не преодолеем помысла при первом соприкосновении с ним, то с каждым новым его натиском нам будет все труднее и труднее победить его. В приведенных выше выписках из наставлений святых отцов мы уже видели тот первоначальный способ борьбы с помыслами, на который они указывают. Прежде всего необходимо «разгневаться» на помысл, резко восстать против него и сейчас же обратиться с молитвой о помощи ко Господу, от действия которой помысл потеряет свою силу и рассеется. У св. Григория Синаита находится особенно подробное наставление об этом для новоначальных. Святые отцы ни в коем случае им не советуют вступать в единоборство с помыслами. Это пусть делают сильные и опытные. Новоначальным же следует, дав помыслу первый отпор, тотчас же укрыться в «глубину сердца» и там творить Иисусову молитву, ожидая помощи от Господа, каковую и подаст им Господь.

Постепенно возрастающую силу захвата нашей души помыслами святые отцы изображают так. Вначале является так называемый прилог. Этим именем называется всякий простой помысл, или представление какого‑либо предмета, или какая‑либо мысль, пришедшая человеку на ум. Как таковой, прилог называют безгрешным, не заслуживающим ни похвалы, ни осуждения, пока он не вызовет в нас того или другого к себе отношения. Второй момент наступает тогда, когда мы, заметив этот предмет или эту мысль, начинаем присматриваться к ним, или, по выражению отцов, начинаем с ними собеседовать, страстно или нестрастно. В этом случае мы не отталкиваем помысла и дозволяем ему остаться в нас, хотя и не принимаем его. Это называется сочетанием. Святые отцы почитают это уже не всегда безгрешным; но оно может быть и похвально, в том случае, если это рассматривание помысла завершается богоугодно, то есть когда мы отвергаем его, усматривая его греховность. Третий момент бывает тогда, когда к возникшему помыслу мы начинаем относиться сочувственно, склоняемся к нему и готовы последовать ему. Это называется сложением, или соглашением с помыслом. Но и в этом случае могут быть два исхода: после временного склонения в сторону помысла мы можем опомниться и, раскаиваясь и исповедуя Богу свой мысленный грех, призвать Бога на помощь, и Бог прощает нам грех, и мы преодолеваем помысл. Другой же исход, по слову преп. Григория Синаита, бывает тогда, «когда кто волей своей принимает от врага наносимые мысли и, согласуясь и сдружаясь с ними, побеждается ими так, что уже не только не противоборствует им, но и решается все сделать по их внушению, и если не исполнит своих решений на деле, то не по чему‑либо другому, как только потому, что не было на то времени или места, или по какой другой причине, не дозволяющей совершить преднамеренное». Четвертый момент – тот, когда помысл насильно овладевает нашим сердцем, сливается с ним как бы в одну жизнь, удерживается в нем и разрушает наше доброе устроение. Этот момент называется пленением. Но и в этом случае плененный помыслом ум, при помощи Божией, может освободиться от него. Бывает, однако, что ум, как бы уносимый бурей и волнами и увлекаемый от своего доброго устроения к лукавым мыслям, не может уже прийти в тихое и мирное устроение. Этому особенно способствует суета и многие неполезные беседы. Но и здесь о тяжести греха надо судить различно, смотря по тому, случается ли это пленение во время молитвы, или не во время, и бывает ли это с помыслами средними, или злыми. Если пленение бывает не во время молитвы и касается необходимых для жизни потребностей, то таковое может быть даже и безгрешно. (Смотри об этом подробнее у преп. Нила Сорского. «Предание ученикам своим о жительстве скитском». Эту книгу епископ Игнатий Брянчанинов рекомендует новоначальным как первую книгу для ознакомления с деланием Иисусовой молитвы и умным деланием вообще.)

Наконец, высшая степень овладения нас помыслом именуется страстью. Это бывает тогда, когда долгим временем угнездившийся в душе нашей злой помысл становится как бы нашим нравом и постоянной привычкой. В такое состояние человек приходит по собственной своей воле, и в нем он постоянно обуревается страстными помыслами, влагаемыми врагом и укоренившимися в нем от постоянного упражнения и от мечтательности. Избавиться от этого состояния можно только путем покаяния; в противном случае человек подлежит будущей муке (там же). Вот какая последовательность существует в овладевании души нашей помыслами, и эта последовательность облегчает внимательному подвижнику борьбу с ними.

Вы спрашиваете еще, в каком отношении к помыслам стоит молитва Иисусова. Из сказанного вы сами можете видеть, что она стоит к ним в очень близком и понятном отношении. При помощи молитвы Иисусовой, и только при ее помощи, а не своими усилиями, как об этом единогласно свидетельствуют все отцы‑подвижники, человек преодолевает первый момент в натиске помыслов, именно – прилог, а преодолев его, он тем самым отсекает от себя и всю последующую цепь натисков до страсти включительно.

Из сказанного видно также, какое огромное значение имеет в умном делании постоянное трезвение, блюдение ума и сердца и острозоркое внимание, при помощи которых человек улавливает момент, когда ему необходимо бывает обратиться к помощи горячей и усиленной Иисусовой молитвы, чтобы предотвратить угрожающую ему опасность засорения нечистыми или пустыми помыслами его ума и сердца. О, если бы миряне обратили на сказанное серьезное внимание. Насколько чище, правильнее и легче стала бы тогда их духовная жизнь. Зорко следя за чистотою самого источника духовной жизни, то есть за своим сердцем, им уже нетрудно было бы сделать чистыми и все внешние проявления этой жизни, то есть все свои поступки и свои взаимные отношения. Каким свежим, чистым воздухом повеяло бы тогда в нашей жизни. И насколько легче и отраднее дышалось бы тогда в ней. Наша главная беда именно и заключается в неупорядоченности, беспризорности и запущенности жизни нашего сердца.

Иерей. Большое вам спасибо, отче, за сделанное вами разъяснение. Дай Бог, чтобы оно дошло до слуха и коснулось сердца живущих в миру христиан. А теперь прошу вас продолжить изложение наставлений отцов Церкви об умном делании Иисусовой молитвы, каковое я слушаю с большим услаждением и пользой для себя.

Инок. Наставления святых преподобных отцов Варсонофия и Иоанна заключаются в книге их ответов, которые они давали на предлагаемые им различными лицами вопросы о разных сторонах монашеской и вообще христианской жизни. Книга содержит в себе 850 ответов на вопросы архиереев, иереев, монахов, мирян, старцев, юных, немощных и здоровых и является драгоценным и незаменимым пособием при разрешении тех или иных практических вопросов духовной жизни.

Утверждай сердце твое, полагая на нем без смущения крестное знамение, во имя Отца и Сына и Святого Духа, и веруя, что сие помогает нам попрать главу врага.

 

Препп. Варсонофий и Иоанн

 

Желая омыть скверны, омой их слезами: ибо они чисто омывают всякую скверну. Пока не умолкнет гортань твоя, взывай ко Иисусу: Наставниче, спаси ны, погибаем (Лк. 8, 24). Очисти сердце свое от пепла и воспламени тот огонь, который Господь пришел ввергнуть на землю. Он истребит все сие и сделает золото твое чистым. Много потребно нам трезвения.

 

Препп. Варсонофий и Иоанн

 

Когда восстает на тебя тело, – беги поспешно с молитвой к Иисусу, и успокоишься.

 

Препп. Варсонофий и Иоанн

 

Вопрос. Хорошо ли упражняться в молитве «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» или лучше поучаться в Божественном Писании и стихословить псалмы?

Ответ. Надобно делать и то и другое: немного того, и немного другого попеременно, по написанному: сия подобаше творити и оных не оставляти (Мф. 23, 23).

 

Препп. Варсонофий и Иоанн

 

Вопрос. Как сподобиться чистой и духовной молитвы?

Ответ. Поскольку Господь наш Иисус Христос сказал: просите и дастся вам; ищите и обрящете; толцыте и отверзется вам (ср.: Лк. 11, 9); то молись Самому Благому Богу, чтобы Он послал Святого Духа Утешителя; и Тот, придя, научит тебя всему и откроет тебе все таинства. Его взыщи себе в путеводители; Он не допустит прелести или рассеяния в сердце, не попустит нерадения и уныния, или дремоты мысли, просветит очи, утвердит сердце, возвысит ум. Ему прилепись, Ему веруй, Его возлюби; ибо Он умудряет безумных, услаждает мысль, подает силу, чистоту, радость и правду, учит долготерпению и кротости, любви и миру и дарует оные.

 

Препп. Варсонофий и Иоанн

 

Вопрос. Как должно испытывать свои помыслы и как избегать пленения?

Ответ. Испытание помыслов состоит в следующем: когда придет тебе помысл, рассмотри, что от него происходит. Приведу тебе на сие и пример: представь себе, что кто‑нибудь тебе досадил, и помысл побуждает тебя сказать ему что‑нибудь; а ты скажи своему помыслу: если я выскажу ему, смущу его через это, и он будет на меня скорбеть; так потерплю немного и пройдет. Так и при всяком худом помысле, спроси себя, к чему приводят худые мысли, – и они прекратятся.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных