Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Контрольная работа (3 семестр)




Цель проверки: подтверждение способности владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах.

Проверяемые компетенции: ОК-15, ОК-18.

Задача 1

Какие из указанных ниже группировок являются типологическими:

а) населения по возрасту;

б) работников по тарифному разряду;

в) населения по общественным группам;

г) населения, занятого по отраслям;

д) производство средств производства и предметов потребления?

Назовите виды группировок и основные их назначения.

Решение.

Все из указанных выше группировок являются типологическими.

Для решения задач, возникающих в ходе научного статистического исследования, применяют следующие виды группировок.

Типологическая группировка решает задачу выявления и характери­стики социально-экономических типов. При этом виде в качестве группировочных выступают существенные признаки, которые и раз­личают выделенные типы или группы по существу. Этот вид группи­ровок в значительной степени определяется представлениями экспер­тов о том, какие типы могут встретиться в изучаемой совокупности.

Структурные группировки характеризуют структуру совокупности по какому-либо одному не обязательно существующему признаку. Число интервалов в таких группировках должно быть оптимальным. На осно­ве данной группировки можно изучать динамику структуры совокуп­ности. К структурным группировкам относятся группировки хозяйств по объему продукции, населения по размеру среднедушевого дохода.

Аналитическая группировка характеризует взаимосвязь между двумя и более признаками, один из которых рассматривается в качестве ре­зультата, а другой как фактор.

Простая группировка представляет собой группировку по одному признаку.

Сложная группировка — это группировка по двум или нескольким признакам.

Комбинационная группировка, в основании которой лежат несколько признаков, т. е. группы, образованные по одному признаку, делятся на подгруппы — по второму, а последние — по третьему признаку и т. д. Данный вид группировки позволяет выявить и сравнить различия и связи между исследуемыми признаками, которые нельзя обнаружить на основе изолированных группировок по ряду группировочных при­знаков.

Многомерная группировка основана на измерении сходства или раз­личия между объектами, т. е. единицы, отнесенные к одному классу, различаются между собой меньше, чем единицы, отнесенные к различ­ным классам. Задача многомерной группировки сводится к выделению или сгущению объектов вn-мерном пространстве.

 

Задача 2

Определите динамику и структуру изменения объема продукции в квартальном разрезе и в целом за год двух предприятий по следующим исходным данным:

Предприятие Всего за год, млрд р. В том числе по кварталам
I II III IV
№ 1          
№2          

 

Проанализируйте полученные результаты.

Решение.

Структура производства продукции предприятия № 1 в квартальном разрезе:

 

Квартал млрд.руб. %
I   23,91
II   26,09
III   21,74
IV   28,26
Всего за год    

Структура производства продукции предприятия № 2 в квартальном разрезе:

Квартал млрд.руб. %
I   23,81
II   23,81
III   25,40
IV   26,98
Всего за год    

 

Таким образом, как на первом, так и на втором предприятии большая часть произведенной за год продукции выпущено в четвертом квартале.

Объем производства продукции двух предприятий вместе за год составил:

460 + 630 = 1090 млрд. р.

в том числе по кварталам:

Iквартал: 110 + 150 = 260 млрд. р.

IIквартал: 120 + 150 = 270 млрд. р.

IIIквартал: 100 + 160 = 260 млрд. р.

IVквартал: 130 + 170 = 300 млрд. р.

Таким образом, структура объема производства выглядит следующим образом:

 

Предприятие Всего за год, млрд. р. В том числе по кварталам
I II III IV
млрд. р. % млрд. р. % млрд. р. % млрд. р. % млрд. р. %
№ 1   42,2   42,31   44,44   38,46   43,33
№2   57,8   57,69   55,56   61,54   56,67
Всего                    

Динамика объема продукции по кварталам представлена в таблице:

Квартал Объем производства, млрд.р. Абсолютный прирост, млрд. руб. Темп роста, % Темп прироста, % Абсолютное значение одного % прироста, млрд.р.
цепной базисный цепной базисный цепной базисный
yi Δyц = yi – yi-1 Δyб = = yi – y1 Тц = (yi/ yi-1).100% Тб = (yi / y1). 100% ΔТц= Тц – 100 ΔТб= Тб – 100 А = 0,01 .yi-1
I   - - - - - - -
II       103,8 103,8 +3,8 +3,8 2,6
III   -10   96,3   -3,7   2,7
IV       115,4 115,4 +15,4 +15,4 2,6
Итого                

Таким образом, объем производства в четвертом квартале превысил значение производства в первом квартале на 40 млрд.р. (или на 15,4%).

Задача 3

Определите средний возраст работников и показатели вариации по следующим данным:

Возраст работников, лет До 18 От 18 до 25 От 25 до 30 От 35 до 50 Свыше 50
Численность работников, чел.          

Проанализируйте полученные результаты.

Решение.

В условии задачи дается интервальный вариационный ряд распределения с открытыми интервалами. Чтобы определить средний объем продукции, нужно от интервального ряда перейти к дискретному, т.е. найти середину каждого интервала как полусумму нижней и верхней границ. При этом величина открытого интервала первой группы приравнивается к величине интервала второй группы, а величина открытого интервала последней группы - к величине интервала предпоследней группы.

После вышесказанных преобразований исходная таблица будет выглядеть следующим образом:

 

Возраст работников, лет 14,5 21,5 27,5 42,5 57,5
Численность работников, чел.          

Средний объем возраст работников по предприятию рассчитаемпо формуле средней арифметической взвешенной:

лет.

Для характеристики размеров колеблемости признаков в статистике используют ряд показателей.

Рассчитаем следующие показатели:

- дисперсия:

- среднее квадратическое отклонение:

σ = = 12,8.

Так как коэффициент вариации больше 33 %, это говорит о неоднородности изучаемой совокупности.

Задача 4

На основании данных о распределении предприятий по среднегодовой численности работников одной из отраслей народного хозяйства:

1) определите, моду и медиану;

2) постройте гистограмму;

3) оцените характер асимметрии.

 

Группы предприятий по числу работников, чел. До 200 200-1000 1000-5000 Свыше 5000
Число предприятий, % к итогу 13,6 19,0 31,7 35,7

Решение.

Перейдем от интервального ряда перейти к дискретному.

Группы предприятий по числу работников, чел.        
Число предприятий, % к итогу 13,6 19,0 31,7 35,7

 

Для определения медианного интервала необходимо определять накопленную частоту каждого последующего интервала до тех пор, пока она не превысит 1/2 суммы накопленных частот (в нашем случае – 50.)

Группы предприятий по числу работников, чел. До 200 200-1000 1000-5000 Свыше 5000
Сумма накопленных частот, % 13,6 32,6 64,3  

Таким образом, медианным является интервал с границами 1000 – 5000.

Соотношение моды, медианы и средней арифметической указывает на характер распределения признака в совокупности, позволяет оценить его асимметрию. Т.к. < Мо, Me< Мо следует сделать вывод о левосторонней асимметрии ряда.

Задача 5

Рост выпуска продукции на предприятии за пять лет характеризуется следующими данными:

Год 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й
Продукция, млрд. р. 11,2 12,4 14,8 18,5 21,5

На основании этих данных исчислите: а) показатели ряда динамики (абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста, абсолютное значение одного процента прироста за весь период); б) средний уровень ряда; в) среднегодовой темп динамики (по абсолютным уровням ряда). Проанализируйте полученные результаты. Сделайте вывод о характере изменения выпуска продукции на данном предприятии по годам.

Решение.

В зависимости от задачи исследования абсолютные приросты (снижения,), темпы роста (снижения, Т) и темпы прироста (снижения,) могут быть рассчитаны с переменной базой сравнения (цепные) и постоянной базой сравнения (базисные).

Абсолютное значение одного процента прироста (снижения) – это отношение абсолютного цепного прироста к соответствующему цепному темпу прироста, выраженному в процентах. Оно определяется по формуле:

Результаты расчетов приведены в таблице:

 

Год Продукция млрд.руб. Абсолютный прирост, млрд.руб. Темп роста (снижения),% Темп прироста (снижения),% Абсолютное содержание одного процента прироста (снижения), млрд.руб.
цепной базисный цепной базисный цепной базисный
1-й 11,2 - - - - - - -
2-й 12,4 1,2 1,2 110,71 110,71 10,71 10,71 0,112
3-й 14,8 2,4 3,6 119,35 132,14 19,35 32,14 0,124
4-й 18,5 3,7 7,3 125,00 165,18 25,00 65,18 0,148
5-й 21,5   10,3 116,22 191,96 16,22 91,96 0,185

Средний уровень ряда может быть исчислен по формуле средней арифметической простой:

млрд.р.

Средний абсолютный прирост исчисляется двумя способами:

или

где – цепные абсолютные приросты;m– число цепных абсолютных приростов.

Среднегодовой абсолютный прирост производства продукции за анализируемый период равен:

(21,5 – 11,2) / 4 = 2,575 млрд.р.

Изучив динамику производства продукции можно сделать следующие выводы.

В целом за рассматриваемый период производство продукции увеличилось на 10,3 млрд.р. (или на 91,96 %). В среднем производство продукции за год увеличивалось на 2,575 млрд.р.

Задача 6

На основании следующих данных рассчитайте общий индекс производительности труда по группе предприятий. Определите также количество работников, которое было высвобождено в результате роста производительности труда.

 

Предприятие Количество работников в текущем периоде, чел. Индекс производительности труда
№ 1   1,06
№2   1,02
№3   1,03

Решение.

Общий индекс производительности труда рассчитаем по формуле:

Т.е. производительность труда увеличилась на 4%.

Разность числителя и знаменателя рассчитанного индекса показывает экономию живого труда (количество высвобожденных работников) за счет роста производительности:

∆Т = 1640 – 1570 = 70 чел.

Задача 7

Имеются следующие данные:

 

Год Часовая выработка на одного рабочего, ед. Продолжительность рабочего дня, ч Продолжительность рабочего месяца, дн.
Базисный   7,7  
Отчетный   7,8  

Определите: а) влияние динамики часовой выработки одного рабочего, продолжительности рабочего дня и рабочего месяца на динамику среднемесячной выработки; б) влияние каждого фактора в абсолютном выражении на функцию.

Решение.

Производительность труда одного работника за месяц (W) равна его среднечасовой выработке (а), умноженной на среднюю продолжительность дня (b) и на среднюю продолжительность рабочего месяца (с).

W = cba.

Система многофакторных индексов:

=..

Таким образом, производительность труда в базисном периоде составила:

W0= 100.7,7.20 = 15400 ед.

в отчетном периоде:

W1= 120.7,8.22 = 20592 ед.

1,337 = 1,1 .1,013. 1,2

Абсолютное изменение выработки:

ΔW = 20592 – 15400 = 5192 ед.

Количество продукции (в абсолютном выражении) в расчете на одного рабочего, полученное за счет роста часовой выработки одного рабочего:

ΔWа = (120 – 100)* 7,7 * 20 = 3080 ед.

Количество продукции (в абсолютном выражении) в расчете на одного рабочего, полученное за счет снижения продолжительности рабочего дня:

ΔWb= 120 * (7,8 – 7,7) * 20 = 240 ед.

Количество продукции (в абсолютном выражении) в расчете на одного рабочего, полученное за счет снижения продолжительности рабочего месяца:

ΔWс = 120* 7,8 * (22 – 20) = 1872 ед.

Проверка:

ΔW = ΔWа + ΔWb + ΔWс

5192 = 3080 + 240 + 1872

5192 = 5192

Задача 8

Изобразите данные задачи 2 с помощью столбиковых графиков, круговых графиков и ломаной кривой. Какой из этих графиков наиболее наглядно изображает динамику и структуру объема продукции в квартальном разрезе?

Решение.

Столбиковый график:

Круговой график:

Ломаная кривая:

Таким образом, наиболее наглядным является график в виде ломаной кривой.

Задача 9

При 20%-ной разработке (по способу случайной бесповоротной выборки) данных текущего учета населения города удельный вес жителей в возрасте свыше 60 лет составил 8%, удельный вес населения в возрасте до 16 лет - 14%, удельный вес рабочих (без членов их семей) - 18%. Определите с вероятностью 0,954: а) предельную ошибку выборки удельного веса каждой из групп жителей; б) пределы (доверительный интервал), в которых будет находиться доля каждой из указанных групп жителей; в) какова должна быть доля выборки (объем выборки), чтобы предельная ошибка в оценке доли по указанным группам жителей была не более 0,20 %. Общая численность населения города составляет 300 тыс. человек.

Решение.

Возможные границы генеральной доли определяется по формуле:

где w – выборочная доля (удельный вес единиц в выборке, обладающих исследуемым признаком; w = m/n)

n –предельная ошибка выборочной доли (для бесповторного отбора).

Так, удельный вес жителей в возрасте свыше 60 лет равен 0,08.

w= 0,08.

Предельная ошибка выборочной доли:

Тогда границы удельного веса данной группы:

в пределах 0,031 - 0,129

Т.е. доля жителей в возрасте свыше 60 лет находится в пределах от 3,1% до 12,9%.

Удельный вес населения в возрасте до 16 лет:

w = 0,14.

Предельная ошибка выборочной доли:

Тогда границы удельного веса данной группы:

в пределах 0,078 - 0,202

Т.е. доля жителей в возрасте до 16 лет находится в пределах от 7,8% до 20,2%.

Удельный вес рабочих:

w= 0,18.

Предельная ошибка выборочной доли:

Тогда границы удельного веса данной группы:

в пределах 0,112 - 0,248

Т.е. доля рабочих находится в пределах от 11,2% до 24,8%.

Необходимый объем выборки рассчитаем по формуле:

Объем выборки, чтобы предельная ошибка в оценке доли жителей в возрасте свыше 60 лет была не более 0,2%:

59 101 чел.

Доля выборки = 59101 / 300000 .100 = 19,7%.

Объем выборки, чтобы предельная ошибка в оценке доли жителей в возрасте до 16 лет была не более 0,2%:

85 918 чел.

Доля выборки = 85918 / 300000 .100 = 28,6%.

Объем выборки, чтобы предельная ошибка в оценке доли жителей в возрасте до 16 лет была не более 0,2%:

98 928 чел.

Доля выборки = 98928 / 300000 .100 = 33%.

Задача 10

Имеются следующие данные о связи между произведенной продукцией (в отпускных ценах) и переработкой сырья по 12 предприятиям:

 

Номер предприятия                        
Валовая продукция, млрд р. 2,4 2,8 3,4 3,6 4,0 4,4 4,8 5,3 5,5 6,0 6,2 6,5
Переработано сырья, тыс. ц 0,6 0,9 1,2 0,8 1,4 1,8 1,6 2,0 2,4 2,7 2,9 3,2

 

Составьте линейное уравнение регрессии, вычислите параметры и оцените тесноту корреляционной связи.

Решение.

Видно, что при росте размера предприятия возрастает фондоотдача, т.е. между этими показателями существует прямая корреляционная зависимость.

Коэффициент парной корреляции определяет тесноту связи между результативным и факторным показателями:

Расчет показателя тесноты связи

 

Номер предприятия Валовая продукция, млрд р. Переработано сырья, тыс. ц. Линейные отклонения у, Линейные отклонения х, Квадрат линейного отклонения у, 2 Квадрат линейного отклонения х, 2 Произведение у на х, ху Квадрат значения фактора, х2
  2,4 0,6 -2,175 -1,192 4,731 1,420 1,44 0,36
  2,8 0,9 -1,775 -0,892 3,151 0,795 2,52 0,81
  3,4 1,2 -1,175 -0,592 1,381 0,350 4,08 1,44
  3,6 0,8 -0,975 -0,992 0,951 0,983 2,88 0,64
    1,4 -0,575 -0,392 0,331 0,153 5,6 1,96
  4,4 1,8 -0,175 0,008 0,031 0,000 7,92 3,24
  4,8 1,6 0,225 -0,192 0,051 0,037 7,68 2,56
  5,3   0,725 0,208 0,526 0,043 10,6  
  5,5 2,4 0,925 0,608 0,856 0,370 13,2 5,76
    2,7 1,425 0,908 2,031 0,825 16,2 7,29
  6,2 2,9 1,625 1,108 2,641 1,228 17,98 8,41
  6,5 3,2 1,925 1,408 3,706 1,983 20,8 10,24
Итого 54,9 21,5     20,383 8,189 110,9 46,71

 

Т.к. 0<0,826<1, значит корреляция между x и y называется положительной, и она показывает, что с ростом одного показателя второй показатель 1,303 возрастает. Связь между показателями тесная.

Определим параметры a и b уравнения регрессии y = a + bх

Уравнение регрессии y = 1,829 + 1,533х.

Проанализировав зависимость валовой продукции от количества переработанного сырья, можно сказать, что зависимость между этими показателями прямая и тесная. Это подтверждается значением коэффициента корреляции и при графическом анализе направления и тесноты связи.

Вопросы к зачету

1. Формы и виды статистического наблюдения.

2. Сводка статистических материалов.

3. Группировка статистических материалов.

4. Статистические таблицы.

5. Ряды распределения.

6. Абсолютные величины.

7. Относительные величины.

8. Виды средних величин и их расчеты.

9. Средняя арифметическая, средняя гармоническая, средняя геометрическая и средняя квадратическая.

10. Структурные средние.

11. Абсолютные показатели вариации.

12. Относительные показатели вариации.

13. Виды дисперсии.

14. Общая дисперсия.

15. Средняя из групповых дисперсий.

16. Межгрупповая дисперсия.

17. Понятие рядов динамики. Их виды.

18. Смыкание рядов динамики.

19. Статистические показатели динамики социально–экономических явлений.

20. Характеристики рядов динамики.

21. Интенсивности изменения отдельных уровней явления (от даты к дате); среднего уровня и средней интенсивности развития явления.

22. Тенденции закономерности развития явления.

23. Интерполяция и экстраполяция.

24. Сезонность изменения явления.

25. Абсолютный прирост.

26. Цепной абсолютный прирост.

27. Абсолютный прирост.

28. Ускорение.

29. Темп роста.

30. Темпы прироста.

31. Темп наращивания.

32. Средний абсолютный прирост.

33. Средний темп роста.

34. Средний темп прироста.

35. Средняя величина абсолютного значения одного процента прироста.

36. Методы выявления основной тенденции (тренда) в рядах динамики (РД)

37. Выявление и измерение сезонных колебаний.

Критерии и шкалы оценивания ответов на зачете

Оценка «зачтено» выставляется студенту, если он показал твердые и достаточно полные знания по выносимому на зачет материалу в соответствии с учебной программой, уверенно ори­ентируется в основной литературе, знает требования норматив­ных документов; последовательно излагает изученный материал, предпринимает попытки анализировать различные научные взгляды и обосновывать собственную теоретическую позицию, до­пуская при этом незначительные ошибки; умеет увязывать тео­ретические положения с будущей практической деятельностью; отличается развитой речью.

Оценка «незачтено» выставляется студенту, если он демонстрирует незнание основных положений выносимого на зачет материала; не ориентируется в основных литературных источниках; не знает требований нормативных документов; не в состоянии дать самостоятельный ответ на вопросы, обосновать собственную научную позицию; не умеет устанавливать связь теоретических положений с будущей практической деятельно­стью; речь слабо развита и маловыразительна.

Вопросы к экзамену

1. Экономические индексы.

2. Понятие, значение индексов, их виды.

3. Агрегатная форма индекса и индексы в средней арифметической и средней гармонической формах.

4. Индексы переменного финансированного состава и структурных сдвигов.

5. Статистическая оценка экономического развития страны.

6. Статистика национального богатства и национального имущества.
Показатели статистики основных производственных фондов.

7. Основные фонды и их статистическое изучение.

8. Показатели наличия и структуры основных производственных фондов. Виды их оценки.

9. Показатели состояния и динамики основных производственных фондов. Показатели использования основных производственных фондов и фондовооруженности труда.

10. Показатели объема, структуры и использования запасов материальных ценностей.

11. Ресурсы и запасы материальных ценностей.

12. Показатели объема и структуры запасов материальных ценностей.

13. Показатели использования запасов материальных ценностей.

14. Методы исчисления и анализа общественного продукта и национального дохода.

15. Совокупный (валовой) общественный продукт.

16. Национальный доход.Распределительный метод.

17. Метод конечного использования.

18. Валовой национальный продукт.

19. Валовой национальный доход.

20. Валовая прибыль экономики.

21. Чистая прибыль в экономике.

22. Располагаемый национальный доход.

23. Национальное сбережение.

24. Население как субъект и объект экономической деятельности.

25. Показатели оценки демографической ситуации территории.

26. Общий коэффициент рождаемости (n). Общий коэффициент смертности (m).

27. Коэффициент естественного прироста (Кn-m). Коэффициент оборота населения (Kn+m).

28. Коэффициент экономичности воспроизводства (Кэ).

29. Основные показатели браков и разводов.

30. Показатели миграции населения.

31. Коэффициент миграции (Кv). Коэффицент прибытия (Кv+).

32. Коэффицент выбытия (Кv-). Коэффицент приживаемости новоселов (Кn).

33. Коэффицент подвижности населения (Кn-1).

34. Показатели статистики производства материальных благ и услуг.

35. Статистический учет промышленной продукции.

36. Показатели валового оборота.

37. Статистический учет продукции отраслей сферы обращения.

38. Структура регулируемой розничной цены.

39. Структура свободной розничной цены.

40. Статистические показатели трудовых ресурсов.

41. Трудоустройство и занятость населения.

42. Классификация рабочей силы по экономической активности и статусу в занятости.

43. Показатели трудоустройства и занятости населения.

44. Статистические показатели продукции.

45. Показатели статистики производства материальных благ и услуг.

46. Статистический учет промышленной продукции.

47. Валовой оборот.

48. Показатели валового оборота.

49. Валовая продукция предприятия.

50. Товарная продукция.

51. Реализованная продукция.

52. Статистический учет продукции отраслей сферы обращения.

53. Трудоустройство и занятость населения.

54. Классификация рабочей силы по экономической активности и статусу в занятости.

55. Показатели трудоустройства и занятости населения.

56. Показатели использования рабочего времени.

57. Фонды рабочего времени.

58. Структура календарного фонда рабочего времени.

59. Производительность труда. Основные показатели и методы расчета.

60. Себестоимость продукции и структура затрат на производство.

61. Показатели себестоимости продукции. Анализ структуры затрат на производство.

62. Статистика финансовой деятельности предприятия.

63. Показатели прибыли и рентабельности.

64. Статистика потребления материальных благ и услуг.

65. Показатели статистики доходов населения.

Критерии и шкалы оценивания:

- оценка «отлично» выставляется, если даны обоснованные, логично выстроенные ответы, отражающие знание обучающегося как основной, так и дополнительной литературы по данной дисциплине; владение обучающегося научной терминологией. Обучающийся демонстрирует умение использовать теоретические знания при трактовке и объяснении практических ситуаций, представлять свою профессиональную позицию;

- оценка «хорошо» выставляется, если ответы недостаточно полно обоснованы, отражают знание обучающегося основной литературы по дисциплине, владение обучающегося научной терминологией. Объяснение и трактовка практических ситуаций поверхностны, профессиональная позиция недостаточно ясная;

- оценка «удовлетворительно» выставляется, если ответы поверхностные, обучающийся демонстрирует необходимый минимум знаний по дисциплине. Фрагментарное использование теоретических знаний при трактовке и объяснении практических ситуаций, несформированность собственной профессиональной позиции;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется, если ответы демонстрируют незнание или минимальное знание обучающимся основной литературы по дисциплине. Неумение использовать теоретические знания при трактовке и объяснении практических ситуаций, несформированность собственной профессиональной позиции.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных