Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ




Зачем и кому нужны схемы при организации деятельности на занятии. Почему именно схемы?

Требования относительно того, что воспитатель должен сообщать участникам о том, что будет происходить на занятии, выдвигались всегда. Однако традиционный подход к занятию, когда одновременно все участники делают одно и то же, лишает смысла изложение плана: что скажет воспитатель, то и будут делать участники.

Поскольку планы являются формальными, то они обычно выглядят примерно так:

1. Объяснение нового материала.

2. Обобщение изученного.

3. Труд в группах.

4. Труд всех участников.

5. Подведение итогов.

Этот план не даёт участникам достаточно информации о том, что от них требуется. Пункты плана относятся к разным субъектам, например, объяснять новый материал, видимо, будет воспитатель, а что при этом должны будут делать участники — непонятно. Некоторые же пункты плана (например, «Обобщение изученного») вообще не объясняют, кто и что в этот момент будет делать и что в результате будет получено. Как же определить, произошло ли обобщение?

Другие планы к деятельности на занятии вообще не имеют отношения и являются планом объяснения нового материала.

Примером такого плана может служить план занятия по истории на тему:

1. Главная задача Русской культуры.

2. Отношение народа к старой библейской власти.

3. Большевики и троцкисты в разные эпохи.

4. Новое искусство.

Такой план является важным с точки зрения понимания логики темы. Однако то, что будет происходить на занятии, что требуется от участников в части самостоятельных действий, из такого плана понять невозможно.

Часто в планах смешивают то, что относится к теме и то, что относится к предстоящей деятельности. То, что относится к деятельности участников на занятии, необходимо обозначить другими словами, например: «Схема организации деятельности».

С точки зрения обеспечения возможности индивидуального и группового продвижения участников на занятии, очень важным является то, что они уже в начале занятия знают, кто и что в течение занятия должен делать и какой результат получить. В чём же здесь отличие от происходящего на традиционном занятии?

Обычное занятие устроено так, что все участники вместе с воспитателем постепенно переходят от этапа к этапу. При этом те участники, которые двигаются быстрее, вынуждены ожидать выполнения заданий остальными и, соответственно, при этом происходит потеря времени. Участник уже может двигаться дальше, но поскольку организационно его движение не обеспечено (то есть участник не знает, что конкретно должен делать дальше), то он вынужден ждать. В то же время участники, которые при общем завершении этапа в чём-то отстали, всё же вынуждены переходить к следующему этапу.

Чтобы этого избежать, хотя бы в пределах занятия, необходимо уже в его начале разъяснить участникам всю логику продвижения вперёд и обеспечить это организационно.

Например, планируя занятие изучения новой темы, воспитатель предполагает, что участники изучат её самостоятельно в группе, затем проверят в этой же группе понимание материала каждым, индивидуально попробуют применить знания и выявят те моменты, которые кому-то понять не удалось. В итоге происходит обсуждение. Для данной ситуации в большинстве случаев план выглядит примерно следующим образом:

1. Труд в группе.

2. Индивидуальный труд.

3. Труд в группе.

4. Общее подведение итогов.

Из плана можно понять смену типов занятий, однако, что конкретно в каждом случае будет получено, в какой момент надо переходить к следующему типу занятий, не совсем ясно.

Второй пример плана (с точки зрения получаемого в каждом виде занятий продукта) является уже более понятным.

1. Сообщение задания воспитателем.

2. Труд в группе по изучению новой темы.

3. Труд в группе по проверке собственного понимания.

4. Индивидуальный труд по выявлению непонятного — ответы на вопросы.

5. Труд в группе — применение знаний.

6. Общее подведение итогов.

Необходимо учесть, что когда воспитатель пытается написанное словами представить в виде схемы, то само составление такой схемы выявляет некоторые неучтённые места и вынуждает их уточнять.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных