ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Отличия схем от рисунковПредставлены два изображения (Рис. 25, 26), на которых отражена одна и та же ситуация – труд в парах.
Рис. 25. Схематичный рисунок работы в паре Рис. 26. Схема работы в паре
Изображение на рисунке 25 определяется как рисунок. Основанием для этого является то, что два человека (мальчик и девочка), изображены в некоторой степени художественно – прорисованы прически, одежда, передано настроение ребят и др. Изображение на рисунке 26 – это схема, в которой отражён способ взаимодействия двух субъектов. Прямоугольники обозначают то, что у субъектов происходит мыслительный труд. Часто такие прямоугольники называют «табло сознания». Взаимообратной стрелкой показано взаимоотношение между субъектами деятельности – взаимодействие.
Этапы построения схемы. Варианты схематизации. Рис. 27. Схема схематизации (представлена в сокращении)
Схематизация в данном варианте происходит при выполнении шести процедур. Действия, входящие в данные процедуры, на схеме обозначены цифрами. 1. Сбор материала для будущей схемы. 2. Выявление значимых частей. Осуществляется разъединение частей, которые обладают некоторой целостностью. 3. Реальное разъединение значимых частей. 4. Выделение значимых частей. Выделяются некоторые критерии значимости, по которым одни части рассматриваются как значимые, а другие — как незначимые. 5. Если схематизатора устраивают выделенные им значимые части, то происходит синтезирование этих частей. 6. Появление конструкции схемы. Строить схемы также возможно с использованием приёмов исключения и обобщения. В этом случае нужно «сжать» текст, иначе говоря, не сокращая мысли, сократить её запись. Смысл приёма исключения состоит в том, что при анализе текста исключаются подробности, несущественные детали, авторские пояснения. Материал делится на основной, который должен прочно зафиксироваться в долговременной памяти, и второстепенный, без которого можно обойтись. Приём обобщения заключается в обобщении нескольких однородных фактов. Для этого сначала нужно их обнаружить, затем вычленить в них нечто общее, а после этого переформулировать мысль своими словами и для построения схемы обозначить условными знаками. Когда схема оформляется, нужно сделать акцент на основных смысловых элементах, не упустить нужные, раскрывающие главную мысль детали, а также показать действия и переходы, связи и взаимосвязи между элементами. Остановимся теперь на конструкции схемы: из каких элементов она может и должна состоять. Элементы схем · Для обозначения предметов и позиций используются различные геометрические фигуры. · Присутствуют знаки, которые показывают действия, переходы, процессы (например, стрелки), а также рамки, которые задают количественную и порядковую определённость и обозначают места. · Могут использоваться линии связи, которые объединяют графические элементы и отражают взаимосвязи между предметами и позициями. · Допустимы цифровые, буквенные и словесные обозначения. Принципы представления текстовой информации · принцип лаконичности — графические средства должны содержать лишь те элементы, которые необходимы для сообщения существенной информации; · принцип акцента на основных смысловых элементах — выделение цветом, размером и др.; · принцип автономности — чёткое ограничение каждой части информации; · принцип структурности — центральные части должны занимать узловое положение; · принцип стадийности (этапности) — последовательное изображение информации. Данные принципы легли в основу правил конструирования схем. Правила конструирования схем · Схема должна состоять из тех элементов, которые отражают важную, существенную информацию об объекте. · Каждая часть информации должна иметь чёткое ограничение, то есть для логически законченных содержательных частей текста должна быть построена отдельная схема. · Схема должна быть динамична, то есть показывать процесс перехода из одного состояния в другое. При таком переходе объекты изображают рядом друг с другом — параллельно. · Одинаковые по содержанию, но имеющие разные качества предметы и объекты изображают разными условными обозначениями. Схемы могут выполняться без учёта масштаба и действительного пространственного расположения составных частей объекта. Усвоив данные правила, можно начинать строить схемы и применять их на разных этапах обучения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|