Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Я-КОНЦЕПЦИЯ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ




В возрасте средней взрослости у самоактуализирующихся зрелых лично­стей приобретают полноту значимости этические ценности. Преимуще­ственно это проявляется в отношениях этих личностей с более молодыми людьми, а также с более старшими по возрасту. Зрелые взрослые «способ­ны идентифицировать себя с другими людьми, так что они склонны способ­ствовать самоактуализации других, так же как и собственной самоактуали­зации». В своем влиянии они проявляют осторожность, чтобы не посягать на право других при удовлетворении своих собственных потребностей. Их Я-концепция стремится сохранять автономность и ограждает от пересе­чений свое концептуальное пространство. Самоактуализирующиеся люди способны проводить различия между целями и средствами, то есть в само­оценивании больший вес приобретают Я-образы, контролирующие нрав­ственные нормы, в отличие от действующих операционных Я-образов более молодого возраста.

Вехи в развитии

Я-концепции самоактуализирующихся людей способствуют проявлению основных личност­ных качеств: открытости переживания, рациональности, личной ответственности, самоуваже­ния, способности к поддержанию хороших личных отношений и этической жизни. Все это должно быть присуще успешно развивающейся зрелой личности.

При сравнении особенностей Я-концепции на этапе средней и ранней взрослости можно сказать следующее.

На этапе ранней взрослости личность «тестирует реальность» более це­ленаправленно (чем в подростковом и юношеском возрасте). Однако часто жизненные эксперименты проводятся без учета реальных сил эксперимен­татора и вне предвидения (более или менее всестороннего) последствий этих «исследований».

На этапе зрелости личность становится более избирательной в выборе цели для приложения своих сил и других индивидуальных способностей, а также более ответственной за результаты своего «самовыражения». Можно сказать, что сутью Я-концепции становится не самоактуализация любыми доступными индивиду средствами, а самоактуализация в пределах нрав­ственных правил и более значительных, чем ситуационные, личностных ценностей.

Если такая эволюция по каким-либо причинам не происходит, то одной из причин такого отставания в психическом развитии у этих людей может являться незавершенность самоактуализации на этапе импульсивного, спонтанного, «юношеского» экспериментирования. Личностные «модели» и «перспективные Я-образы» у них еще не прошли свою «проверку» реаль­ности.

Эти элементы прогнозируемой Я-концепции создают напряжение якобы «нереализованных возможностей» и нагнетают усилия человека в направ­лении действий, противоречащих как общесоциальным правилам, так и


ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ■ 521


Самооценка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических харак­теристик, способностей, нравственных ка­честв и поступков (Психологический сло­варь, 1983, с. 332). «Аффекты на себя» — аутонаправлен-ная негативная эмоциональная реакция. Интериоризация оценок — перенос пред­ставлений других личностей в свое созна­ние.

концептуальным личностным нор­мам (в этом случае частные Я-кон-цепции личности не гармоничны общей Я-концепции).

Итак, неэффективная Я-концеп-ция имеет место при избыточности не проверенных практикой (или ее моделированием) Я-образов челове­ка. Тем более когда эти Я-образы противоречивы и их воплощение возможно в разных несопостави­мых или даже взаимоисключаю­щих реалиях.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных