Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Организация деятельности




Содержание схемы должно отражать специфику труда каждого субъекта. Рассмотрим это на примерах составления схем при организации индивидуального, группового и общего труда по самообразованию.

На рисунке 19 отражено действие воспитателя по сообщению задания всем участникам. В варианте (а) изображен воспитатель, который даёт задание группе. При этом группа обозначена пустым кругом — участников в нём нет. Значит, ни у кого не возникнет вопросов, что должны делать участники этой группы во время сообщения задания. Как только внутри появляется хотя бы одно изображение участника (вариант б), то возникает вопрос: что он должен делать — просто слушать или, например, задавать вопросы на уточнение? Тогда рядом с фигурой участника следует поставить знак вопроса, который поясняет возможные или необходимые действия участников. Но и эта схема является непол­ной, из её содержания не видно, что это общий труд и что все участники заняты одним делом. Более полным является (вариант в), в котором отражены и действия воспитателя, и действия участников.

Рис. 19. Сообщение задания воспитателем

Второй этап — труд в группе (Рис. 20). Рисуем участников в кружке (Рис. 20,а). Сколько нарисовать? Столько, сколько по нашим предположениям должно быть в группе. Например, шесть. А все ли они должны быть одинаково изображены? Если в группе есть руководитель, то он должен отличаться (Рис. 20,б). Если нет руководителя, его назначают или обеспечивают выбор, уточнив при этом обязанности.

Кроме того, если группа должна трудиться каким-то определённым способом, это тоже может быть изображено на схеме (Рис. 20,в). Квадратик посередине означает алгоритм, написанный на листочке. По этому алгоритму группа и трудится. Руководитель фиксирует прохождение шагов алгоритма.

Рис. 20. Работа в группе по изучению новой темы

 

Пример алгоритма:

Все вместе.

1. Прочитать алгоритм и выяснить непонятные места.

2. Разделить полученный текст на части (совместно) и распределить части между собой.

Каждый отдельно.

3. Прочитать свой фрагмент текста.

4. Составить вопросы по своему фрагменту текста, которые участник группы будет задавать другим участникам, чтобы проверить, как они поняли сообщенный материал.

Все вместе.

5. Поочередно рассказать свой фрагмент другим участникам группы.

Фигурка воспитателя, изображенная на рисунке (21,в) отдельно от группы и соединенная с ней пунктирной стрелкой, означает, что, если алгоритм будет непонятен, воспитатель может проконсультировать группу (на этом этапе труда вопросы воспитателю можно задавать только по поводу алгоритма).

Следующий такт — труд в группе по проверке собственного понимания. Воспитатель предполагает, что проверка понимания будет происходить за счёт того, что каждый из участников задаст вопросы по своему фрагменту всем остальным. Однако, как сделать так, чтобы каждый участник группы гарантированно отвечал на вопросы?

Для этого следующий этап труда в группе следует организовать так, чтобы участники задавали вопросы и отвечали на них, меняя напарника. Рисунок 28, изображающий следующий этап труда должен показывать эти взаимодействия. Кроме того, на этом рисунке опять появляется фигура воспитателя с пунктирной стрел­кой, обозначенной буквой «С» — это значит, что теперь он может консультировать по содержанию.

Рис. 21. Работа в группе по проверке собственного понимания

Четвёртый этап — индивидуальный труд с вопросами (Рис. 22). Если это вопросы, которые даются в индивидуально-ориентированном самообразовательном плане для участников, то данный этап можно изобразить так, как на схеме (Рис. 22,а). Если это вопросы, спе­циально разработанные воспитателем для конкретного занятия (тест на бумаге или компьютере), тогда изображение варьируется. Однако, в любом случае схема отражает определённое действие. Например, карточка со специально разработанными вопросами имеет обозначение «К» (Рис. 22,б), эти карточки находятся на отдельной полке в классе с таким же обозначением.

Рис. 22. Индивидуальная работа с вопросами

 

Пятый этап — труд в группе по применению знаний, например, совместный разбор упражнения. Снова на рисунке появляется группа, отмечены особенности предполагаемого способа труда. Например, один участник группы выполняет упражнение, одновременно комментируя, другие, если что-то непонятно, останавливают этого участника и уточняют непонятое. Это может быть представлено так, как показано на схеме (Рис. 23).

И последний, шестой, этап — подведение итогов. Один участник от каждой группы должен сказать о том, как и почему удавалось или не удавалось хорошо трудиться, что надо учесть в будущем. На схеме (Рис. 24) видно, что говорят только руководители групп.

Рис. 23. Работа в группе по применению знаний Рис. 24. Работа по проведению итогов

Если условия деятельности группы другие, то схема должна это отражать. Схематичная подача плана занятия позволяет разъяснить основные задачи, уточнить, кто и что должен делать и дать возможность каждой группе двигаться в своём темпе. Конечно, вначале на труд в соответствии со схемой требуется большее время, но постепенно, когда все значки в схемах становятся знакомыми, время тратится только на разъяснение каких-либо новых моментов.

При умелом использовании воспитателем схем по организации деятельности происходит постановка целей занятия каждым участником, планирование индивидуальных и коллективных маршрутов, последовательное выполнение запланированных действий, осуществление самоанализа и общего обсуждения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных