ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Секреты успешного поиска от GoogleØ Запросы должны быть простыми. Если вы ищете какое-то предприятие, просто введите его название или хотя бы ту часть названия, которую вы помните наверняка. Если вы ищете конкретное понятие, место или продукт, начните с его названия или имени. Если вы ищете пиццерию, просто введите слово "пиццерия" и название своего города или почтовый индекс. Для большинства запросов вовсе не нужны редкие операторы или изощренный синтаксис. Чем проще, тем лучше. Ø Подумайте, какие слова присутствуют на странице, которую вы ищете. Поисковая система не человек. Это программа, которая сравнивает слова, которые вы вводите, и слова, которые имеются на веб-страницах. Используйте слова, которые с наибольшей вероятностью могут присутствовать на искомой странице. Например: вместо [у меня болит голова] введите [головная боль], потому что именно этот термин будет использоваться на странице, посвященной медицине. Запрос [в какой стране летучие мыши считаются хорошей приметой?] понятен человеку, но в документе, содержащем ответ, может не быть этих слов. Введите лучше [летучие мыши считаются хорошей приметой в] или даже [летучие мыши хорошая примета], поскольку эти слова скорее всего присутствуют на нужной странице. Ø Опишите, что вам нужно, используя как можно меньше слов. Каждое слово в запросе служит для сужения и уточнения области поиска. Поскольку используются все слова, каждое дополнительное слово ограничивает круг результатов. Если ввести слишком много ограничений, можно пропустить полезную информацию. Начните поиск с нескольких ключевых слов. Даже если вы не нашли то, что нужно, просмотрите найденные результаты, и вы поймете, какие дополнительные слова нужно включить в следующий запрос, чтобы получить более релевантные результаты. Например: простой запрос [погода минск ] даст лучшие результаты, чем более длинный запрос [прогноз погоды для минска беларусь]. Ø Подбирайте более информативные слова. Чем более информативное слово используется, тем больше вероятность, что результаты будут релевантными. Такие слова, как "документ", "веб-сайт", "компания" или "информация" обычно лишние. При этом следует помнить, что даже если вы используете правильное слово, но большинство людей редко им пользуется, это слово может не оказаться на нужной странице. Например: запрос [популярные рингтоны] более информативен и конкретен, чем [популярные мелодии]. Краткие советы для успешного поиска: Ø обдумайте смысл своего запроса. Возможно, частично ответ вам уже известен. Чтобы найти информацию, ищите одновременно ключевые слова из вопроса и известный вам ответ; Ø используйте проверенные вами поисковые системы. Если вы новичок в данной сфере, то вам не помешает уделить некоторое время изучению существующих для этого сетевых средств и принципов их работы; Ø для поиска материалов по крайне узкой специфической тематике стоит начинать с мета-машин, дабы сразу получить представление о том, насколько богато данная проблематика представлена в Интернет; Ø для получения более полных результатов по сложному запросу (например, там, где есть ограничения не только по содержанию документа, но и по дате обновления или местоположению документов) поиск рекомендуется проводить отдельно в каждой поисковой машине; Ø при разыскании документов об отдельной стране или на конкретном языке следует отдать предпочтение национальным/региональным поисковым средствам; Ø число документов, полученных в результате поиска, может быть огромно. Поэтому решающее значение для оптимального поиска информации имеет правильный набор ключевых слов. Описание того, как составлять эффективные запросы, дается в самих поисковых ресурсах – обратитесь к справочному разделу ИПС; Ø формировать запрос надо максимально точно, используя все возможности механизма составления запроса. Затраты времени на детальное составление поискового предписания окупаются при анализе результатов поиска. При точном формировании запроса процент информационного шума будет намного ниже. Ø проверяйте орфографию в написании слова. Используйте синонимы, если список найденных страниц слишком мал; Ø ищите больше, чем по одному слову, максимально сужайте предмет поиска; Ø не начинайте обычные слова с прописной буквы, кроме имен собственных; Ø используйте ссылку «найти похожие документы», если один из найденных документов наиболее близок к искомому; Ø обратите внимание, что контекст документа уже может содержать ответ, т. е. не потребуется заходить в сам документ; Ø при необходимости используйте язык запросов и системы расширенного поиска используемых поисковых систем. В заключении нашего краткого обзора поисковых средств Интернет и их особенностей, рассмотрим Алгоритм проведения поиска. Какая бы поисковая система не пользовалась, алгоритм поиска будет примерно одинаковым: · выбор поисковой системы, каталога или конкретного Web узла, вход в систему[17]; · определение необходимого типа ресурса (web страница, новости, полный текст, библиографическая, фактографическая или иная информация; программное обеспечение, мультимедийная информация, др.); · выбор раздела поиска по предмету поиска, либо карте сайта, либо по каталогу ресурсов портала; · формулировка запроса с помощью ключевых слов (или кратко на естественном языке); · применение логических и др. операторов (если необходимо); · запуск поиска по кнопке OK, ПОИСК или SEARCH; · просмотр результатов поиска, отбор и сохранение ссылок или документов, релевантных запросу; · уточнение, изменение запроса (формулировки) с учетом уже полученной информации. Приступая к информационному поиску в Интернете, также следует знать, что никакие средства информационного поиска – каталоги или поисковые системы – не охватывают всего текущего информационного массива Интернета. Причина – колоссальный прирост объемов информации в Интернете, который, несмотря на все усилия средств поиска, все более и более превращается в огромный и неуправляемый информационный массив. Для достижения наиболее полных результатов лучше всего применять каталоги и поисковые системы в сочетании друг с другом. Более эффективным будет поиск, проведенный с использованием как минимум двух поисковых систем. И, тем более, нельзя забывать о традиционных поисковых средствах: каталогах библиотек, библиографии, прикнижных и пристатейных списках. В настоящей главе не рассматриваются информационные ресурсы интернет. Их выбор огромен. В Приложении … помещены аннотированные ссылки на наиболее значимые для студентов, аспирантов и, частично, преподавателей СибГТУ, ресурсы интернет – сайты и порталы. Постоянно обновляемый перечень актуальных структурированных по темам ссылок можно найти также на сайте научной библиотеки www.library.sibstu.kts.ru в разделе «Интернет ссылки» (см. Карту сайта).
Рис. 59. Страница сайта НБ раздела «Интернет ссылки».
Резюме Сетевой поиск информации с использованием Интернет ресурсов и технологии автоматизированного поиска становится все более популярным средством информационного самообеспечения. Знание основных сетевых поисковых инструментов, понимание базовых правил и логики поиска, следование определенному алгоритму поиска делает решение поисковой задачи более легкой и успешной. Средствами поиска в Интернет являются ИПС, которые подразделяются на: каталоги, поисковые и метапоисковые системы. Каталоги (предметные или тематические) – представляют собой систематизированные группы адресов, объединенные по тематике Поисковые каталоги напоминают систематические каталоги обычных библиотек. Иерархический принцип построения является основой любого каталога. Недостатками каталогов является медленное наполнение информационной базы и субъективность отбора ресурсов, поскольку это осуществляется редакторами каталога (человеческий фактор). В России популярны каталоги Yahoo=Яхо.ком, Mail.ru= Мэил.ру Информационно-поисковые системы отличаются от каталогов принципом наполнения информационной базы. Действие поисковых систем заключается в постоянном автоматическом исследовании всех узлов Интернета, доступных данной системе поиска; их связям и ответвлениям. Прочитанная информация индексируется, то есть создается специализированная база данных, в которой закодированы все исследованные системой страницы Интернета. К наиболее известным поисковым системам относятся такие службы, как англоязычные системы Google = Гугл (www.google.com)[18]; Альта-Виста www.altavista.com, русскоязычные Яндекс www.yandex.ru, Рамблер www.rambler.ru, Апорт www.aport.ru. Метапоисковые системы– это надстройки над поисковыми системами и каталогами. Метапоисковые системы наиболее эффективны на начальных этапах поиска информации. Они помогают локализовать средства поиска, в которых присутствуют сведения об искомой пользователем информации. Этим гарантируется объективность и полнота полученных результатов. Наиболее значимая русскоязычная метапоисковая система – MetaBot.ru (http://metabot.ru). Поисковый запрос в современных ИПС формулируется на естественном языке и, как правило, задается путем простого ввода ключевых слов или целой фразы в поисковую строку. В каждой хорошей ИПС существуют механизмы расширенного поиска: можно задать запрос с помощью термина в определенном падеже, указать на каком расстоянии от другого слова или словосочетания он должен находиться в тексте и какие термины этот текст не должен содержать. Можно искать документы, содержащие в точности введенную фразу, все введенные слова, исключающие определенные слова. Правила составления сложного запроса могут отличаться в разных поисковых системах, поэтому следует пользоваться подсказкой, помощью, ссылка на которую находиться рядом со строкой запроса. При составлении поискового запроса желательно иметь в запасе ни одно ключевое слово, а несколько, или его синонимы, а также сформулировать более широкие и узкие понятия. Традиционно результаты поиска в ИПС Интернета предъявляются пользователю в виде списка документа, упорядоченного (ранжированного) по степени релевантности найденных документов. Для вычисления ранга документа разными ИПС используются разные методы и подходы, чаще других следующие: статистический – основан на количественных характеристиках заданного для поиска ключевого слова; локальный - основан на определении места, в котором появляется термин: в зависимости от того, где оно встретилось - в заголовке, в начале текста (возможно в аннотации), определяется его «вес»; оформление текста – выделение, местоположение и др. ИПС вычисляет ранг документа или страницы на основании всех перечисленных методов. Как правило, наиболее релевантные документы содержаться в первых 20 выдачах (списке). Эффективность поиска всегда зависит от правильно выбранной стратегии и технологии поиска: определение типа ресурса, который необходимо найти (web страница, новости, полный текст, библиографическая, фактографическая или иная информация; программное обеспечение, мультимедийная информация, др.), умение формулировать поисковый запрос, оценка и корректировка запроса, направленная на его уточнение. Для достижения наиболее полных результатов лучше всего применять каталоги и поисковые системы в сочетании друг с другом. Более результативным будет поиск, проведенный с использованием как минимум двух поисковых систем.
Контрольные вопросы: 1. Какие поисковые средства Интернет вам известны? 2. Каков принцип построения сетевого каталога? Его достоинства и недостатки? 3. Чем отличается ИПС от каталога? Назовите преимущества поисковых машин. 4. Какие поисковые системы популярны в мире и в России? 5. Дайте краткую характеристику Google. 6. Что такое метапоисковые системы, в чем их отличие от каталогов и ИПС? 7. Какие средства ранжирования документов применяются в ИПС? 8. Что такое релевантность? Как это понятие используется при выдаче списка документов по запросу? 9. Каковы правила составления типового поискового запроса? 10. Что такое расширенный поиск? Какие инструменты расширенного поиска применяет Яндех? 11. Опишите алгоритм сетевого поиска. Заключение
Известно, что основой любых теоретических знаний, а значит и технологий, является информация. Информация необходима человеку как основание для понимания жизненных ситуаций, возможности выбора, формирования мнения, принятия решений и выполнения своих профессиональных и гражданских обязанностей.Нет сомнения в том, что в современном мире значение информации, знания о новой информационной среде, законах её функционирования, опасностях и рисках, связанных с активным использованием новых информационных технологий (НИТ), приобретает главенствующее значение в жизни каждого человека. Исследования последних лет показывают, что информатизация профессиональной деятельности становится сегодня ведущей тенденцией развития современной цивилизации. Ничто так быстро не развивается сейчас в мире как НИТ, появляются все новые и новые технические и программные средства, новые сервисы на основе применения НИТ, лавинообразно растет объем информации и, вместе с ним изменяются носители информации, средства обработки и доступа. Все это вместе взятое и многое другое, что не было названо, детерминирует освоение информационной культуры как целостный и непрерывный, а не фрагментарный процесс, который отнюдь не сводится только к приобретению навыков и умений в области использования технических и программных средств, обеспечивающих использования новых информационных технологий. На рубеже XX и XXI веков ЮНЕСКО введено новое понятие - «информационной бедности» («информационное неравенство», «цифровой разрыв»). Эти понятия характеризуют положение информационно отсталых стран в мировом информационном пространстве, что и является одной из характеристик уровня их социального развития, а также качества жизни в этих странах. Борьба с информационной бедностью становится одной из глобальных проблем мирового сообщества в XXI веке. Данная проблема распадается на две взаимосвязанные части: неравенство и недоступность для части населения электронных ресурсов, средств телекоммуникации и связи, и неравенство в смысле владения информационно-компьютерными технологиями, т.е. низкий уровень информационно-компьютерной компетентности. Важной проблемой современного общества является проблема формирования информационного мировоззрения. Информационное мировоззрение – система обобщенных взглядов на информацию, информационные ресурсы, информационные системы, информационные технологии, информатизацию, информационное общество и место человека в нем, на отношения людей к окружающей информационной среде, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. В свою очередь, информационная культура и информационная компетентность, дополняя информационное мировоззрение, составляют социально значимую, неразрывную и взаимообусловленную качественную категорию знаний, которая сегодня является определяющим фактором успешной социализации личности в новой информационной среде общества. Ранее это условие нужно было относить не ко всем членам общества, а лишь к тем из них, кто готовил себя к профессиональной деятельности именно в информационной сфере. Этот вывод является принципиально важным, так как именно он может служить концептуальной основой для нового взгляда на роль информационной культуры в развитии современного общества. Выпускник образовательного учреждения (лицея, колледжа или вуза) не будет чувствовать себя «человеком второго сорта» в информационном обществе, сможет хорошо в нем ориентироваться и иметь достаточно высокие шансы найти удовлетворительно оплачиваемую работу только при условии, что уже в процессе своего образования получит существенно более высокую, чем это было прежде, информационную компетентность. Настоящее учебное пособие, по мнению автора, призвано способствовать формированию таких взаимосвязанных категорий, как информационное мировоззрение, информационная культура и информационная компетентность. Именно в такой логике представлены темы учебного пособия: главы первого раздела раскрывают первые два понятия и содержат в большей степени, чем второй раздел, теоретический материал. Глава вторая носит прикладной характер и направлена на формирование практических навыков работы с информационными ресурсами разного типа, что является основным критерием информационной компетентности специалиста (в широком смысле этого слова). Несмотря на то, что учебное пособие предназначено для бакалавров, изучающих на первом курсе дисциплину «Основы информационной культуры», содержание учебного пособия представлено шире, чем программа вышеуказанной дисциплины. Автор сознательно пошел на это, полагая, что такое расширение материала даст возможность использовать учебное пособие не только при изучении данной дисциплины. Отдельные разделы учебного пособия будут, несомненно, полезны магистрантам, аспирантам, исследователям. Уверенность в том, что по крупицам собранный, систематизированный и представленный в логической последовательности материал, будет необходим не только студентам-первокурсникам основана, с одной стороны на том, что не все студенты, поступающие в магистратуру или аспирантуру, изучали ранее подобный курс, с другой стороны - полученные в области информационных технологий знания быстро устаревают. В первом разделе учебного пособия особенно рекомендуются для расширенного изучения главы 1,4,5,6. Для тех, кто никогда не изучал подобный курс, необходимо знакомство со вторым разделом в целом и углубленное изучение тех тем, которые в наибольшей степени связаны с научно-исследовательской или будущей профессиональной деятельностью. Многолетний опыт работы автора учебного пособия в библиотеке университета, постоянное общение с профессорско-преподавательским составом и другими категориями работников вуза, позволили сделать вывод, что данная категория пользователей информации также остро нуждается в повышении их информационной компетенции, особенно в сфере работы с постоянно обновляемыми электронными ресурсами разного типа. Из этих соображений учебное пособие рекомендуется и для системы дополнительного профессионального образования. Следует отметить, что, к глубокому сожалению автора, дисциплина ОИК введена в учебный план и изучается в очень немногих вузах России. В лучшем случае она относится к вариативной части общей образовательной программы или изучается факультативно в существенно меньшем объеме учебного времени, чем это необходимо. Что свидетельствует о недооценке информационной компетентности как ключевой компетентности личности XXI века (в отличие от западных стран, например, в странах Евросоюза она считается одной из восьми базовых компетенций специалиста). Следствием этого является и отсутствие базового учебника по данному курсу. При разработке учебного пособия автор опирался на ряд методических материалов Н.И. Гендиной, наиболее известного в России специалиста в области формирования информационной культуры, коллективную монографию, подготовленную учеными КемГУКи, под редакцией Н.И. Гендиной и ряд других работ известных российских ученых (Д.И. Блюменау, А.Н. Дулатовой, К.К. Колина, Г.Б. Паршуковой и др. – см. список литературы). Кроме того, использованы методические разработки и лекции сотрудников научной библиотеки СибГТУ (Л.М. Антоновой, В.А. Буневой, И.В. Гузовой, Н.В. Ермак, Н.М. Соколовой и др.) Автор выражают надежду, что учебное пособие «Основы информационной культуры» будет полезно всем категориям пользователей информации – студентам, аспирантам, преподавателям, и с благодарностью примет замечания и предложения по его совершенствованию. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|