Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Заключительная беседа




 

Иерей. Я уже совсем собрался в дорогу, но почувствовал сильное желание еще раз зайти к вам, поблагодарить вас за ваши назидательные беседы, открывшие мне сущность внутренней духовной жизни, и попросить ваших святых молитв и напутственного благословения и, может быть, услышать ваше последнее наставление, совет и указание, как мне, слабому и неопытному, сохранить в своей памяти, в сердце и в жизни полученные от вас уроки. Я боюсь, что в сложной, суетной, мирской жизни я легко и скоро растеряю все то, что успел приобрести здесь, в вашей святой обители.

Инок. Очень рад видеть вас еще раз. Не смущайтесь и не падайте духом. Надейтесь на Господа. Он не оставит вас и поможет вам не только сохранить, но и возрастить и умножить то доброе, что дала вам наша обитель.

Со своей стороны позаботьтесь сохранить тот дух ревности по Богу, то горение сердца, которое вы сейчас чувствуете в себе.

Иерей. Я был бы очень счастлив сохранить в себе горение духа по Богу, но боюсь, что это мне не удастся. Что я должен делать, чтобы не потерять его?

Инок. Отвечу вам словами епископа Феофана.

Ревность по Богу рождается у нас в чувстве покаяния, возжигаемом в духе нашем благодатью Божией ради духа сокрушенного и обета творить волю Божию: она‑то и есть сила на творение заповедей Божиих, и только она одна и способна поднять на себя все это бремя… Дух ревности есть единственная для нас спасительная сила. Где он, там тщание, заботы, усердие, готовность, живость на дела, угодные Богу. Где нет его, там все прекращается и падает: нет жизни духа – он хладеет, замирает. Там пусть будет и творение дел добрых – они добры будут только по форме, а не по силе и духу. Это – тот огонь, который пришел возжечь на землю Господь наш Иисус Христос (см.: Лк. 12, 49). Апостол заповедует духа не угашать (1 Сол. 1, 5, 19). У св. отцов это именуется разно: исканием, предложением, усердием, тщанием, теплотою духа и горением и просто ревностью.

 

Еп. Феофан

 

Чтобы сохранить в себе дух ревности по Богу, необходимо от внешней жизни обратиться к внутренней, войти в себя, перевести свое сознание из области рассудка в область духа, из головы в сердце, и там прочно утвердиться. Это есть исходная, начальная точка перехода к правильной духовной жизни. Раскрытию этого закона духовной жизни и всестороннему его освещению и были, в сущности, посвящены все наши предыдущие беседы. Только при этом постоянном внутрь‑пребывании и возможно сохранить в себе непрерывное горение духа и ревность по Богу.

Ревность должна сохраняться таким же путем, каким она родилась; а родилась она внутренним изменением сердца под невидимым действием благодати Божией.

 

Еп. Феофан

 

 

* * *

 

Учение о перемещении сознания из области ума в область духа и из головы в сердце совершенно чуждо современному научному сознанию. Умовые люди (научники) все в голове живут. Живут в голове и страдают непрестанным бурлением мыслей. Это бурление не дает вниманию стоять на едином. Не может ум стоять и на едином помышлении о Боге, пока он в голове. Все отбегает и отбегает. На этом основании желающим установиться в едином помышлении о Боге заповедуется оставить голову и низойти умом своим в сердце, и там стоять вниманием неисходно. Только тогда, когда ум сочетается с сердцем, можно ожидать успеха в памяти Божией. Извольте поставить себе целью достижение сего и начинайте движение к сей цели. Не думайте, что это труд непосильный; но и того не думайте, что это так легко, что стоит только захотеть, как и дело тут.

 

Еп. Феофан

 

Ум как только получит свободу, тотчас начнет блуждать и шататься по миру. Надобно приучить его сидеть дома… и не только дома сидеть, но и стоять неотходно пред Богом. Вот ежели и в этом успеете, то память Божия явится у вас водруженною в уме и сердце, – вы начнете ходить неотступно в присутствии Божием с достодолжным благоговеинством, – вступите в атмосферу духовную, где легко будет вам и дышать и летать… Прежде, чем блюсти стояние в сердце, надобно стать там. Вы большей частью живете в голове, а в сердце сходите лишь тогда, когда головная работа возбудит какое‑либо чувство. А надо, наоборот, в сердце быть неотходно, а голову совсем бросить; если встретится нужда, по потребности жизни духовной, поработать умом, то пусть он тогда работает, сидя в сердце.

 

Еп. Феофан

 

 

* * *

 

Так пишет епископ Феофан о необходимости для правильной духовной жизни перемещения сознания и внимания из головы в сердце, как в центр духовной, а не одной только рассудочной, жизни.

То же самое пишет и епископ Игнатий Брянчанинов, как это видно из наших предыдущих бесед.

То же самое говорит и древний отец Церкви Григорий Палама, архиепископ Солунский.

Некоторые говорят, что мы худо делаем, стараясь ум свой заключать внутрь тела; ибо, говорят, гораздо нужнее и полезнее всячески простирать его вовне тела… Брате! Не слышишь, как говорит Апостол, что телеса наши храм живущаго в нас Святаго Духа суть (1 Кор. 6, 19), – и опять, что мы храм Божий есмы (1 Кор. 3, 16), как и Бог говорит: вселюся в них и похожду, и буду им Бог (2 Кор. 6, 16)?

Итак, если и мы будем держать ум свой внутрь тела, ужели будем делать нечто недостойное величия ума? И кто скажет это, кроме разве того кто совсем недуховен и ум имеет обнаженный от Божественной благодати?..

Душа наша одарена многими силами и пользуется, как орудием, телом, ею оживляемым. Каким же органом, как орудием, пользуется в своей деятельности та сила ее, которую мы называем умом? Никто никогда не думал, чтобы ум обитал в ногтях или ресницах, в ноздрях или ланитах. Но все согласны, что он внутрь нас есть. Расходятся только в том, каким внутренним органом, как орудием, пользуется он. Ибо одни водворяют его в мозгу, как в некоем акрополе (кремле); другие дают ему седалище в сердцевине сердца. С последними и мы согласны, поясняя только, что разумная сила наша в сердце не как в сосуде каком заключена, как нетелесная, и не вне его есть, как соединенная с ним, но есть в сердце, как в органе своем, как мы наверное это знаем, не от человеков сему научены быв, но от Самого Создателя человека, Который говорит в Евангелии: не входящее в уста сквернит человека, но исходящее изо уст, то сквернит человека. От сердца бо исходят помышления (Мф. 15, 11, 19).

Почему, стараясь в тщательном трезвении надзирать над нашей мыслительной силой, ей право править и ее исправлять, каким другим способом можем мы успеть в сем, как не собрав отвне рассеянный чувствами ум и введши его внутрь, в это самое сердце, которое есть хранилище помыслов?

 

Свят. Григорий Палама

 

Внутрьпребывание есть, в истинном своем виде, условие истинного господства человека над собою, следовательно, истинной свободности и разумности, а потому и истинно‑духовной жизни. Это подобно тому, как во внешнем мире владетелем города считается тот, кто занимает крепость. Потому всякое духовное делание и всякий вообще подвиг должен быть совершаем отсюда, иначе он – недуховен, ниже подвижничества и должен быть отметаем. Царствие Божие внутрь вас есть, говорит Господь, и потом для одного духовного делания заповедал: вниди в клеть твою и затвори двери… Это клеть сердца, по разумению всех св. отцов. По сей‑то причине человек духовный, спасающийся, подвизающийся и называется внутренним.

 

Свят. Григорий Палама

 

Вот почему в наставлениях св. отцов внутренняя жизнь всегда поставляется в неразрывной связи с подвижнической бранью. Однако же собрание не то же, что брань. Это особое делание духовное, начальнейшее. Оно есть место, где все духовное делается – и брань, и чтение, и богомыслие, и молитва. Что ни делал бы подвизающейся, прежде всего войди внутрь и оттуда действуй.

Правильная установка ума в сердце, сопровождаемая горением духа и ревностью по Богу, является и возможностью, и основанием, и условием правильного и успешного подвижничества, то есть борьбы и победы над страстями и их источниками, и на это должен обратить внимание каждый делатель умной молитвы. Я хочу сказать вам и об этом несколько слов в этой нашей последней, напутственной беседе.

 

* * *

 

Первая наша победа над собою заключается в переломе воли, в предании себя Богу, с неприязненным отвержением всего греховного. Наше внутреннейшее является исходной точкой как нашей положительной деятельности, так и нашей брани со страстями. Сознание и произволение, переходя на сторону добра, с возлюблением его, поражает ненавистью всякое зло и всю страстность, и притом именно свою. В этом собственно и состоит переход, перелом. Этим, однако же, не утверждается, будто вся сила победы от нас, а показывается только исходище. Точка опоры для брани есть наш восстановленный дух; сила же побудительная и разрушительная для страстей есть благодать… Борющийся с воплем повергает себя Богу, жалуясь на врагов и ненавидя их, и Бог в нем и через него прогоняет их и поражает. Дерзайте, говорит Господь, яко Аз победих мир (Ин. 16, 33). Вся могу о укрепляющем мя Христе, исповедует апостол (Флп. 4, 13).

 

* * *

 

Все неправые движения (внутри человека) не так были бы свирепы, если бы не вспомоществуемы были соседствующими им родителями их – миром и бесами. Мир есть осуществленный мир страстей, или ходячие страсти в лицах, обычаях, делах. Прикасаясь к нему какой‑нибудь частью, нельзя не растревожить и соответственной в себе раны, или страсти, по сходству их и подобонастроению. И бесы, как источники всякого зла, своими полчищами всюду окружая людей, научают их на самый грех, действуя через плоть, особенно чувства, и ту стихию, в коей душа и самые бесы. Потому‑то всякую страсть и всякое восстание греховное можно относить к ним как к причине. Но есть нечто в греховном круге, что бесы только одни и могут навеять, к чему, при всей порче, естество представляется неспособным: так, помыслы хульные – сомнения, неверия, необыкновенного отвращения, омрачение, разного рода прелести и, вообще, искушения страстные, дмящиеся – неукротимая блудная страсть, досмертная и упорная ненависть и проч. Кроме сих невидимых борений от бесов есть нападения от них видимые, осязаемые: разного рода привидения, простирающиеся даже до власти их над телом.

 

* * *

 

Сейчас не время указывать вам правила брани. Вы их найдете в книгах епископа Феофана – «Путь ко спасению», «Невидимая брань» и др. Но главное условие успешности брани вам известно. Это внутрьпребывание с молитвою ко Христу в сердце, от чего рождается горение духа и ревность по Богу. Раскрытию этой истины были посвящены все наши беседы. Закончу словами преподобного Филофея, игумена Синайского: «С утра мужественно и неотступно стань у дверей сердца, с крепкой памятью о Боге и непрестанной в душе Иисус Христовой молитвою, и сей мысленной стражей посекай главы сильных и брань воздвигающих помыслов».

Вот вам и все мое напутственное наставление. Держитесь его крепко, и Господь вас не оставит! Грядите с миром!






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных