ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Диагностика и анализ социально-психологического климата организаций (подразделения). Для анализа использовать опросы, наблюдения, социометрию.
Благоприятный социально психологический климат (СПК) характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти и т.д. Неблагоприятный СПК, наоборот, характеризуют пессимизм, раздражительность, конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться, непонимание, недоверие друг к другу и т.д. Для исследования социально-психологического климата своего коллектива я выбрала одну из методик - ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДЕКСА ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ СИШОРА Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое, - можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще это сделать с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма - 19 баллов, минимальная - 5). Данный вариант методики представлен в Приложении 1. После проведения данной методики были выявлены следующие результаты: Используя метод определения индекса групповой сплоченности Сишора, был взят коллектив, состоящий из 10 женщин. Все женщины занимают высокие должности нашего учебного заведения. Следовательно, преследуют одинаковые цели в том, что бы успешно выполнять свою работу. Как в любом коллективе возникают проблемы, которые требуют общей сплоченности для их разрешения. Каждой женщине, принимавшей участие в данной методике, в индивидуальном порядке были заданы 5 вопросов по результатам ответов, которых было выяснено, что: 3 женщины набрали большее количество баллов 19; 5 женщин получили 11 баллов, что свидетельствует о том, что они равнодушны к коллективу, в котором они живут; 2 женщины ответили на 5-9 баллов, что свидетельствует о неприязненном отношении к окружающим их людям. Возможно, такие результаты получились, потому что 3 участницы методики, которые находятся в этом коллективе давно знаю друг друга и общаются в основном между собой уделяя внимания остальным женщинам коллектива, принимавших участие в данной методике, только в том случае если что то случается. 5 женщин, которые получили 11 баллов еще не совсем привыкли к коллективу по этому общение с остальными только в случае необходимости и только по тому, что они живут вместе. И 2 девушки чуть замкнуты в себе, неохотно заводят разговоры и живут с остальными от безысходности. Следующим метод исследования социально-психологического климата нашего учебного заведения был тест - ОЦЕНКА УРОВНЯ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ (тест В.Ф. Ряховского). Тест содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на вопросы следует, используя три варианта ответов - "да", "иногда" и "нет". Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории относится испытуемый. Данный тест представлен в Приложении 2. КЛАССИФИКАТОР ТЕСТА выглядит следующим образом: 30-31 очко. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как больше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя. 25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете, недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством - в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться. 19-24 очков. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В Ваших высказываниях порой много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы. 14-18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение. 9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать. 4-8 очков. Вы, должно быть, "рубаха-парень". Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами. 3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям - и на работе, и дома, и вообще повсюду - трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье - такой стиль жизни не проходит бесследно. В данном тесте принимало участие 16 человек разного пола и возраста. По результатам проведенного тестирования получились следующие результаты: 2 человека из 16 набрали 25-29 баллов; по 4 человека 19-24 и 14 18 баллов; 3 набрали 9-13 баллов; 2 участника 4-8 баллов и 1 набрал 3 и менее баллов. Также в коллективе нашего училища я провела тест - ТЕСТ НА ОЦЕНКУ САМОКОНТРОЛЯ В ОБЩЕНИИ Тест разработан американским психологом М. Снайдером. Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: "Я такой, какой я есть в данный момент". Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое "Я", мало подверженное изменениям в различных ситуациях. Данный тест представлен в Приложении 3. Проверить результаты пройденного теста следует по следующим полученным баллам: 0-3 балла - у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и Вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают Вас "неудобным" в общении по причине вашей прямолинейности. 4-6 баллов - у Вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми. 7-10 баллов - у Вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих. В данном тесте принимали участие 12 человек разного пола и возраста. При подсчете проведенного теста были выявлены следующие результаты: 6 человек набрали от 4-6 баллов; 4 человека от 7-10 баллов и 2 человека от 0-3 баллов Проанализировав все результаты проведенных исследований, а именно: метода определения индекса групповой сплоченности Сишора, теста на определение оценки уровня общительности и теста на определение оценки самоконтроля в общении, хочется дать руководителям нашего учебного заведения следующие рекомендации по улучшению социально-психологического климата в коллективе: Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к следующим рекомендациям: · Почаще задумываться над точностью оценки способностей и склонностей своего работника; · Не пренебрегать «бюрократией», то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим самым предотвратится масса мелких конфликтов и взаимных обид; · Как можно чаще демонстрировать свое доверие и поддержку подчиненным. · Использовать стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников. · При неудачах сотрудников оценивать в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества. · Не исключать из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения. · Запретить себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного. · Если возникла необходимость кого-то покритиковать, не упускать из виду правил конструктивной и этичной критики. · Периодически задумываться о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держать в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д. Выполнение руководителями этих несложных в принципе рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе. Перечисленные выше рекомендации по предотвращению стрессов в рабочих группах поневоле носят достаточно общий характер. Конкретная же стрессовая ситуация всегда уникальна, поскольку не в последнюю очередь определяется индивидуальностью подверженного стрессам человека (его темпераментом, характером, стилем поведения и пр.). Кроме того, наша восприимчивость к стрессам на работе в немалой степени зависит от общего жизненного фона, то есть от того, насколько успешно мы умеем выходить из стрессовых ситуаций, порождаемых обще-социальными, семейными, возрастными и прочими факторами. В сущности, профессиональные стрессы - это всего лишь один из многих видов одолевающих нас стрессов. Он, конечно, имеет свою специфику. Но физиологическая природа стрессов одна и та же. Поэтому человек, закаленный в преодолении разных жизненных барьеров и неприятностей, очевидно должен успешнее других справляться и с профессиональными стрессовыми ситуациями. Таким образом, один из ключей к успеху в преодолении служебных стрессов заключен в общей жизненной стратегии индивида, опирающейся на избранные базовые ценности и учитывающей особенности его личности. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|