ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Об Иисусовой молитве 4 страницаИной пребывает в таком состоянии неделю и затем перестает; а другой ограничивается только одним днем; иной же досаждает, враждует, раздражается и раздражает и тотчас изменяется. Вот сколько различных устроений, и все они находятся под осуждением ада, пока продолжают действовать. Из всех этих примеров, равно и из других, ясно можно видеть, почему страстный не может очиститься вседневной благодатью Христовой от грехов, почитаемых малыми и не смертными. Надлежит же решить теперь, при каких обстоятельствах бывают простительны новоначальным и страстным таковые грехи. Тот же св. Дорофей сказал: бывает, что иной скорбит сам в себе, когда услышит что‑нибудь обидное, но не потому, что принял досаждение, а потому, что не перенес обиды. Такой имеет устроение подвизающихся, сопротивляющихся страсти. Другой подвизается и трудится, напоследок же побеждается силою страсти. Иной не хочет отвечать злом, увлекается же привычкой. Иной налагает на себя подвиг не говорит ничего худого, но скорбит о полученной обиде и упрекает себя за то, что скорбит, и кается в этом. Другой, хотя и не скорбит о том, что получил досаждение, но и не радуется. Все таковые суть сопротивляющиеся страсти, они своей волей борются со страстью, не хотят действовать по страсти, и скорбят, и подвизаются. Отцы же сказали что всякое дело, которого не хочет душа, – скоропреходящее. Скажу же вам и притчу, кому подобен действующий по страсти и принимающий ее. Он подобен человеку, который, будучи поражен от врага своего стрелой, берет эту стрелу собственными руками и вонзает в свое сердце. Сопротивляющийся же страсти подобен осыпаемому стрелами врага своего, но облеченному в броню и потому не получающему ран. Такой, хотя и страстен, однако может благодатью Христовой получить прощение в тех вседневных грехах, которые не по намерению, но невольно бывают и о которых Господь заповедал апостолу Петру прощать до седмьдесять крат седмерицею на каждый день. Подтверждая это, св. Анастасий Синаит говорит: познаем и размышляем о принимающих Святые Тайны Тела и Крови Господней, что если и имеют некоторые малые и легко извинительные грехи, как‑то: языком, слухом или зрением будучи соблазнены, или тщеславием, или печалью, или яростью, или чем‑либо подобным, каясь в этом и исповедуясь Богу, и таким образом принимают Святые Тайны, веруем, что в очищение грехов бывает им принятие Святых Тайн. Подобно сему сказал и преп. Пимен: предпочитаю человека согрешившего и кающегося не согрешающему и не кающемуся. А так как в начале говорилось об искуснейшем преодолении страстей умной молитвой и заповедями, то надлежит уже изложить яснейшим образом и самый ход умного сражения со страстями. Итак, находит ли искушение врага в виде какой‑либо страсти или злого помысла, делатель призывает Христа на него, и погибает диавол с прилогом его. Падает ли кто по немощи мыслью или словом, или яростью, или пожеланием плотским – умоляет Христа, исповедуясь и каясь Ему. Охвачен ли бывает унынием и печалью, стесняющими его ум и сердце, – обращается к памятованию смерти и геенны и Вездесущего Бога и, немного над этим потрудившись, призывает Христа. Потом, обретая мир от брани, снова молит Христа быть милостивым к нему за грехи вольные и невольные; и чистосердечно в час брани и мира душевного прибегает ко Христу, и бывает ему Христос всем и во всех, как в добрых, так и в злых приключениях. И не увлекается таковой мнением, что он совершает какой‑то подвиг, молясь или угождая Богу: ибо все его моление имеет своим началом и концом страх пред мучениями и покаяние в грехах. Ибо иной есть смысл внешнего моления и иной – внутреннего. Тот, исполняя пение количеством, уповает на Бога; оставляя же его, осуждает себя; этот же, уязвляемый своей совестью в ежечасных грехах, о которых было сказано, и терпя нашествие вражеских искушений, всегда взывает ко Христу, нося в уме следующее изречение: «Если взойдешь и на всю лестницу совершенства, молись об оставлении грехов». И еще: Хочу пять слов произнести умом, нежели тысячу языком. И таким образом, без всякого сомнения, выполняет указанное св. Дорофеем сопротивление страстям, и даже большее нечто, так как святой только до скорби устанавливает сопротивление страстям, приводя и притчу, что таковые подобны обстреливаемым врагом, но облеченным в броню и не получающим ран. Принял же это святой от пророка: вот, говорит, поскорбел и отошел печальным, и исцелю пути его. Также и Златоуст сказал: если только поскорбишь о грехах, и то ты получишь великое облегчение. Здесь же не одна только скорбь, но и молитва, и сокрушение, и покаяние, и намерение доброе хранить впредь заповеди, и воздыхание, и исповедание. Подобно этому и самая молитва на сон грядущим поучает, говоря: «Аще именем Твоим кляхся, или похулих е в помышлении моем, или кого укорих, или оклеветах кого гневом моим, или опечалих, или о чем прогневахся», и прочие воспоминания о грехах простительных и невольных, случающихся обучающимся в умном делании. Видя эти всечасные грехопадения и полагая, что всякий обучающийся этому священному деланию должен быть чист от таковых, многие не хотят даже и очей своих возвести к умному деланию. Но это не так, как уже и было показано. Разве только кто волен поступать по страстям своим, и тогда те же самые страсти и грехи одному бывают к жизни, другому же к смерти: один приходит от них в смирение и познание своей немощи и в покаяние; другой же от дерзости своей в ожесточение и погибель вечную. Если же кто скажет, что можно и без умного делания очиститься от таковых грехов через благодать Христову покаянием, тому, повторив все здесь написанное, дается такой ответ: о ты, таковой человек, положи передо мною с одной стороны заповеди Христовы, с другой же постоянную молитву об оставлении грехов наших. Дай же мне и истинное намерение не преступать даже и одной заповеди, то есть не похотствовать, не гневаться, не осуждать, не клеветать, не лгать, не празднословить, любить врагов, делать добро ненавидящим, молиться за творящих напасть; также уклоняться сластолюбия, сребролюбия, блудных помыслов, печали, тщеславия и непослушания, и просто всех грехов и помыслов злых. И с таким намерением приступи к обучению умному деланию и внимай прилежно сколько раз ежедневно вопреки своему намерению ты преступишь заповеди и сколькими грехами, страстьми и злыми помыслами будешь уязвлен. Возьми себе в пример и ту вдовицу, которая день и ночь припадала к судии, и начни взывать ко Христу ежечасно за каждую заповедь, тобой нарушенную, и за всякую страсть и злой помысл, какими ты побеждаешься. Возьми ко всему этому доброго советника, Святое Писание. И пробыв некоторое время в таких благочестивых занятиях, приди и преподай мне, что увидишь в душе твоей. Разве и сам ты не признаешь, как невозможную вещь, достигнуть такого внимания лишь внешним молением, помимо единого умного делания? Ибо оно одно обучает своего делателя таковым таинствам и возвещает душе его, что, оставляя многое псалмопение, каноны и тропари, и все усердие обращая на умную молитву, он не погубляет своего правила, но, напротив, умножает его. И как Закон имел силу и намерение приводить всех ко Христу, хотя через это он как бы и умалялся сам, так и многое пение отсылает делателя к умной молитве, а не простирается на всю монашескую жизнь. Да и самый опыт такового пения учит человека, когда он, молясь, чувствует некоторую преграду между собой и Богом, как бы медную стену, по пророку, не позволяющую уму его ясно взирать к Богу в молитве, ни сосредоточивать внимания в сердце, в котором вместились все силы душевные и источник помыслов, добрых и злых. Ознакомив вас с предисловиями старца схимонаха Василия, привожу главы об умной молитве старца Паисия (Величковского).
Предисловие
Дошел слух до меня последнего, что некоторые из монашеского звания[33]дерзают хулить Божественную приснопамятную и боготворную Иисусову, умом в сердце священнодействуемую молитву, утверждая таковое свое языкоболие на песке суемудрия, без всякого свидетельства. Вооружает их, дерзаю сказать, на это враг, чтобы их языками, как своим орудием, опорочить это пренепорочное и Божественное дело, и слепотою их разума помрачить это мысленное солнце. Поэтому, оплакав такое зломудрие этих заблуждающих от чрева и глаголющих лжу (Пс. 57, 4) и опасаясь, чтобы кто‑нибудь из неутвержденных в разуме слыша такие их баснословия, не впал в подобный им ров злохуления и смертно не согрешил пред Богом, похулив учение премногих богоносных отцов наших, свидетельствующих и учащих о сей Божественной молитве из просвещения Божественной благодати, к тому же и не терпя более слышать хульные речи на это пренепорочное делание, и вдобавок убеждаемый просьбой ревнителей этого душеспасительного делания, – решился я, хотя это и превышает немощной мой ум и слабые силы, призвав на помощь Сладчайшего моего Иисуса, без Которого никто не может что‑нибудь делать, в опровержение лжеименного разума пустоумных и на утверждение богоизбранного стада о имени Христовом собравшихся в нашей обители братий написать мало нечто о Божественной умной молитве выписками из учения святых отцов для твердого, непоколебимого и несомненного о ней удостоверения. Будучи прах и пепел, преклоняю мысленные колена сердца моего пред неприступным величеством Твоей Божественной славы и молю Тебя, Всесладчайший мой Иисусе, Единородный Сыне и Слове Божий, сияние славы и образ Ипостаси Отчей, просвети помраченный мой ум и помысл и даруй Твою благодать окаянной душе моей, чтобы этот труд мой послужил во славу пресвятого Твоего имени и в пользу тем, которые хотят через умное и священное делание молитвы умно прилепляться Тебе, Богу нашему, и Тебя, бесценного бисера, непрестанно носить в душе своей и в сердце, и на исправление тех, которые по крайнему своему неведению дерзнули похулить это Божественное делание.
Глава 1
О том, что умная молитва есть делание древних святых отцов, и против хулителей этой священной и пренепорочной молитвы. Пусть будет известно, что это Божественное делание священной умной молитвы было непрестанным делом древних богоносных отцов наших, и на многих местах пустынных, и в общежительных монастырях, как солнце, просияло оно между монахами: в Синайской горе, в Египетском ските, в Нитрийской горе, в Иерусалиме и в монастырях, которые окрест Иерусалима, и просто сказать – на всем Востоке, в Царьграде, на Афонской горе и на морских островах; а в последние времена, благодатью Христовой, – и в Великой России. Этим умным вниманием священной молитвы многие из богоносных наших отцов, разжегшись серафимским пламенем любви к Богу и по Боге к ближнему, соделались строжайшими хранителями заповедей Божиих и, очистив свои души и сердца от всех пороков ветхого человека, удостоились быть избранными сосудами Святого Духа. Исполнившись Его различных Божественных даров, они явились по своей жизни светилами и огненными столпами для вселенной и, соделав бесчисленные чудеса, делом и словом привели неисчетное множество человеческих душ ко спасению. Из них‑то многие, подвигшись тайным божественным вдохновением, написали книги своих учений об этой Божественной умной молитве по силе Божественных Писаний Ветхого и Нового Завета, исполненные премудрости Святого Духа. И это было по особенному Промыслу Божию, чтобы как‑нибудь в последние времена это Божественное дело не пришло в забвение. Из этих книг многие, Божиим попущением грехов ради наших, истреблены сарацинами, покорившими Греческое царство; некоторые же по смотрению Божию сохранились до наших времен.
* * *
На помянутое Божественное умное делание и хранение сердечного рая никогда никто из правоверующих не дерзнул произнести хулы, но всегда все относились к нему с великой честью и крайним благоговением, как к вещи, исполненной всякой духовной пользы. Но начальник злобы и супостат всякого благого дела диавол, видя, что наиболее через это делание умной молитвы монашеский чин, избирая благую часть, сидит, прилепившись любовью, у ног Иисусовых, преуспевая в совершенство Его Божественных заповедей, и через то делается светом и просвещением миру, – начал таять завистью и употреблять все свои козни, чтобы опорочить и похулить это душеспасительное дело и, если можно, совершенно истребить с лица земли. И то, как сказано выше, через сарацин, во всем ему подобных, истреблял книги; то в чистую и небесную пшеницу этого делания насевал свои душетленные плевелы, чтобы посредством безрассудных навести на это спасительное дело хулу, а все из‑за того, что самочинники, касавшиеся этого делания, ради своего возношения вместо пшеницы пожинали терние и вместо спасения находили погибель. И этим еще диавол не удовольствовался, но нашел в Итальянских странах Калабрийского змия, предтечу антихристова, гордостью во всем подобного диаволу, еретика Варлаама, и, вселившись в него со всей своей силой, подвиг его хулить нашу Православную веру, как об этом подробно пишется в Постной триоди, в Синаксаре второй недели святого Великого поста. Между прочим дерзнул он различно, и языком и рукой, хулить и отвергать и священную умную молитву, как пишет об этом в своей священной книге, в главе 31‑й, иже во святых отец наш Симеон, архиепископ Фессалонитский, которого и подлинные слова предлагаю здесь: «Этот окаянный Варлаам многое хулил и писал и на священную молитву, и на Божественные, что на Фаворе (Мф. 17, 5), благодать и осияние. Не поняв, и даже неспособный понять (да как и постигнуть это тому, кто умом осуетился и в мечтании мысли с гордым соединен), что значат слова: непрестанно молитесь (1 Фес. 5, 18), ни того, что значат слова: помолюся духом, помолюся же и умом (1 Кор. 14, 15); также: воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви (Кол. 3, 16); и что посла Бог Духа Сына Своего, то есть благодать, в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче (Гал. 4, 6); также: хощу пять словес умом моим глаголати, нежели тмы словес языком (1 Кор. 14, 19), – он отверг и умную молитву, или лучше, призывание Господне, которое есть и исповедание Петра, исповедавшего: Ты еси Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16, 16), и предание Самого Господа, говорящего во Евангелии: еже аще что просите от Отца во имя Мое, даст вам (Ин. 15, 16); также: Именем Моим бесы ижденут (Мк. 16, 17), и прочее. Ведь имя Его есть живот вечный: сия же, говорит, писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе живот имате во имя Его (Ин. 20, 31); и Духа Святого преподает призывание Христово: никто же может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1 Кор. 12, 3), да и тысячекратно об этом сказано».
* * *
Что же успел своим начинанием началозлобный змей с сыном погибели, треклятым еретиком Варлаамом, которого, как я сказал, научил он на хуление против священной умной молитвы? Возмог ли его хулением помрачить свет этого умного делания и, как он надеялся, до конца истребить? Никак. Но болезнь его обратилась на главу его. В то время великий поборник и предстатель благочестия, пресветлый между святыми отец наш Григорий, архиепископ Фессалонитский, Палама, который в совершенном послушании и непрестанном священном упражнении умной молитвы, как солнце, просиял на святой Афонской горе дарованиями Святого Духа, еще прежде возведения на Архиерейский престол этой Церкви в царствование Божественнейшего царя Андроника Палеолога в царствующем граде, во именитом великом храме Премудрости Божией, на Соборе, собравшемся против вышепомянутого еретика Варлаама, исполнившись Духа Божия, облекшись в непреоборимую силу свыше, отверстые на Бога уста того заградил и вконец посрамил, и его ереси и все его хуления огнедухновенными словами и писаниями сжег и в пепел обратил. И всей Соборной Божией Церковью этот Варлаам еретик с Акиндином и всеми своими единомышленниками трижды предан анафеме. Так, что и доныне той же Церковью ежегодно в Неделю Православия вместе с прочими еретиками он проклинается так: Варлааму и Акиндину и последователям и преемникам их – анафема трижды. Глядите здесь, други, дерзающие хулить умную молитву, и рассмотрите, кто был первый ее хулитель: не еретик ли Варлаам, трижды Церковью преданный анафеме и имеющий проклинаться вовеки? Не приобщаетесь ли и вы вашим злохулением этому еретику и его единомысленникам? Ужели не трепещете душою вашей подпасть подобному им церковному проклятию и быть отчужденными от Бога? Восставая на священнейшее дело и соблазняя вашим злохулением души неутвержденных в разуме ближних ваших, ужели не ужасаетесь страшной за это в Евангелии Божией грозы? Разве не боитесь, по слову апостольскому: страшно есть впасть в руце Бога Живаго (ср.: Евр. 10, 31), и подпасть за это, если не покаетесь, и временной, и вечной казни? Какую благовидную причину изобрели вы, чтобы похулить эту пренепорочную и блаженнейшую вещь?
* * *
Совершенно недоумеваю. Призывание ли име ни Иисусова, думается вам, неполезно? Но и спастись о ином ком нет возможности, токмо о имени Господа нашего Иисуса Христа. Ум ли человеческий, которым действуется молитва, порочен? Но это невозможно. Ведь Бог создал человека по образу Своему и по подобию; образ же Божий и подобие – это душа человека, которая, по созданию Божию, чиста и непорочна. Значит и ум, будучи начальнейшим душевным чувством, как и в теле зрение, также непорочен. Но не сердце ли, на котором, как на жертвеннике, ум священнодействует Богу тайную жертву молитвы, заслуживает хулы? Никак. Будучи со зданием Божиим, как и все человеческое тело, оно – прекрасно. Если же призывание Иисусово спасительно, а ум и сердце человека суть дело рук Божиих, то какой порок в том, чтобы человеку воссылать из глубины сердца умом молитву к Сладчайшему Иисусу и просить от Него милости? Или не потому ли вы хулите и отвергаете умную молитву, что вам думается, будто Бог не слышит тайной, в сердце совершаемой молитвы, но слышит только ту, которая произносится устами? Но это хула на Бога: ведь Бог сердцеведец и в точности знает все самые тончайшие сердечные мысли и даже будущие, и знает все как Бог и Всеведец. Да и Сам Он требует, как чистой и непорочной жертвы, именно такой тайной молитвы, воссылаемой из глубины сердца, заповедав: Ты же егда молишися, вниди в клеть твою и, затворив двери твоя, помолися Отцу твоему Иже втайне: и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве (Мф. 6, 6); каковые слова Христовы уста, всемирное светило, вселенский учитель святой Иоанн Златоуст в беседе девятнадцатой на Евангелие от Матфея Богоданной Святого Духа премудростью относит не к той молитве, которая произносится одними только устами и языком, но к самой тайной, безгласной, из глубины сердца воссылаемой молитве, которую он учит совершать не действиями тела и не криком голоса, но усерднейшим произволением, со всякой тихостью, с сокрушением мыслей и внутренними слезами, с душевной болезнью и затворением мысленных дверей. И приводит в свидетельство об этой молитве из Божественного Писания Боговидца Моисея, и святую Анну, и праведного Авеля, говоря так: «Но болезнуешь ли душой? Не можешь и не вопить, потому что молиться и просить так, как я сказал, свойственно очень болезнующему. И Мои сей, болезнуя, так молился, и болезнь его слышалась, почему и говорил к нему Бог: что вопиеши ко Мне? (Исх. 14, 15). И Анна, опять, исполнила все, что хотела, а глас ее не слышался, потому что вопияло ее сердце. Авель же не молча ли, и даже скончавшись, молился? И кровь его испускала глас, превосходнейший гласа трубы. Стени и ты так же, как и святой Моисей, не возбраняю. Раздери, как повелел Пророк, сердце твое, а не ризы. Из глубины призови Бога: из глубины, говорит, воззвах к Тебе, Господи. Снизу, из сердца привлеки глас, сделай молитву твою таинством». И ниже: «Ведь не человекам молишься, но Богу Вездесущему, слышащему прежде голоса и знающему мысли непроизнесенные. Если так молишься, получишь великую мзду. Отец твой, говорит, видяй втайне, воздаст тебе яве. И ниже: «Так как Он невидим, то хочет, чтобы и молитва твоя была такой же». Видите ли, друзья, что по свидетельству непреоборимого столпа Православия есть другая, кроме произносимой устами, тайная, невидимая, безгласная, из глубины сердца возносимая к Богу молитва, которую, как чистую жертву, приемлет Господь в воню благоухания духовного, радуется о ней и веселится, видя, что ум, который по преимуществу должно посвящать Богу, соединяется Ему молитвой. Зачем же на эту молитву, свидетельствуемую Христовыми устами, святым Иоанном Златоустом, вооружаете хулою свой язык, хуля, злословя, ненавидя, ругаясь, отвергая и отвращаясь, как от какой вещи скверной, и, кратко сказать, не терпя и слышать? Ужас и трепет объемлет меня по причине такого бессловесного вашего начинания.
* * *
Но и еще, изыскивая причины вашей хулы, спрашиваю вас: не потому ли хулите эту спасительнейшую молитву, что, может быть, случилось вам видеть или слышать, что кто‑нибудь из делателей этой молитвы впал в исступление ума, или принял какую‑нибудь прелесть вместо истины, или потерпел какой‑нибудь душевный вред, и потому возомнилось вам, будто умная молитва служит причиной такого вреда? Но нет, нет! На самом деле это вовсе не так. Священная умная молитва, по силе писаний богоносных отцов действуемая Божией благодатью, очищает человека от всех страстей, возбуждает к усерднейшему хранению заповедей Божиих и от всех стрел вражиих и прелестей хранит невредимым. Если же кто дерзнет творить эту молитву самочинно, не по силе учения святых отцов, без вопрошения и совета опытных и, будучи надменен, страстен и немощен, живет без послушания и повиновения и к тому же гоняется единственно за пустынножительством, которого, за свое самочиние, он и следа видеть не достоин, – таковой, воистину, и я это утверждаю, удобно впадает во все сети и прелести диавольские. Что же? Молитва ли эта причиной такой прелести? Никак. Если же вы за это порочите мысленную молитву, то пусть будет для вас порочен и нож, если бы случилось малому ребенку, играя, по причине неразумия заколоть себя им. Так же, по вашему, нужно запретить и воинам употребление воинского меча, который они принимают против врагов, если бы случилось какому‑нибудь безумному воину заколоть себя своим мечом. Но как нож и меч не служат причиной ни одного порока, но только обличают безумие заклавших себя ими, так и меч духовный, священная умная молитва, неповинна ни одному пороку; но самочиние и гордость самочинников служат причиной бесовских прелестей и всякого душевного вреда.
* * *
Но к чему еще, как будто недоумевая доселе, спрашиваю у вас причины вашего злохуления на эту священную молитву? Знаю наверно, о други, знаю самую существенную причину вашего языкоболия: 1) не по заповеди Божией, то есть не с испытанием, ваше чтение Священных Писаний; 2) недоверие учению святых отцов наших, учащих о сей Божественной умной молитве Богоданной им премудростью Духа, по силе Священных Писаний; 3) наконец, ваше крайнее невежество: вы или, может быть, не видели и не слышали о ней никогда писаний богоносных отцов наших; или силы богомудрых их словес отнюдь не разумеете, – вот самая существенная причина такого вашего зломудрия. Если бы вы со страхом Божиим и крепким вниманием и несомненной верой с трудолюбным испытанием и смиренномудрием прочитали отеческие книги, приличествующие наиболее к чтению одним монашествующим, содержащие в себе весь разум жительства евангельского, – отеческие, говорю, книги, которые так же необходимы монахам для душевной пользы и исправления и для стяжания истинного, здравого, непрелестного и смиренномудрого разума, как для составления телесной жизни необходимо дыхание; если бы вы так читали эти книги, то никогда не попустил бы вам Бог впасть в такой ров злохуления. Более того: через это делание Господь разжег бы вас Своей Божественной благодатью в неизреченную Свою любовь, так что и вы с апостолом вопияли бы: кто ны разлучит от любве Христовы (ср.: Рим. 8, 35), в которую мы сподобились достигнуть мысленным деланием этой молитвы? И вы не только не хулили бы ее, но и душу свою усердствовали бы положить за нее, ощутив от этого умного внимания самим делом и опытом неизреченную душам своим пользу. А как вы книг преподобных отцов наших с несомненной верой не прочитываете, или, и читая, не доверяете, как это пока зывают плоды вашего хуления, или совсем пренебрегаете читать, то и впали вы в такое бого противное мудрование, что хулите и отвергаете эту священную молитву, свидетельствуемую, по богомудрому объяснению святых отцов, всем Священным Писанием, как бы никогда не слышавшие христианских писаний.
* * *
Чтобы избавиться вам и всем сомневающимся о ней от такого душевного вреда, не нахожу другого приличнейшего врачевства, кроме того, что постараюсь, сколько Господь мне Своей благодатью поспешит и поможет, указать, что богоносные отцы наши, просвещенные Божественной благодатью, утверждают здание душеполезного своего учения об этой всесвященной, умом в сердце тайнодействуемой молитве, на недвижимом камени Священного Писания. Вы же, увидев сами явно и ясно, при содействии тайно коснувшейся душ ваших благодати Божией, истину учения святых отцов, и исцелившись от этого душевного вашего недуга, принесите Богу о вашем поползновении искреннейшее покаяние – и сподобитесь Его Божественной милости и совершенного прощения вашего согрешения.
Глава 2 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|