Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






III.Вопрос о возникновении и критерии современной психологии




Разные датировки начала современной психологии: XIX, XVIII, XVII, XVI вв. Критерии её появления: экспериментальный метод, психологический дискурс, самостоятельная дисциплина, отдельная социальная практика, целостная система познания человека. Зависимость датировок от методологических установок авторов. Контентуалистская и контекстуалистская позиции.

Этимология и происхождение термина «психология». Претенденты на авторство термина (Я. Марулич, Ф. Меланхтон, Р. Гоклениус, И. Фрейгиус). Гипотеза раннего возникновения современной психологии (Ф. Видал, П Менгал). Её контекстуалисткая посылка при внимании к содержанию психологических учений.

Psychologia XVI-XVII вв. как академическая дисциплина протестантских университетов. Социокультурная опора реформационной политики: возникновение книгопечатания, массовое распространение грамотности. Замена католического ритуала чтением Книги. Реформационная критика схоластического аристотелизма, лозунг «Только Писанием». Попытка вывести учение о душе из Библии, ограничив учёность древнегреческого происхождения. Библейская психология, её развитие в Новое время.

Компромиссы реформационной психологии с аристотелизмом. Университетская психология как часть антропологии. Переход от изучения души (anima) к изучению духа (animus). Параллельное развитие неуниверситетского (естественнонаучного) знания Нового времени. Выделение Декартом протяжённой и мыслительной субстанций. Конец аристотелевой триады растительной, животной и разумной душ.

Объединение Х. Вольфом реформационного учения о человеке с идеями раннего просвещения под именем психологии. Начало широкого распространения термина.

 

IV. Смена методологических ориентаций в психологической науке XIX –нач. XXI вв.

Методология построения объекта психологии в истории психологического познания. Инаугурационный (начальный) период психологической историографии. Психология – наука с длинным прошлым и краткой историей (Г. Эббингауз). Работы периода кризиса психологической науки. Методологическая коллизия психологического кризиса: эмансипация от философии при отсутствии общепсихологического метаязыка. Поиски единого основания психологического знания и умножение психологических направлений. Метод как критерий принадлежности к научно-психологическому знанию. Сужение предмета историко-психологического исследования, психология как экспериментальная наука (Э.Боринг).

Эпистемологически-науковедческий этап в развития психологической мысли. Преодоление т.н. острого кризиса психологической науки и выводы из опыта психологического кризиса. Попытки заменить философскую методологию эпистемологией. Генетическая эпистемология Ж. Пиаже. Психологизм как принцип построения научного знания. Науковедческое учение о парадигме (Т.Кун) и его применение к психологии. Психология: допарадигмальное, парадигмальное или непарадигмальное знание? Разновидности унификационизма в психологической мысли XX в.

Социогуманитарный этап в развития психологической мысли. От унификационизма к плюрализму. Постструктуралистская эпистемология гуманитарного знания (М. Фуко). Смена предмета: от изучения структур к аналитике властно- знаниевых отношений. Постмодернистские концепции психологического знания. Антисциентизм и антиэссенциализм. От истории открытий к социокультурным механизмам конструирования знаний.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных